Традиционный профиль МЗКТ сохраняется: главным для предприятия и дальше будет выпуск многоосных колесных платформ под установку специального оборудования оборонного характера. Главным партнером остается Россия, для вооруженных сил которой МЗКТ продолжает поставку широкой линейки шасси специального назначения, в том числе и МЗКТ-79221 для подвижных грунтовых ракетных комплексов «Ярс» (о нем мы рассказали в первой части нашего репортажа). Это подтвердил журналистам генеральный директор компании Алексей Римашевский. Но, чтобы сегодня успешно развиваться и занимать лидерские позиции, нужно работать и на других направлениях в гражданском секторе.

Гражданские векторы

Санкционные ограничения затруднили жизнь Минскому заводу колесных тягачей, но в то же время открыли перед ним новые возможности. С рынка Союзного государства ушли многие западные производители автомобильной и специальной техники, благодаря этому на МЗКТ стали чаще обращаться представители российских компаний с предложениями создать для них новые модели шасси. И на МЗКТ этой возможностью расширить линейку производимой техники успешно воспользовались: в прошлом году было изготовлено рекордное количество новинок, более десяти из них успели пройти сертификацию. В нынешнем году завод продолжает радовать новинками.

Шасси для строительной сферы

Также МЗКТ открыл для себя новый сегмент рынка строительной спецтехники – шасси для автобетононасосов. По заказу российских партнеров была создана целая линейка таких шасси дорожного габарита с колесными формулами 6х4, 8х4 и 10х4.

На базе нового 5-осного шасси МЗКТ-750007-010 (10х4) грузоподъемностью 40,5 тонны российская компания «ПроСтройТех» начала изготовление автобетононасосов с длиной стрелы 56 метров (Zoomlion 56X-6RZ) и 63 метра (Zoomlion K63X-7RZ, Xanjer 63-6RZ).

Дебют новинок на рынке оказался весьма успешным. Так, модель Zoomlion K63X-7RZ по итогам 23-й международной специализированной выставки строительной техники и технологий CTT Expo 2023 в Москве стала победителем конкурса «Инновации в строительной технике в России – 2023» в номинации «Автобетононасос года».

На шасси МЗКТ-750003-030 с колесной формулой 8х4 та же «ПроСтройТех» в прошлом году выпустила автобетононасосы Zoomlion 43X-5RZ и 50X-6RZ с длиной стрелы соответственно 43 и 50 м.

А в этом году МЗКТ предложил россиянам специально доработанное шасси МЗКТ-750003-040 (8х4), грузоподъемность которого за счет применения модернизированной подвески увеличилась с 30 до 36,6 тонны. Это позволило смонтировать на нем уже 58-метровый автобетононасос Xanjer 58-6RZ.

Еще одна новинка нынешнего года – шасси МЗКТ-650001-010 с колесной формулой 6х4 под установку автобетононасосов или другого оборудования. Его впервые показали как раз в минувший четверг. Шасси имеет снаряженную массу 10 800 кг, масса монтируемого оборудования – 26 800 кг. Автомобиль оснащен 454-сильным дизелем и механической 12-ступенчатой коробкой передач.

Завод для этой модели предлагает широкий список опционального оборудования: кондиционер, автономный отопитель кабины, полный электропакет, откидное спальное место, жидкостный подогреватель двигателя, подогреваемый топливозаборник, контейнер с подогревом для аккумуляторных батарей, алюминиевый топливный бак.

Во время экскурсии по заводу мы могли видеть, как сразу на двух нитках главного конвейера собираются усовершенствованные спецшасси МЗКТ-750002-010 с колесной формулой 8х8. На их базе Галичский крановый завод выпускает автокраны КС-65713-6 грузоподъемностью 50 тонн и КС-75721-6 грузоподъемностью 70 тонн.

Обновилось и полноприводное шасси с колесной формулой 10х10, предназначенное под монтаж тяжелых крановых установок грузоподъемностью до 100 тонн. Сейчас оно носит индекс МЗКТ-750001-020 и комплектуется унифицированной кабиной. Изменившийся дизайн экстерьера сделал эту модель более привлекательной. Конструкторам также удалось снизить снаряженную массу шасси, благодаря чему масса монтируемого оборудования увеличилась с 43 до 44 тонн (при этом полная масса составляет 59 тонн). Двигатель теперь устанавливается уровня Евро-5 (мощность осталась прежней – 420 л.с.). Коробка передач – механическая 12-ступенчатая.

Абсолютная новинка в линейке крановых шасси – МЗКТ-7400004-010 с колесной формулой 10х10х10. Этот «Волат» также имеет полный привод. Но у него все колеса еще и управляемые, что дает возможность перемещаться крабовым ходом. Шасси разработано по заказу ПАО «Газпром» в рамках совместного проекта с Галичским крановым заводом по созданию 100-тонного автокрана, которому предстоит работать в стесненных условиях при обслуживании компрессорных установок и газовых вышек.

Шасси для нефтегазовой отрасли

Заказов у Минского завода колесных тягачей в этом секторе также прибавилось. Завод продолжает выпускать востребованные, хорошо зарекомендовавшие себя модели, как, например, полноприводное шасси внедорожного габарита МЗКТ-700300 (12х12), которое применяется под монтаж оборудования для ремонта и бурения скважин (на фото внизу).

Тем не менее предприятие не перестает удивлять все новыми и новыми разработками. Секрет, вероятно, в том, что МЗКТ не работает на склад, а производит технику только под конкретные заказы. При этом конструкторы готовы воплотить в металле любое разумное пожелание заказчика, благо для этого есть и компетенции, и современная производственная база, и высококвалифицированные кадры. Представители завода приходят к заказчику и говорят: «Подскажите нам, какое шасси вам нужно». И МЗКТ создает уникальные продукты, которые полностью подходят под запросы клиента.

В числе последних новинок для «нефтегаза» особый интерес вызывают два автомобиля. Первый – это шасси дорожного габарита МЗКТ-750005 с колесной формулой 10х10. Оно разрабатывалось сразу в нескольких модификациях, которые можно использовать под монтаж насосной, буровой или гидратационной установки, цементировочно-смесительного агрегата, установку дозирования химических реагентов и т.д. В зависимости от модификации и конкретных потребностей клиента шасси отличаются по грузоподъемности (39–42 тонны), полной массе (56–59 тонн), колесной базе, мощности двигателя (460–530 л.с.), емкости топливных баков.

Вторая примечательная новинка – это специальное шасси внедорожного габарита МЗКТ-830001-010 с колесной формулой 10х10, предназначенное под монтаж колтюбингового оборудования. Его назвали уникальным, и не зря. Рама шасси состоит из надрамника и подрамника. На подрамник крепится основная часть агрегатов самого шасси. Это дает возможность заказчику разместить на надрамнике навесное оборудование в любой требуемой конфигурации.

Еще одна важная особенность этого шасси – применение ведущих мостов повышенной грузоподъемности собственного производства. Первый и второй управляемые – рассчитаны нагрузку 13 600 кг, третий-пятый – 16 000 кг. Полная масса автомобиля составляет 75 200 кг, масса монтируемого оборудования – 50 700 кг. Максимальная скорость передвижения – 50 км/ч.

Многоцелевые автомобили для «гражданки»

Совершенно новое направление для Минского завода колесных тягачей – создание линейки гражданских автомобилей повышенной проходимости МЗКТ-4503 с колесной формулой 4х4.

Модель МЗКТ-4503 была разработана на основе тактического грузовика МЗКТ-550130, который, в свою очередь, стал дальнейшим развитием армейского МЗКТ-500200 (выпускается серийно с 2015 года и поставляется для нужд Министерства обороны, Государственного пограничного комитета, МВД и других органов государственного управления Беларуси). Более тяжелый МЗКТ-550130 создавался с прицелом на экспортные рынки (для стран с левосторонним движением), но по некоторым причинам оказался невостребованным. Переместив рулевое управление с правой стороны кабины на левую, конструкторы, как оказалось, создали весьма перспективный грузовик гражданского назначения.

Первым в серийное производство пошел автомобиль-мастерская МЗКТ-4503КМ-010 – совместный проект с заводом «МАЗ-Купава». Такую машину, позволяющую по любому бездорожью оперативно доставить специалистов и оборудование к месту проведения работ, давно ждали белорусские энергетики. ГПО «Белэнерго» закупило большую партию мобильных мастерских для своих филиалов. Первые товарные автомобили этой модели были переданы в эксплуатацию в марте прошлого года. Но поставки продолжаются и сегодня: мастерские были замечены и в цехе сборки и испытания автомобилей, и на площадке готовой продукции.

Кроме мастерских МЗКТ-4503КМ-010, завод планирует выпускать шасси МЗКТ-45030А-10 полной массой 10 300 кг и грузоподъемностью 3900 кг, а также 3-тонный грузовик МЗКТ-450330-10 с бортовой платформой.

Пассажирские автобусы

Санкции больно ударили МЗКТ по автобусному производству. Итальянская Iveco отказалась поставлять шасси для вполне гражданской продукции, и в конце 2021 года выпуск «Неманов» в Лиде остановился. Тем не менее на заводе на стали отказываться от пассажирской тематики. Сначала попытались найти альтернативное шасси. Однако одни партнеры, откровенно говоря, обманули, другие – просто побоялись связываться с подсанкционным белорусским производителем. И тогда руководство МЗКТ приняло решение создать собственное шасси, пусть и с использованием покупной агрегатной базы.

Так появилась новая модель «Немана» – 4204XX. Первой изготовили и сертифицировали пригородную модификацию – 420423-501. Автобус был готов уже летом прошлого года. Осенью начали собирать опытно-промышленную партию. В начале нынешнего года в Лиде запустили полноценное производство. Как рассказали на заводе, первые экземпляры успели наездить уже по 70 тыс. км – никаких нареканий не было. Значит, машина получилась удачной.

Как мы уже говорили, автобусные шасси собираются на главном конвейере (причем сразу двумя потоками) в Минске. Затем тралами транспортируются в Лиду, где на них устанавливаются готовые кузова местного производства. После этого уже готовые «Неманы» возвращаются в столицу своим ходом, проходя заодно обкатку.

Пока выпускается только пригородный автобус. Но уже в этом году МЗКТ планирует сертифицировать туристическую и междугородную версии.

Новая техника

В ходе пресс-дня на Минском заводе колесных тягачей нам также удалось близко познакомиться с легкобронированными автомобилями МЗКТ-490100 и даже протестировать один из них на полигоне «Утес». Но этому будет посвящен отдельный материал. Следите за нашими публикациями.