Но пожарные и спасатели борются не только с огнем. Зачастую огонь соседствуют с другими сложными факторами. Автомобильные и промышленные аварии, происшествия на воде и железной дороге, природные катастрофы - последствия всех этих чрезвычайных ситуаций ликвидируют пожарные-спасатели. Разновидностей таких ситуаций и типов "усложняющих факторов" довольно много. И здесь дело также не обходится без специальных автомобилей. Мы поговорим как раз о таких, которые предназначены для "усложняющих факторов".

Переходным типом от основных пожарных автомобилей к специальным можно назвать сравнительно недавно появившийся тип АЦЛ - автоцистерны с лестницей. Смысл тот же, что и у обычной автоцистерны, только на корпусе монтируют еще и относительно небольшую выдвижную лестницу с гидравлическим приводом. Достать такая лестница может до 5-6-го этажа.

Классические же специальные пожарные автомобили непосредственно огонь не тушат, но обеспечивают работу пожарных расчетов в различных условиях. Самый банальный пример - пожар на высоте. Самый массовый и часто используемый для этого тип автомобиля - пожарная автолестница. 30-метровая автолесница достанет до 9-го этажа, 

52-метровая - до 16-го. Автолестницы раздвигаются довольно быстро, самые передовые модели оснащаются небольшим подъемным лифтом.

Второй тип высотной пожарной техники - коленчатые подъемники. Рабочая площадка коленчатых подъемников больше таковой у автолестниц. Больше у подъемников и вариативность рабочей зоны. Также этот тип лучше подходит для эвакуации с высоты пострадавших. Но для развертывания подъемника нужно несколько больше времени, чем для развертывания автолестницы.

Если пожарные работают внутри помещения, то в 99% случаев они пользуются так называемыми КИПами - противогазами с запасом кислорода. Время действия КИПа, естественно, ограничено. И если пожар сложный, то КИПы бойцам нужно периодически менять на новые, а старые перезаряжать. Запас КИПов на пожар привозят специальные автомобили газодымозащитной службы (АГДЗС). Проще говоря, "газодымозащитный" автомобиль защищает от дыма самих бойцов.

Если дыма слишком много, то к таким пожарам привлекают совершенно особый тип пожарных спецмашин - автомобили дымоудаления. Когда горит пластик или склад с автомобильными покрышками, то на таком пожаре не обойтись без "большого вентилятора". Автомобиль дымоудаления - это и есть передвижной большой вентилятор, который высасывает дым из помещений или выдавливает его, закачивая в помещения атмосферный воздух.

А если пожар происходит ночью? Если пожар серьезный и стандартных выдвижных световых мачт, которыми оснащаются автоцистерны, не хватает, то используют специальные автомобили связи и освещения (АСО). АСО - это и перевозчик прожекторов, и передвижная электростанция для их питания одновременно.

На большие учения, затяжные и длительные пожары, а также на сложные чрезвычайные ситуации, где задействовано большое количество личного состава, выезжают передвижные командные центры. Такие машины называют мобильными пунктами управления (МПУ). Внутреннее оборудование может быть самым разнообразным: системы видеослежения, мониторинга, спутниковой связи, компьютеры со специальным программным обеспечением. Почти у всех современных МПУ спецкузов внутри разделяют на две зоны - рабочую и релаксационную. В последней есть и туалет, и кухня, и душевая кабина.

Если авария связана с опасностью химического или радиационного заражения, то прежде чем на месте катастрофы начнут действовать отряды спасателей, ситуацию мониторит АЛХРА - специальный автомобиль лаборатории химического и радиационного анализа. Среди оборудования таких лабораторий - спектрометры, газоанализаторы, хроматографы и другие спецприборы. Только после проведения лабораторной разведки определяется правильная последовательность действий прибывших спасательных сил.

Бывают ситуации, когда помощь может понадобиться самим пожарным автомобилям. Скажем, отдаленный лесной пожар, где от падения деревьев те же автоцистерны могут получить проблемные, но устранимые в полевых условиях повреждения. Для этого есть мобильные пожарные ремонтные мастерские.

Разновидностей различных аварий и чрезвычайных ситуаций - великое множество. Самые распространенные аварии это, естественно, автомобильные. Необходимость достать пострадавшего из разбитой легковушки, увы, возникает нередко. Для этого нужны гидравлические ножницы, дисковые пилы, домкраты и другие специальные инструменты. На такие аварии выезжают автомобили типа АСА - аварийно-спасательные автомобили общего применения.

К целевым относят АСА химической и радиационной, а также водолазной служб. Это машина химиков. Наименований спецоборудования у спасателей-химиков великое множество, но самыми часто используемыми являются специальные насосы и резервуары для сбора агрессивных жидкостей и, естественно, комплекты защитной спецодежды.

Без специальных костюмов и оборудования не обойтись и спасателям-водолазам. Относительно простые водолазные АСА вывозят команду водолазов, специальные костюмы и акваланги, а также буксируют моторную лодку. Задачи таких машин относительно "бытовые" - например, снять рыбаков со льдины.

Но есть и совершенно особые водолазные АСА, так называемые мобильные водолазные комплексы (МВК). Список оборудования МВК воистину впечатляет: подводные алмазные гидравлические цепные пилы, подводные перфораторы, отбойные молотки и многое другое. Команда такой машины может проникнуть и в корпус затонувшего судна. А еще МВК - это и передвижной дом с кондиционером, душевой кабиной и туалетом.

"Особо специальные" аварийно-спасательные автомобили по прямому назначению используются, к счастью, редко. 

Если привлекают инженерную спецтехнику МЧС, то это значит, что произошло что-то очень серьезное - землетрясение, ураган, наводнение или крупная техногенная катастрофа, связанная с обилием разрушений и требующая разбора завалов и расчистки подъездных путей. К инженерным спасательным машинам относят автокраны, экскаваторы, военные путепрокладчики, десантно-переправочные машины, а также бронетехнику.

Борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций - столь же многогранная область человеческой деятельности, сколь многогранной является сама цивилизация. И когда кажется, что все типы спасательной техники сконструированы и "всё для всего" придумано, жизнь преподносит новые "сюрпризы" и новые опасности. Благо конструкторская мысль не стоит на месте, целые коллективы инженеров-проектировщиков в содружестве со спасателями создают новые типы боевых машин мирного времени.

Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора, Сергея ЛИПСКОГО и Павла МАТУСЕВИЧА
Специально для ABW.BY