Помимо этого, фару оборудуют устройством для регулировки направления светового пучка, обеспечивающим поворачивание отражателя относительно корпуса. Наконец, в фаре предусмотрен держатель, с помощью которого лампа крепится к отражателю, и контактно-соединительная колодка с проводами, по которым к лампе подводится электрический ток. Способны сломаться и эти узлы фары. Что представляют собой такие поломки, какие причины их вызывают, какие из поломок можно избежать или устранить в случае их возникновения, а какие являются фатальными?

Стекло - материя хрупкая, но не о каждом стекле фары, как в обиходе нередко именуют ее рассеиватель, это скажешь. 

Если рассеиватель действительно стеклянный, удар камнем или ДТП может досрочно прервать его карьеру. Однако рассеиватели современных фар преимущественно изготавливаются из поликарбоната, из-за чего их еще называют пластиковыми. Чтобы продемонстрировать, насколько поликарбонатное стекло прочнее, мы пожертвовали фарой с обычным стеклом и сняли видео "экзекуции".

Поликарбонатный рассеиватель удары держит отлично - как барабан. Чтобы разбить стеклянный рассеиватель, особо стараться не надо.

Тем не менее пластиковый рассеиватель тоже вещь деликатная. Например, в этом случае его погубили, когда с помощью растворителя очистили от битума, попавшего на стекло из-под колес идущего впереди автомобиля. Битум удалили, но рассеиватель испортили. Обычное стекло к химической агрессии намного устойчивее.

Даже протирание поверхности от грязи представляет для пластика большую опасность. По эффекту оно может быть равносильно тому, что протирать фару наждачной бумагой.

На пластике сразу же появляются царапины, которые способствуют уменьшению и рассеиванию светового потока, как следствие - ухудшению освещенности дороги. Правда, у невысокой стойкости пластика против истирания, а также его способности мутнеть и желтеть имеется и обратная сторона. Рассеиватель снаружи можно отполировать. Правильно проведенная полировка позволяет вернуть стеклу прозрачность.

Еще хуже обстоят дела с внутренней стороной стекла, когда аккуратисты, обуреваемые желанием мыть в автомобиле все и вся, добираются и до него. Внутренняя сторона пластикового рассеивателя не терпит никакого нажима вообще. Мойка фары изнутри нежелательна в принципе. Если же необходимость в этом действительно существует, фару придется снимать, извлекать лампу вместе с держателем, в образовавшееся отверстие залить воду и моющее средство, затолкнуть безворсовую ткань и после этого сымитировать работу стиральной машины, при которой тряпка, болтающаяся внутри фары, будет удалять грязь под действием лишь одного своего веса.

Начнете нажимать - получите царапины на внутренней стороне стекла еще быстрее, чем снаружи. Вертикальные царапины появились от нашей протирки изнутри, горизонтальные образовались чуть раньше при протирке снаружи.

Если исключить человеческий фактор, то для рассеивателя на самом деле фатально только появление мелких повреждений в самом пластике. Их причина - в температурных перепадах, испытываемых пластиком от нагрева теплом, выделяемым работающей лампой, и охлаждения, особенно резкого, например, от попадания на фару фонтана воды при разъезде с встречным автомобилем, на скорости форсирующим в этот момент лужу. 

Сначала это микротрещины, но как только они появились, в них проникает та же вода, а дальше повторяющееся ее замерзание/размерзание вызывает разрастание трещин. Из-за них свет становится тусклым, а также рассеивается, что способствует усилению слепящего действия фар.

Но усугубить проблему температурных перепадов владелец тоже в силах. Для этого ему достаточно попытаться улучшить качество света установкой лампы повышенной мощностью. Стоит напомнить, что, например, для стандартных галогенных ламп Н4 номинальная мощность ближнего света определена в 55 Вт, дальнего - 60 Вт, но купить лампы увеличенной против стандартной мощности не такой уж сложный вопрос. Между тем в галогенных лампах накаливания на освещение расходуется лишь 10% энергии, потребляемой лампой, остальное превращается в тепло. Чем выше мощность, тем сильнее лампа нагревает фару.

Это не может не сказаться на стекле, но еще больше страдает отражатель, ведь он непосредственно контактирует с цоколем лампы и находится вблизи от колбы.

