НЕФАЗ-5299-30-51 - автобус большого класса с рестайлинговыми передней и задней "масками", оснащается газовым двигателем Mercedes-Benz M 906, который развивает мощность 280 л.с. и обеспечивает выполнение норм экологического стандарта Евро-5. Газовое топливо размещается в восьми 123-литровых баллонах на крыше автобуса (в сумме - 984 л). Объем заправляемого природного газа при давлении 200 атмосфер составляет 197 куб. м. Длина машины - 12 м. Максимальная пассажировместимость - 105 человек, в том числе предусмотрено 25 мест для сидения и одно место для инвалидной коляски.

Заметим, что во многом схожая модель газомоторного автобуса имеется и у Минского автозавода - МАЗ 203965. Но он оснащается еще более совершенным 279-сильным двигателем Mercedes М 906 LAG EEV (Евро-5+) и автоматической коробкой передач Allison Т310 R. Шесть газовых баллонов Rugasco, установленных на крыше, имеют больший общий объем (1284 л), а значит, обеспечивают больший запас хода без дозаправки. При этом МАЗ 203965 полностью низкопольный, а НЕФАЗ-5299-30-51 имеет полунизкопольную конструкцию: высота пола на площадке передних и средних дверей - 360 мм; высота пола на площадке в районе задних дверей - 780 мм.

Казалось бы, белорусская машина имеет свои козыри и должна быть востребована на российском рынке. Однако российские города почему-то массово закупают газовые НЕФАЗы (50 единиц в прошлом году получила Тула; 25 - Воронеж; около сотни ждут в Татарстане). Почему? Кто-то предположит, что здесь наверняка замешаны внерыночные факторы. Например, тот же Дагестан на приобретение экологически безопасной пассажирской техники получил целевую субсидию из федерального бюджета в размере 150 млн рублей (российских, разумеется), что позволило снизить стоимость одного автобуса НЕФАЗ-5299-30-51 для Махачкалы с 7,3 млн до 4,8 млн. Неплохая экономия, не правда ли?

Однако, как выясняется, такая субсидия распространяется на всю газомоторную технику, произведенную на территории государств - участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года (согласно постановлению правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 г. №1027). То есть и на машины Минского автозавода в том числе. Тогда почему же более совершенный газовый МАЗ проигрывает НЕФАЗу? Отчасти дело, видимо, в том, что цена на белорусский автобус - полностью низкопольный и оснащенный самым совершенным газовым оборудованием - выше. А потребитель вполне предсказуемо выбирает варианты попроще и подешевле.

Тогда, может быть, все-таки стоило бы наладить в Минске выпуск газовой модификации на базе более дешевого полунизкопольного МАЗ 103? Разговоры об этом автобусе на самом заводе ходили еще год назад, но потом все как-то затихло…

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото ОАО "НЕФАЗ"