Рассматриваемый случай при всей его неправдоподобности и даже анекдотичности в действительности является отнюдь не единичным, в чем нетрудно убедиться, задав соответствующий вопрос в любой поисковой интернет-системе.

А учитывая, что доводилось покупать стеклоомывающие жидкости с акцизными марками, уверяющими, что в емкости находится антифриз, можно предположить, что причиной перепутывания, куда необходимо заливать "омывайку", а куда - охлаждающую жидкость, может быть не только рассеянность. Но чем чревато попадание стеклоомывающей жидкости в систему охлаждения? Ответ на этот вопрос должны подсказать составы антифризов и "омываек".

На роль антифризов пробовались разные незамерзающие субстанции, но лучше всех требованиям, предъявляемым к жидкостям, которые применяются в системах охлаждения, отвечают водные растворы этиленгликоля или пропиленгликоля. При какой температуре гликолевые антифризы замерзают и закипают, зависит от соотношения базовых компонентов. Например, в антифризах с температурой замерзания -40°С вода и этиленгликоль либо пропиленгликоль смешаны в пропорции 50:50. Что также имеет большое значение - температура кипения такой смеси составляет 108°С. Это позволяет антифризу лучше чистой воды справляться с температурными перегрузками и выполнять функции охлаждающей жидкости в теплый сезон эксплуатации, когда низкотемпературные свойства остаются невостребованными. При этом в чистом виде этиленгликоль закипает и вовсе при 197,3°С.

Стеклоомывающие жидкости тоже водные растворы, но вторым после воды их базовым компонентом являются спирты - этиловый, изопропиловый или метиловый. Главная особенность этих спиртов состоит в том, что они закипают при существенно более низких температурах, чем нагревается жидкость в системе охлаждения во время работы двигателя. В частности, метиловый спирт закипает при 64,7°С, этиловый - при 78,4°С, изопропиловый - при 82,4°С. Уже только это одно делает указанные спирты непригодными для использования в системе охлаждения, ибо грозит образованием паровых пробок и последующим перегревом двигателя. Кроме того, в "омывайки" добавляют ПАВ - поверхностно-активные вещества, предназначенные для растворения маслянистого и сажевого налетов, появляющихся на лобовом стекле. При активном перемешивании ПАВ образуют пену, наличие которой в системе охлаждения также нежелательно.

Однако в нашем случае все упирается в количество "омывайки", ошибочно залитой в систему охлаждения. Модель автомобиля не указана, но даже если речь идет о малолитражном моторе, то и его система охлаждения вмещает, как правило, около пяти литров антифриза. Триста граммов - это чуть больше 5% всего объема охлаждающей жидкости. Вряд ли такая капля способна замутить все море, поэтому какие-то серьезные негативные и быстрые последствия представляются маловероятными. 

Чтобы снизить их вероятность еще больше, можно не закрывать плотно крышку расширительного бачка - спирт, а также отдушка и вещества, вызывающие рвотный эффект, которые добавляют в "омывайки", чтобы любители спирта не пытались их употреблять, быстрее испарятся. Останутся ПАВ с их непонятным влиянием на сальник помпы и другие уплотнения, но хотя бы на резинки "дворников" эти вещества отрицательного влияния не оказывают. Что еще под вопросом - пена и как отреагировали присадки, содержащиеся в антифризе, на появление в системе охлаждения "омывайки" с ее специфическими добавками. Если эти вопросы выглядят существенными, в таком случае ничто не мешает заменить охлаждающую жидкость, тем более что периодически ее все равно рекомендуется менять.

Кстати, о пробке расширительного бачка. Она оборудована предохранительным клапаном, открывающимся, когда давление в системе охлаждения становится выше нормы. Если этот клапан неисправен, то при отсутствии течей из системы охлаждения именно он может быть причиной понижения уровня антифриза по причине испарения из него воды. 

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY