«Автобизнеса» сегодня нет ни у кого»

Начало коллекции Николая было положено в середине 90-х годов. Как и многие мальчики в то время, он увлекся журналами «За рулем»:

– Моя коллекция начала формироваться в 1996 году с журналов «За рулем». В нем была рубрика «В мире моторов», которую вел Лев Шугуров. В 70–80-е годы она наполнялась автомобилями из соцстран, и только в 90-е там стали появляться привычные нам сегодня модели, изображения которых попадали в журнал из буклетов «Совэкспорта» и «Автоэкспорта». Я стал их вырезать и вместе с техническими характеристиками вклеивать в тетрадку, – говорит Николай.

– Да, сам того не понимая, я портил журналы. Но впоследствии все они были восстановлены. Кстати, журналы «За рулем» имеют высокую коллекционную ценность, особенно те, что издавались в 60-е годы. У них было просто обалденное дизайнерское исполнение: обложки, внутреннее наполнение и т.д., поэтому за ними охотятся не только коллекционеры, но и графические дизайнеры. Мы сравнивали обложки ЗР того времени и немецких журналов – импортные однозначно уступают в оформлении.

Также мне удалось собрать всю подшивку «Авторевю», за исключением самого первого номера. Есть и другие издания: «Автоспорт» – приложение к «Авторевю», «Автопилот» – первый российский глянец, наиболее ценные номера русскоязычного Top Gear, российский Car, все выпуски русской версии Evo и даже «Чехословацкое мотор-ревю».

Вся коллекция, если посчитать вместе газеты и журналы, насчитывает около 10 000 экземпляров.

Белорусские издания я практически не собирал. В 90-е покупал «Автогазету», «Автобизнес», но тогда еще не осознавал их будущей ценности, и абсолютное большинство номеров было утрачено. А восстановить их сегодня на вторичном рынке невозможно, особенно «Автобизнес», которого нет ни у кого.

«То ничего не найти, то не знаешь, что выбрать»

Следом за периодическими изданиями Николай увлекся коллекционированием фирменных буклетов автопроизводителей:

– В том же 1996 году я попал на Минский международный автосалон, где набрал первых буклетов и много другой «раздатки». Самые качественные буклеты тогда были у Volkswagen, дилером которого уже являлся «Атлант-М». В то время продавалось третье поколение «Гольфа», вместе с ним появились буклеты на русском языке. Также у меня есть первые русскоязычные буклеты BMW седьмой серии, которые были на небезызвестном «РиМи-Авто».

После автосалона я стал ездить к дилерам и собирать буклеты, еще не осознавая, что это может превратиться в какую-то историю или даже бизнес. Когда спустя два-три года «печатки» накопилось много, я понял, что надо остановиться и не брать все подряд.

Часть коллекции – материалы Mercedes с «Энергии-ГмбХ». У меня даже есть компакт-диск с видео тест-драйвов ML второго поколения, снятых дилером на пустыре, где сейчас находится их салон.

Но самые дорогие в моей коллекции – буклеты Porsche. Они сейчас дорожают в среднем на 20% ежемесячно, потому что с 2022 года Porsche полностью прекратила их печатать. Единственное исключение – Porsche 911 Dakar для рынка Китая. Буклет, по-моему, 16-страничный, на скрепках, стоит в среднем 100, и достать его невозможно. Изредка он всплывает в продаже, но поймать и купить, перебив чье-то предложение, – из разряда фантастики.

Крайне интересный экземпляр – корпоративный буклет Porsche 1986 года. Как и в каком году он попал в нашу страну – определить сложно. Я его нашел в объявлениях, и продавец не смог вспомнить, откуда он у него, – просто лежал среди газет. Получается, что каким-то образом этот буклет еще в 80-е попал в ГДР, а затем оказался в Беларуси.

Важный нюанс в коллекционировании буклетов заключается в том, что для разных рынков печатаются свои буклеты, причем они могут меняться едва ли не каждый месяц. Например, в моторной гамме появился новый двигатель (или исчез старый) – получите новый буклет. Таким образом, некоторые буклеты могут оказаться крайне редкими, потому что были актуальными недолго.

