Конкретная модель и параметры перспективного беспилотного электробуса МАЗ не уточняются, но, по словам Андрея Савчица, "в производстве беспилотников будут активно использовать уже хорошо известные модели автобусов". Отсюда можно сделать вывод, что первая беспилотная машина создается на базе электробуса МАЗ-303E10, пока единственного серийного в электрической линейке автозавода.

Андрей Савчиц также почеркнул, что перед конструкторами поставлена задача создать такой электробус-беспилотник, выпуск которого можно было бы наладить с высокой локализацией , то есть максимально использовать комплектующие отечественного производства.

Что касается сроков появления первого бесплотного электробуса МАЗ на белорусских дорогах, то это должно произойти уже в 2022 году. Но речь, конечно же, пока идет только о дорожных испытаниях.

На первом этапе, по словам Андрея Савчица, у электробуса-беспилотника степень автоматизации будет не более 4 – машину предстоит научить ездить. И вначале это будет разъезд с водителем, который научит машину самостоятельно передвигаться.

Сейчас, кстати, решается вопрос по организации определенного участка дорог в Беларуси, на котором будет допускаться эксплуатация беспилотного транспорта. И постепенно функции по управлению будут перекладываться на автоматику.

В перспективе беспилотные электробусы будут не только перевозить пассажиров в населенных пунктах, но и выполнять междугородные рейсы.

Отметим, что внедрение беспилотных технологий в сферу общественного пассажирского транспорта – один из мировых трендов. И первые беспилотники уже возят (или по крайней мере пытаются возить) пассажиров во многих городах мира. Однако такие транспортные средства пока имеют небольшие размеры, рассчитаны на перевозку 10-16 человек, могут работать, главным образом, только на специально оборудованных маршрутах, а их эксплуатация связана с целым рядом ограничений.

Фото ПАО "КАМАЗ"

Этим путем, кстати, пошел КАМАЗ, создавший несколько лет назад совместно с ФГУП "НАМИ" беспилотный электробус ШАТЛ (аббревиатура расшифровывается как "Широко Адаптивная Транспортная Логистика"). Это транспортное средство особо малого класса категории М2 может перевозить 12 пассажиров и предназначено для передвижения по дорогам с твердым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения.

Фото ПАО "КАМАЗ"

В Казани летом 2018 года состоялись демонстрационные заезды камского беспилотника ШАТЛ на специальной трассе. Тогда же он возил болельщиков, приехавших в Россию на чемпионат мира по футболу. Планировалось, что в 2019 году будет создана более продвинутая версия беспилотника, а в 2021 году начнется его серийное производство. Но пока новостей на эту тему нет, а ШАТЛ выставлен в Научно-техническом центре ПАО "КАМАЗ" – его в качестве экзотического экспоната демонстрируют гостям и делегациям.