"Состояние техники зависит не от года выпуска, а от хозяина"

С начала 2000-х в Беларуси реализуется программа оптимизации малокомплектных учебных заведений. Из небольших населенных пунктов, где школы были закрыты, в более крупные и обратно детей возят бесплатно. Александр Юшко, с которым мы сегодня поедем, возит детей по маршрутам из города Червеня, деревень Клинок, Петровинка, Озерный, санатория-профилактория "Волма" и агрогородка Валевачи в школы в агрогородках Турец и Валевачи.

Середина октября, на часах 6.15, за окном еще совсем темно. Но у кого-то рабочий день давно начался – по пути из Минска в Червень заезжаем на заправку на въезде в город, а там уже заправляется один из автобусов.

С героем нашего материала встречаемся на стоянке на улице Ленина, где ночует транспорт. Его рабочий день начался в 6 утра. Сейчас водитель готовится к выезду, заполняет документацию, делает записи в журнале. 

"Я уже успел пройти предрейсовый медосмотр. Сейчас нам нужно ехать на заправку, а потом – в путь..." – таковы ближайшие планы нашего собеседника, а заодно и наши.

Выходим из помещения во двор и садимся в один из желтых автобусов с надписью "Школьный". 

"Этому ПАЗ-32053 уже 8 лет, он один из самых старых у нас. Кроме него есть автобусы, которым два года, три, пять. Я тут работаю 13 лет, этот автобус получал новым в 2013 году. Несмотря на возраст, автобус крепкий – состояние транспорта ведь зависит не от года выпуска, а от хозяина. Например, у моего пробег 268 тысяч километров, у него все "родное". Тут стоит еще один точно такой же автобус того же года с пробегом около 150 тысяч. На нем водители постоянно менялись – и состояние его гораздо хуже, в нем уже дважды меняли двигатель. И так со всеми машинами: если ездит ответственный человек, который о ней заботится, она и через 8 лет будет в хорошем состоянии, а если водитель смотрит за автобусом плохо, даже 5-6-летний будет выглядеть и ездить хуже". 

По словам Александра, основная причина, почему не все задерживаются в профессии, – работа сложная и ответственная, а зарплата невысокая.  

"Есть люди, которые работают тут много лет. Для молодежи это временный вариант, они соглашаются поработать год, два, три на новом автобусе, а потом ищут места с зарплатой повыше – идут в дальнобойщики, маршрутки водят или в Минске работу ищут. Некоторые водители из колхоза соглашаются возить детей помимо основной работы, но делать что-то еще, следить за машиной не хотят. В результате получается, пока автобус новый, он ездит, а как начинает ломаться, появляются проблемы". 

Помимо доставки детей в школы водители автобусов возят их на экскурсии, однако сейчас в связи с пандемией подобных выездов стало значительно меньше.

К слову, помимо поездок водители должны следить за техническим состоянием школьных автобусов. Они выполняют ремонт транспорта, покраску и сварочные работы, моют его, убирают в салоне. Этим нередко занимается Александр, пока дети находятся на уроках. 

"Сейчас детей отвезу и поеду менять масло. Пазик – легкий в ремонте автобус. Я его при необходимости могу разобрать и собрать заново. Новые МАЗы, которые закупают сейчас, сложнее в обслуживании, потому что там много электроники, но они комфортнее.

Что касается времени ремонта, тут зависит от того, кто ремонтирует. Есть работы, на которые я трачу полчаса-час, а другой человек делает то же самое несколько дней или неделю. Например, однажды зимой в 15-градусный мороз пришлось в дороге менять подшипник. К счастью, с собой у меня была запчасть, я справился за полчаса и поехал дальше". 

Автобус выезжает с заправки и забирает с одной из остановок замдиректора по воспитательной работе Валевачёвской школы Леонида Васильевича – он будет сопровождать детей в поездке.

"Сначала мы заберем троих детей в Червене. Если Егор выздоровел, их будет четверо. Потом заедем в Клинок и Волму – заберем детей там и отвезем в школу в Турец. Затем вернемся обратно в Клинок и заберем "своих" детей – из Валевачёвской школы. Потом сделаем еще один круг за ребятами в Озерный, – описывает он маршрут. – Всего в нашей школе учится около 130 детей, из них в школу мы ежедневно подвозим около 30-ти". 

Автобус тормозит возле остановки, в салон, поздоровавшись, заходят трое детей. Они рассаживаются на свободные места, пристегиваются, и Александр трогается.

"Как правило, со мной из года в год ездят одни и те же дети. Одни заканчивают школу, приходят первоклашки. Но когда едешь со своими, они меня знают, помнят, что в автобусе можно делать, а что нельзя. А вот когда везешь новых, например, на экскурсию в Минск или по району, они не знают правила, бывает, ведут себя не совсем хорошо, где-то начинают баловаться. Это раньше было, что сельские спокойнее, покладистее. Сейчас дети все в интернете – что сельские, что городские ведут себя одинаково. Бывает, приходится останавливаться и объяснять, как вести себя в автобусе, ведь они своим поведением отвлекают меня от дороги. 

