БКМ-43300D – это сочлененный троллейбус особо большой вместимости с увеличенным до 15 км автономным ходом. Он во многом напоминает работающий в Минске электробус Vitovt Max Electro II, так как фактически создавался в его кузове. Главное внешнее отличие – наличие штанговых токоприемников.

Впрочем, и без "рогов" отличий хватает. На задней маске появилось большое окно.


Фото t.me/beltransport

А еще у прибывшего в Минск БКМ-43300D передняя дверь оказалась… "трехстворчатой"! Такого, наверное, никто не ожидал.

Давайте напомним: электробус E433 (Vitovt Max Electro II) выглядит вот так. Здесь передняя дверь двустворчатая.

Фото Matvej Pilipeika / t.me/transportnovel

Зачем же понадобилась третья створка троллейбусу? Оказывается, она обеспечивает водителю отдельный вход/выход из кабины.


Фото Matvej Pilipeika / t.me/transportnovel
 

Очевидно, это оправданно. Водителю троллейбуса наверняка придется время от времени вручную поднимать-опускать штанги (иногда они слетают с контактной сети), а выход из кабины у всех "Витовтов" – через салон, который на маршруте в час пик может быть заполнен до отказа.

В общем, зачем троллейбусу сделали третью створку в передних дверях, понятно. Тем не менее такое решение кажется довольно спорным. Тем более что в Санкт-Петербург, Витебск и Кишинев похожие "гармошки" поставлялись с обычными двухстворчатыми дверями.

Возможно, "Белкоммунмашу" уже пора приступить к выпуску сочлененных троллейбусов семейства "Ольгерд"? Электробусы пятого поколения уже работают в Минске. В этом же кузове запланированы одиночный троллейбус и "гармошка". В них сделать отдельный выход для водителя не составит труда.

ДОПОЛНЕНО

А вот что о новом сочлененном троллейбусе для Минска рассказал Автобизнесу директор-главный конструктор унитарного предприятия "НТПЦ "Белкоммунмаш" Олег Быцко: "На самом деле сделано две двери: одна – двустворчатая пассажирская; вторая – одностворчатая для водителя. Это было требование "Минсктранса" – сделать отдельный вход в кабину водителя. А чтобы не ухудшить комфорт для пассажиров по сравнению с электробусом, мы переднюю пассажирскую дверь оставили двустворчатой. Как удалось вписать отдельную дверь для водителя? Мы сдвинули немного назад дверной проем для входа пассажиров и использовали имевшийся запас по кузову и кабине. При этом ширина проема пассажирской двери не изменилась (в соответствии со стандартами – не менее 1200 мм в свету). Не изменились также ни колесная база (6780+6870 мм), ни длина всего троллейбуса (18.750 мм)".

Что касается автономного хода, то, как утверждает Олег Быцко, на одном заряде аккумуляторных батарей троллейбус может проехать на самом деле 60-70 км. Но для того, чтобы батареи без проблем отработали весь прописанный "Минсктрансом" в техническом задании срок эксплуатации (10 лет), троллейбус должен работать в таком режиме: 15 км – автономный ход, затем – подзарядка от контактной сети во время движения. Кстати, на всех новых минских троллейбусах "Белкоммунмаша" устанавливаются литий-железо-фосфатные батареи. На "гармошках" БКМ-43300D они размещены на крыше, поэтому в задней части прицепа, в отличие от электробусов, удалось разместить еще 5 сидений.

Когда можно ожидать выход сочлененного троллейбуса типа "Ольгерд"? По словам Олега Быцко, заказчика ("Минсктранс") пока во всем устраивает "гармошка" четвертого поколения ("Витовт"), поэтому выпуск сочлененного троллейбуса пятого поколения пока не планируется. Но если появится заказ на несколько десятков таких машин, то "Белкоммунмаш", конечно, возьмемся за этот проект и выполнит его.