Поменять жидкости в гидроусилителе руля и тормозной системе автомобиля, в котором они неизвестно когда менялись последний раз, не будет лишним в любом случае. Например, в наших климатических условиях эксплуатации, для которых характерна повышенная влажность атмосферного воздуха, тормозную жидкость рекомендуется менять и вовсе с периодичностью раз в два-три года по причине ее гигроскопичности - способности активно впитывать влагу из воздуха, поступающего через пробку в компенсационный объем резервуара на главном цилиндре.

По мере насыщения влагой уменьшается температура, при которой жидкость может закипеть. С точки зрения физики торможение автомобиля представляет собой процесс перевода кинетической энергии движения в тепло с помощью трения тормозных колодок о тормозные диски или барабаны. Часть выделившегося при торможении тепла рассеивается в окружающем пространстве, часть - передается тормозным механизмам и нагревает тормозную жидкость. При содержании свыше 3,5% воды в тормозной жидкости класса DOT 3 она способна закипать уже при нагреве ниже 140 градусов. Появление же пузырьков пара превращает несжимаемую тормозную жидкость в сжимаемую. В результате созданное водителем давление на педаль тормоза, вместо того чтобы беспрепятственно передаваться по трубопроводам к колесным тормозным механизмам, тратится на сжатие пузырьков, что существенно снижает эффективность работы тормозов.

Кроме того, тормозной жидкостью смазываются трущиеся поверхности и кромки манжет главного и колесных тормозных цилиндров. Со временем в жидкости накапливаются продукты износа. Из-за грязи трущиеся детали интенсивнее изнашиваются, от воздействия влаги на рабочей поверхности цилиндров появляется коррозия. По этим причинам цилиндры начинают перепускать жидкость внутри себя, что опять-таки ухудшает эффективность торможения.

И жидкость в гидроусилителе отнюдь не вечная. Со временем в ней также накапливаются продукты износа и влага, а между тем эта жидкость служит смазкой деталей рулевого механизма, что обуславливает необходимость ее замены, несмотря на то что в инструкциях по эксплуатации эта процедура в отличие от замены тормозной жидкости может не предусматриваться. Показаниями к замене жидкости ГУР являются ее почернение, помутнение, появление ненормального запаха.

Однако не факт, что замена жидкостей поможет справиться с ухудшением работы тормозов и гидроусилителя после прогрева. Проблема может быть связана с износом узлов. Например, в насосе ГУР со временем изнашивается поверхность рабочей камеры в корпусе, контактирующие с этой поверхностью грани лопаток ротора, торцевые поверхности лопаток и контактирующие с ними поверхности крышек насоса.

По мере увеличения температуры уменьшается вязкость жидкостей. Пока жидкость ГУР холодная, она остается вязкой, из-за чего хуже просачивается через зазоры, появившиеся в насосе от износа. Но как только масло прогрелось и стало жидким, производительность насоса падает, он перестает создавать достаточное для нормальной работы ГУР давление. Похожая ситуация с увеличением перепускания жидкости по мере ее нагрева через неплотности, появившиеся из-за износа и коррозии, наблюдается и в тормозных цилиндрах. 

Для начала, разумеется, проще поменять жидкости и посмотреть, даст ли это какой-нибудь эффект. Если замена не поможет, а учитывая, сколько рассматриваемой Audi лет, высока вероятность, что так оно и будет, придется "копать глубже". 

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом