Как и любой другой трехцилиндровый двигатель, 1.4 TDI не слабо отбалансированный, а неуравновешенный по своей природе. Силы инерции движущихся деталей, возникающие при работе трехцилиндровых двигателей, не направлены в противоположные стороны, как в моторах с четным количеством цилиндров, что позволяло бы им частично взаимно уравновешиваться, и это вызывает нежелательную вибрацию двигателя и автомобиля. Поэтому трехцилиндровые двигатели обязательно необходимо балансировать, и отнюдь не слабо.

Уравновешивают силы инерции и моменты от этих сил применением противовесов, то есть дополнительных масс, сила инерции которых равна по величине и противоположна по направлению уравновешиваемым силам. Существует несколько схем балансировки. В частности, в 1.4 TDI используется дополнительный балансировочный вал с двумя противовесами. Вал приводится цепью от коленчатого вала и вращается в направлении, противоположном вращению коленвала.

К сожалению, по мере износа и увеличения зазоров существует вероятность, что изменятся центры тяжести деталей, создающих вредные силы инерции, и по-хорошему после 200-250 тыс. км трехцилиндровые двигатели снова не помешало бы подвергать балансировке. Однако это в условиях обычных ремонтных мастерских невозможно в принципе в отличие, например, от балансировки колес, не представляющей больших технических трудностей. По причине появления эксплуатационного дисбаланса при больших пробегах на трехцилиндровых двигателях чаще фиксируются проблемы с опорами силового агрегата, чем на рядных четырехцилиндровых моторах. Известны случаи поломок коленвала на трехцилиндровых двигателях, которые невозможно объяснить типичными для таких случаев причинами. Некоторые специалисты связывают эти поломки с вибронагруженностью, а также с пространственной кривошипной схемой коленвала трехцилиндровых моторов.

Можем предположить, что эти нюансы послужили основой для мнения дизелистов, на которых ссылается автор вопроса, о ненадежности 1.4 TDI. Если это практикующие специалисты, которые в своей деятельности неоднократно сталкивались с неисправностями 1.4 TDI, надо было уточнить у них, с чем им приходилось иметь дело. Что касается наших технических консультантов, то ни один из опрошенных специалистов мнение "местных дизелистов" не подтвердил, а переносить общие недостатки трехцилиндровых двигателей на 1.4 TDI, на наш взгляд, неправильно. Этот дизель зарекомендовал себя не самым худшим из известных вариантов трехцилиндровых моторов разных марок, и мы не видим причин называть его ненадежным.

Мотор достаточно распространенный, применяется не только на Volkswagen, но и на других моделях малого размерного класса марок, принадлежащих концерну VAG, однако о поломках на 1.4 TDI, о которых можно было бы сказать, что в них повинна трехцилиндровая особенность этого мотора, нам и нашим техническим консультантам неизвестно. От турбокомпрессора и клапана EGR неприятности ожидаются в любом двигателе, не лишен их и 1.4 TDI, но нельзя утверждать, что при грамотной эксплуатации проблемы с ТКР и EGR имеют в этом моторе регулярный характер.

Двигатель оснащен системой питания с насос-форсунками. Это минус по сравнению с дизелями с системой питания Common Rail, если сравнивать их по дороговизне ремонта топливной аппаратуры и требовательности к маслу, обусловленной необходимостью качественной смазки привода насос-форсунок и повышенным риском преждевременного износа кулачков привода на распределительном вале, но это не означает, что 1.4 TDI ненадежный. Надо использовать моторное масло, специально предназначенное для моторов с насос-форсунками согласно спецификациям VW. Требования к эксплуатационным свойствам масла оговорены в инструкции по эксплуатации. По требовательности к качеству топлива дизели с насос-форсунками и Common Rail сопоставимы. При больших пробегах можно ожидать появления течей масла и антифриза, но опять-таки эта проблема не является характерной исключительно для 1.4 TDI, хотя предположительно вибрации могут ей способствовать. В заключение скажем, что 1.4 TDI был разработан на основе 1.9 TDI путем "ампутации" одного цилиндра и если чем-то показал себя хуже 1.9 TDI, то нам это пока неизвестно. Впрочем, это не отменяет мнения, высказанного некоторыми нашими консультантами: при возможности во время покупки выбирать между несколькими силовыми модификациями одного и того же автомобиля отдавать предпочтение версиям с четным числом цилиндров.

Сергей БОЯРСКИХ
ABW.BY