Например, так как водители убирают автобусы самостоятельно, мы просим не есть и не пить чай во время движения, а просить остановиться, так как дети часто разливают его. А если сиденья тканевые, на них остаются пятна".

Мы интересуемся: будет ли автобус ждать ребенка, если тот опаздывает?

"Если ребенок проспал, родители звонят, предупреждают. Мы можем задержаться на минуту-две, но не больше. Пусть тогда родители сами ищут способ доставить его в школу – везут на рейсовом автобусе или просят соседей на машине. Но такие ситуации случаются редко – у нас люди на работу встают рано. Если родители ушли и старшеклассник собирается на учебу сам, то обычно относится к этому ответственно и не опаздывает", – говорит Леонид Васильевич.

Меж тем Александр рассказывает, что в морозы дети тоже ездят на учебу, занятия никто не отменяет. Зимой работать сложнее в том плане, что приходится раньше приходить, чтобы автобус отогреть и завести. Но в целом мороз и снегопады пазику нипочем – эти автобусы созданы для бездорожья и с сугробами справляются легко. Тем более что дороги, по которым ездит школьный автобус, асфальтированные, их достаточно неплохо чистят.

"Мой отец был водителем, и мне с детства нравилось ездить с ним в машине"

На улице рассветает. Тем временем автобус делает еще несколько остановок – теперь он заполнен школьниками, которые едут на учебу в Турец.

"Я сам выпускник этой школы, – рассказывает Александр. – Первые четыре года учился в старом здании, позже построили новую школу, а в старом сделали общежитие для учителей, позже они приватизировали там жилье. Помню, в старой школе еще были парты с откидными крышками, а писали мы чернилами". 

После школы Александр окончил училище, где получил "права" категории "С", удостоверение тракториста-машиниста, экскаваторщика и водителя бульдозера. В армии сдал на категорию "В". После армии была получена категория "Е", а на категорию "D" Александр отучился за счет работодателя, когда ему предложили водить школьный автобус.

"Мой отец был водителем первого класса, часто брал меня с собой на работу, мне его профессия очень нравилась. После армии я тоже устроился водителем на строящуюся под Руденском атомную станцию. Работа мне нравилась, но грянул Чернобыль, нас стали бросать по командировкам, к тому же шанс получить жилье сошел на нет. Поэтому я пошел работать в Червень в мелиорацию и вскоре получил дом в городе. Отработав в этой сфере 22 года, принял решение получить категорию "D" и пойти работать водителем школьного автобуса". 

Приезжаем в Турец, школьники отправляются на учебу, а автобус разворачивается. В Клинке помимо школьников в салон садятся двое малышей, которые едут в сад, – дети ведут себя в дороге очень спокойно.

В Озерном их встречает воспитатель, а салон автобуса заполняется детьми, которые едут на учебу в Валевачи. Тем временем Александр рассказывает о том, как в августе 2021 года принял участие в конкурсе водителей школьных автобусов Минской области и занял там второе место.

"На конкурсе я второй раз будто сдал на "права". Во время испытаний нужно было ответить на теоретические вопросы, проехать несколько элементов – "змейку", "дворик" и "эстакаду", правильно остановиться для посадки-высадки пассажиров – между выдвижной платформой и бордюром должно быть 10 сантиметров, рассказать, как правильно вести себя в нестандартных ситуациях, например, если на одном из пассажирских сидений порвался ремень безопасности или в салоне произошло задымление".

К слову, в конкурсе водителей школьных автобусов победила женщина – Елена Коробейко из Узденского района.

"Елена, насколько я знаю, единственная женщина в нашей профессии в Минской области. Но я считаю, что не женская это работа. Это же не только за рулем сидеть, но и ремонтировать автобусы надо, а тут мужская сила нужна. Да и без ремонта работа непростая – в среднем без экскурсий я проезжаю в день почти 190 километров".

Автобус высаживает детей у школы и делает еще один рейс за ребятами в Озерный. Вместе с ними в автобус садится другая сопровождающая – замдиректора по учебной работе Елена Евгеньевна

"Мы очень довольны нашим водителем. Автобус всегда чистый, исправный. И мастер на все руки – иногда школе помогает. И за советом к нему обратиться можно – раз дома давление воды в трубах поднялось, котел потек, я не знала, что делать. Так он подсказал. Без его совета, наверное, потоп бы был".

Школа в агрогородке Валевачи жителю Минска кажется небольшой, но по меркам поселка у нее есть перспективы. В параллелях по одному классу, в каждом учится 15-18 человек. В школе есть компьютеры, интерактивная доска в классе информатики, интернет – словом, технологиями дети не обделены. 

По словам местных, население агрогородка растет, отчасти на это влияет удобное расположение и хорошее сообщение со столицей. 

На этом мы прощаемся с Александром. На часах 8.50, он высаживает пассажиров возле школы и едет обслуживать автобус. После 14.30 его ждет обратная дорога – из Турецкой школы в Клинок и Волму, после чего два рейса из Валевачёвской школы в Клинок и Озерный. Около 17.10 он закончит свой рабочий день, а завтра снова в 6.30 выедет на маршрут.

Коммерческий транспорт в базе объявлений Автобизнеса