Не удержался я и от коллекционирования редких книг. В этой нише порой случаются неожиданные находки задешево. В прошлом году я был в Штутгарте и зашел в букинистический магазин. Там за 10 продавалась книга в твердой обложке про Mercedes-Benz SLR McLaren Roadster. Покупаю, выхожу из магазина, отрываю eBay и вижу цену в 150. А буквально пару недель назад она составляла уже 275.

Недавно открыл для себя новую тему – руководства по эксплуатации. Каким-то чудом мне удалось купить руководства на 123-й Mercedes, «Пятерку» BMW Е28, Audi 80 из 70-х – это редкие вещи, к которым есть коллекционный интерес. Он больше зависит не от внешнего состояния, а от наполнения руководств. Причем интересны не только сами руководства, но и сервисные книжки со штампами.

Буклеты, книги, мануалы и т.д. появляются на рынке волнообразно. То ничего не найти, то всплеск, когда предложений на сайтах много и ты не знаешь, что выбрать. Все подряд ведь сгребать тоже не будешь – это ерунда, а не коллекционирование. Надо покупать интересные вещи, которые со временем будут стоить хороших денег.

«Детство запомнилось элеконовскими КАМАЗами»

Ну и какой же влюбленный в автомобили коллекционер без масштабных моделей:

– Параллельно с «бумагой» я коллекционировал масштабные модели. Детство мне запомнилось элеконовскими КАМАЗами, погибшими смертью храбрых в песочнице. Позже я восстановил все, что у меня было, даже с запасом. Сейчас средняя стоимость этих моделей в зависимости от состояния при наличии сувенирного пластикового бокса варьируется от $100 до $150.

В какой-то момент мой интерес к коллекционированию масштабных моделей угас. Возврат случился через «Автолегенды СССР». Сначала скупал все подряд, потом решил приобретать только то, что сам помню с детства и к чему у меня есть интерес.

Как и в случае с буклетами, большой интерес у меня к Porsche, масштабные модели которых составляют немалую часть моей коллекции. Отдельного внимания заслуживают модели фирмы Bburago по каталогу 1989 года. Года два назад машинка Bburago обходилась мне в среднем в 10 рублей, сегодня минимальный ценник – 50 рублей. Недавно я задался целью посчитать их общую стоимость.

В России есть проект «Экземпляр» – это периодически пополняемый аукцион, на который люди выкладывают свои коллекции. «Экземпляр» ввел понятие Estimate – это оценочная стоимость лота исходя из количества предложений и других факторов. Если брать актуальные на сегодня цены – то все мои Porsche от Bburago стоят около 2500. Самая дорогая – 935-я Moby Dick. Она выпускалась небольшой период времени в красной и зеленой ливреях, а затем производителем была утеряна пресс-форма. Сегодня найти такую модель в идеальном полочном состоянии очень сложно, а с коробкой еще сложнее. Продают их в среднем за $30.

В Европе встречаются живые барахолки, где машинки разложены по коробкам с названиями марок, и там реально найти очень редкие модели буквально за 5. Но надо знать, что искать.

Сейчас пошел тренд на коллекционирование моделей с историей. Я имею в виду историю конкретной машинки, которая могла пострадать от детей, заржаветь на чердаке и т.д.

«На всем реально зарабатывать»

Все имеет свою цену. Николай говорит, что заработать можно даже на вкладышах из жвачек:

– Все это реально продавать, и на всем этом реально зарабатывать, даже на вкладышах Turbo. Некоторые экземпляры, например, доходят до 1000 российских рублей за штуку (около 35 белорусских). Люди удивляются, когда узнают их цену, при этом многие свои стопки вкладышей, которые собирали в детстве, просто выбросили.

Во многом это происходит потому, что рынок этих вещей в Беларуси фактически отсутствует, любителей и ценителей крайне мало. Сообщество не сформировано, и найти друг друга достаточно сложно, в отличие от той же России.