Когда выгорает отражатель, на внутренней стороне стекла осаждается налет, затрудняющий прохождение света.

Кроме того, оплавляется контактная группа, что ведет к нарушению надежности электрических контактов. В результате лампа начинает чутко реагировать на вибрации - свет от тряски то пропадает, то появляется вновь.

В линзованных фарах мутнеют линзы. Оптические свойства линз ухудшаются и от времени, но в том, что термические перегрузки ускоряют этот процесс, нет никаких сомнений.

Повреждению корпуса фары, как правило, предшествует столкновение с препятствием, или, говоря проще, ДТП. Что будет повреждено, зависит от силы удара. Наиболее уязвимы ушки крепления фары к кузову. С ними есть нюанс - они часто специально выполняются прослабленными, чтобы в случае несильного удара сломаться, но сохранить фару, стоимость которой может исчисляться в трех- и даже четырехзначных суммах.

Можете сами в этом убедиться. Например, это ушко мы обломали рукой, не прилагая значительных усилий.

По обе стороны от обломанного ушка предусмотрены бобышки с отверстиями. Спрашивается - для чего? 

Бобышки предназначены для крепления ремонтных ушек, устанавливаемых взамен обломавшихся штатных. Но если жалко денег на покупку ремонтных ушек, можно восстановить отломанное крепление подручными средствами. Для этого вам понадобятся… Впрочем, о том, что понадобится и как это делается, поговорим в другой раз. Следите за сайтом - поговорим обязательно!

Если же удар был сильным, сопровождался смятием кузова и контактом корпуса фары с "соседями", только обламыванием крепежных ушек фара не отделается. Удастся ли ее восстановить, зависит от объема повреждений и их характера. Мелкие трещины и сколы можно заделать с помощью паяльника. Однако правильный свет определяется установкой корпуса фары в кузове. В случае крупных повреждений вряд ли установочные параметры, зависящие от расположения тех же крепежных ушек, останутся в пределах допуска. При ремонте они могут измениться еще больше. Даже если кузов будет восстановлен грамотно, фара на место правильно не встанет, а предусмотренных в ней регулировок не хватит. Фара будет светить куда угодно, но не куда надо. Из-за этого ремонтировать сильно поврежденный корпус нет смысла. 

Кроме того, не подлежат восстановлению детали, изготовленные методом порошковой металлургии либо из термостойкого пластика. Паяльником такой пластик плавится, но прочность у шва отсутствует, иногда отколовшиеся фрагменты не привариваются вовсе. Приклеивать их тем более бессмысленно.

Отражатель держится на регулировочных каретках корректора. При ДТП они тоже могут сломаться. После этого каретки требуют замены, иначе невозможно регулировать фары. 

Электрокорректор, несмотря на то что в нем есть чему сломаться, на самом деле беспокоит нечасто.

Электромотор, датчики и шестеренки выходят из строя настолько редко, что можно сказать: если это произошло, значит, случилось чудо, а вы стали его свидетелем.

Плата управления - вот место, на которое приходится подавляющее количество неисправностей электрокорректора.

Казалось бы, фара - ну что в ней кроме ламп может выйти из строя при эксплуатации? Оказывается - может, а ведь мы почти не затронули проблемы фар, связанные с типом лампы (галогенная или ксеноновая) либо обусловленные особенностями фар в связи с их использованием на конкретных моделях автомобилей. Или, например, их запотевание, которое тоже можно считать неисправностью. Поэтому повторимся: следите за сайтом - о запотевании и как с ним бороться также поговорим обязательно! 

Юрий Борисенок, специалист по регулировке и ремонту автомобильной светотехники:

"Использование 100-ваттных лампочек - это преступление против лампы. Да, свет станет в несколько раз ярче, но какой ценой! Что она потребляет в два раза больше электроэнергии - мелочь по сравнению с тем, какой ущерб она наносит. Такая лампочка способна "убить" фару за неделю эксплуатации. Фара реально начинает выгорать изнутри. Если колба открытая, можно вскоре увидеть, что появляется копоть и помутнение на оптических элементах. Если они мутнеют в верхней части, куда поднимается горячий воздух, значит, фара перегревается, а источник нагрева только один - лампочка". 

Сергей БОЯРСКИХ
Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY