Возьмем, например, тормозные шланги. Появление трещин на них сулит последующий разрыв шланга. Если это случится во время движения, а значит, неожиданно для водителя, затормозить перед препятствием поможет только чудо. Но чудес не бывает, а чтобы иметь представление, чем, скорее всего, закончится внезапный казус с тормозами, к гадалке ходить не нужно.

Что плохо - находятся тормозные шланги под автомобилем. Можно, разумеется, снять колеса, после чего шланги станут доступными для проверки их состояния.

Заодно удастся выяснить, не торчат ли из тормозных суппортов какие-нибудь резиновые лохмотья, поскольку они - предвестники заклинивания поршней в тормозных цилиндрах. Но кто в морозы или слякоть добровольно станет устраивать подобные проверки?

С пылезащитными чехлами та же история: чтобы увидеть большинство из них, нужно либо снимать колеса, для чего четыре раза поднимать автомобиль домкратом и откручивать полтора десятка гаек или болтов, не слишком-то охотно поддающихся этой процедуре, либо искать смотровую канаву или эстакаду. В общем, есть множество причин, делающих в зимний период эксплуатации подобный технический осмотр трудновыполнимым мероприятием.

Пока владелец автомобиля дожидается, когда весеннее солнышко высушит и согреет землю, а на газоне вырастет травка, по которой намного приятнее, чем по снегу, попробовать подлезть под машину и попытаться что-то там рассмотреть, герметичность пыльников может нарушиться. Чаще всего разрыв чехла вызывается старением материала, из которого он изготовлен. Насколько хватит пыльника, во многом зависит от качества его изготовления и самой резины, но каковы бы они ни были, исход всегда один - рано или поздно на чехлах появляются мелкие трещины, которые постепенно увеличиваются в размерах, а затем становятся сквозными. 

Как только в пыльнике появилась прореха, место смазки в узле, защищаемом пыльником, занимают грязь и вода. Но, кроме смазки, во внутренней полости шарнира не должно быть ничего другого - это понимают все. Поэтому, чтобы узнать, что происходит дальше, опять-таки к гадалке ходить не нужно - ускоренный износ и внутренняя коррозия. Случалось, что дальнейшая эксплуатация узла становилась невозможной всего лишь через несколько сотен километров пробега после повреждения пыльника.

Зимние условия эксплуатации не только препятствуют периодическим проверкам состояния резинотехнических изделий, но и способствуют их более быстрому выходу из строя. В холода резина становится менее эластичной. К низким температурам добавляется агрессивное воздействие того, что дорожники сыплют на проезжую часть. Влага, попавшая в уже имеющиеся в резине микротрещины, может превращаться в лед, а замерзшая вода, умножаясь в объеме и действуя наподобие лезвия, увеличивает размеры повреждения. Из-за трещин пыльник теряет прочность.

Особенно от потери прочности страдают защитные чехлы ШРУСов, обычно наружных, разорвать которые способен даже лед, набивающийся в гофры пыльника во время езды по пробитой другими машинами колее, когда автомобиль буквально скребет днищем по снегу.

Однако если повреждение пылезащитного чехла будет обнаружено своевременно и разорвавшийся пыльник быстро заменят, то узел еще можно спасти. Есть за что бороться, ведь, например, стоимость пылезащитных чехлов ШРУСов для большинства распространенных в Беларуси автомобилей составляет 3-10 у.е., в то время как более-менее качественный ШРУС в зависимости от модели автомобиля в 10 раз дороже. 

В случаях с пыльниками наконечников рулевых тяг или шаровых опор рычагов подвески разница между ценой шарниров и их пыльников не столь велика, но и она, естественно, не складывается в пользу замены шарнира в сборе.

Но когда речь заходит о стоимости защитных чехлов рулевой рейки, а на другой чаше весов - цена самой рейки, тут уж и вовсе не требуется никого уверять в необходимости периодически тщательно осматривать пыльники рейки на предмет сохранения целостности.

Зубья штока рейки не восстановишь. Замена штока, а то и вовсе всей рейки ощутимо уменьшит содержимое кошелька.

Поэтому если зимой заниматься проверкой состояния пыльников было недосуг, то сейчас, когда самый тяжелый для них сезон позади, это надо сделать обязательно. Попутно следует обратить внимание, не показались ли где течи. Зимой течи по уплотнениям двигателя, коробки передач, гидроусилителя руля появляются чаще, чем в теплый период года. Это тоже объяснимо, ведь и для сальников материалом служит резина. Соответственно ее старение для уплотнений двигателя, коробки передач и других агрегатов автомобиля не менее актуально. Мешкать с выяснением, как изделия из резины перенесли зиму, - себе дороже.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!