Дизайн Джорджетто Джуджаро из ателье ItalDesign сдобрен внешними спортивными атрибутами, переработанным шасси и звонкой выхлопной системой. Все это приправлено мощным мотором с механическим инжектором и подано с украшенным мячиком для гольфа рычагом коробки передач. Golf GTI - восхитительное блюдо! 

Меня тогда еще не было, но, думаю, в 70-х было так. Хочешь погонять? Покупай спортивное купе, суперкар или седан бизнес-класса. Приобрести, обслуживать и заправлять быстрый автомобиль не всем было по карману, но других вариантов тогда практически не было. Чтобы ездить быстро, надо было иметь очень много денег. И речь, конечно, не о нашей стране.

С практичностью тоже были определенные вопросы. Посадить кого-нибудь сзади в Porsche 911? Пожалуй, придется отрезать пассажирам ноги. Перевезти чуть больше парочки сумок в Maserati Bora? Часть покупок останется в магазине. Дорого, недоступно, неудобно, непрактично. В общем, те еще были времена для простых смертных. 

Тем не менее ездить быстро на красивом автомобиле всем очень сильно хотелось. Юноши до появления "хот-хэтчей" падали ниц перед изображением Lamborghini Miura на плакатах в своих комнатах, мечтая о быстрых машинах (даже изображения раздетых женщин наверняка были менее популярны). Но потом им приходилось покупать скучные и медленные жестянки вроде Opel Kadett C. Чтобы выделятся среди остальных, быстро разгоняться и с удовольствием "нарезать" повороты, нужен был толстый кошелек.

И вдруг все изменилось. В конце 70-х - начале 80-х в сопровождении о-о-о-очень боевой рекламы началось вторжение быстрых и ярких "горячих" хэтчбеков, созданных на основе недорогих автомобилей. Рецепт? Берем переднеприводный семейный хэтчбек (лучше всего подойдет легкий трехдверный вариант), перенастраиваем шасси и ставим мощный мотор. Не забываем про спойлер, обвес и спортивные сиденья… Вот и все - "хот-хэтч" готов. Просто, быстро, вкусно и недорого. В отличие от неземных суперкаров эти машины можно было увидеть, потрогать и даже купить. Началась золотая эпоха быстрых доступных автомобилей.

При этом они были не только быстрыми, но и практичными! В маленький Golf GTI с легкостью помещалось пять человек. Он имел приличный багажник и раскладывающиеся задние сиденья.

- Помоги перевезти мне старый комод.

- Да какие вопросы, бабуль? Я возьму свой GTI…

"Я возьму свой GTI…" - звучит, не правда ли?

"Горячие" хэтчбеки были экономичными, недорогими в обслуживании, легкими, красивыми и очень быстрыми. Публике они пришлись по вкусу. Началось массовое "размножение" "хот-хэтчей". В итоге Renault 5 Turbo и Peugeot 205 GTI стали теснить Ford GT40 на плакатах в детских комнатах.

И все это началось… Нет, не с Golf GTI. Он не был первым "подогретым" семейным хэтчбеком - до него были Simca 1100TI, Autobianchi A112 Abarth и Renault 5 Alpine. Но именно Golf Mk1 GTI часто считают прародителем, духовным отцом "горячих" хэтчбеков. Это истинный, правильный "хэтч". Оснащенный механическим инжектором, мотором объемом 1,6 л и мощностью 110 л.с., при весе всего 810 кг он выдавал неплохие для своего времени характеристики. Максимальная скорость составляла 182 км/ч, а до 100 км/ч GTI разгонялся за 9,2 секунды, что тогда было очень быстро. Но главное - управляемость: в этом на момент появления ему не было равных в своей ценовой категории. Golf GTI заложил основы популярности более поздних "хот-хэтчей".

Есть еще кое-что, что позволяет нам считать Golf GTI родоначальником этого направления. Стив Джобс, Чарли Чаплин, Маргарет Тэтчер - никто из них не знал, что станет великим программистом, актером и политиком. В детстве эти люди не подозревали, что когда-то они будут знамениты на весь мир. Примерно то же самое произошло с Golf GTI.

В 1974 году в Вольфсбурге молодой инженер Альфонс Лёвенберг и заведующий отделом связей с прессой Антон Конрад собрали своих коллег после работы, чтобы подумать над созданием "спортивного Golf". Забавы ради планировалось сделать "заряженную" версию малолитражки. Первый их автомобиль поступил в продажу спустя два года.

Они понятия не имели, что сделали. В планах был выпуск всего 5000 экземпляров "спортивного Golf". Никто из его создателей не подозревал, что выйдет такая конфетка! В 1976 году их было выпущено свыше 10.000, в следующем - 31.000, а в 1978-м еще больше - 42.000 единиц. После того как в 1979 году в одну только Великобританию прибыло 1573 праворульных GTI, их мгновенно скупили, а в течение следующих двух лет продажи утроились. Со временем "популяция" Golf GTI разных поколений возросла до несколько миллионов "особей". Еще раз: миллионов! 

Машины начали расходиться как горячие пирожки. Остальным производителям в срочном порядке пришлось догонять Volkswagen - так появились легендарные Peugeot 205 GTI, Ford Escort Xr3 (его мы недавно тестировали), Renault 5 Turbo и другие великолепные автомобили.

Чувствуете? Именно поэтому я с дрожью в коленях подходил к этому автомобилю. Для меня Golf Mk1 GTI - это нечто особенное. 

Но перед поездкой определимся, что особенного в GTI по сравнению с обычным "первым" Golf.

Двигателей было три, в основном встречается 1,6-литровый 110-сильный. С 1982 года стал доступен 1,8-литровый 112-сильный вариант, который и установлен в тестируемом нами экземпляре того же года выпуска. Система впрыска - прогрессивный по тем временам механический инжектор K-Jetronic от Bosch. Выхлопная система была изменена для более "спортивного" звучания. Кроме того, конструкторы позаботились об установке радиатора охлаждения моторного масла. В последние годы Golf MK1 GTI (машина выпускалась до 1984 г.) появилась редкая версия со 136-сильным 16-клапанным мотором. 

Передняя и задняя подвески получили по стабилизатору поперечной устойчивости. Спереди установлены увеличенные тормозные суппорты и вентилируемые тормозные диски. Конструкторы укоротили на 20 миллиметров пружины, тем самым опустив Golf, чтобы придать ему устойчивость, особенно в предельных режимах. 

Салон? Первый GTI получил спортивные сиденья с более развитой боковой поддержкой и тканью с клетчатым рисунком. Руль достался от недавно вышедшего "родственника" Scirocco TS. Позже появилась расцветка салона и руль, которые вы видите в данном экземпляре 1982 г.в. 

Не забываем также о дополнительных приборах, измененной приборной панели и том самом мячике для гольфа на кулисе КПП. Еще в этой машине появился простенький бортовой компьютер, благодаря которому можно было, например, узнать средний расход топлива. По тем временам это просто фантастика!

В экстерьере мелких изменений предостаточно. На GTI мы видим широкую переднюю двухсоставную "губу", спойлер, черные молдинги, накладки на передние стойки, красную окантовку решетки радиатора, иные бамперы, расширители арок и значки GTI на решетке радиатора и крышке багажника. Также в "горячем" Golf не должно быть хромированных молдингов на уплотнителях дверных стекол. Окрашенная в черный цвет область в районе стекла крышки багажника добавляет эффектности. В некоторых GTI, как, например, в этом, было четыре фары. Существовало несколько вариантов литых дисков. Кстати, не пугайтесь, в этом автомобиле они оригинальные - был и такой вариант "литья".

Сразу перечислим неоригинальные детали в этом автомобиле. Пока что здесь стоят стандартные бамперы от Golf Mk1. Коробка передач 5-ступенчатая, но отнюдь не c короткими передачами "механики" Golf GTI. Не хватает обшивки в багажном отделении. Цвет немного отличается оттенком, но владелец планирует второй раз перекрашивать автомобиль. Пленка "под карбон" на пластиковых деталях отовсюду будет убрана. В подвеске, увы, некоторая часть деталей (совсем небольшая) - от стандартного Golf. На этом вроде бы все. В остальном все "родное", красивое, живое. Машина сделана аккуратно и качественно. Ржавчины - ноль. Более комплектного первого GTI в нашей стране я не встречал. 

Перечисление недостатков - отнюдь не камень в огород владельца автомобиля Сергея. Он обожает свой GTI. И огромное ему спасибо за достойно восстановленную технику и дальнейшее желание привести ее в оригинальное состояние. Это культовый, легендарный и редкий автомобиль. 

Осталось узнать самое интересное - как едет и ощущается первый Golf GTI? 

Дополнительные приборы с вольтметром, указателем температуры и давления масла. Перед глазами - перекрестия на панели приборов, отдаленно напоминающие прицельные планки истребителя. Ты словно в кабине боевого самолета. 

- Цель захвачена, ракета к запуску готова!

Бодренько разгоняется наш старичок, особенно неплохо начинает тянуть после 3500 об/мин, да и "низы" выразительные. Рядная четверка GTI звучит! Выхлопная система оригинальная, спортивная, очень хороший получается звук. В нашем видео его можно даже послушать.

Спокойно ездить на этом автомобиле практически невозможно. После резкого старта и перебора первой и второй передач я перешел на третью и быстро спохватился, ибо встреча с сотрудниками ГАИ в планы никак не входила. GTI действительно заводит! Для тех времен это был быстрый автомобиль. 

Отчасти потому, что он очень легкий. Только представьте: он легче современного Fiat 500! Добавим сюда превосходное настроенное шасси - в итоге влетаем в каждый поворот с широченной улыбкой на лице. Руль без усилителя - помните, каково это? Чистейшее, словно слеза младенца, усилие на рулевом колесе. Никакой имитации и искусственности - чистый голый драйв. Когда заканчивается предел сцепления шин, машина соскальзывает с траектории всеми четырьмя колесами. Порода!

"Кассетная магнитола Philips идет в "стандарте", а за 340 фунтов можно заказать электрические стеклоподъемники и центральный замок. А еще через год можно будет заказать люк с электроприводом - именно для клавиш управления люком конструкторы оставили свободное место рядом с лампой освещения салона".

Перед вами отрывок из тест-драйва журнала Motor от 26 мая 1984 года. В центре внимания автора находится Peugeot 205 GTi, главный конкурент Golf GTI. И это возвращает в наши дни. Современные машины быстрее и проворнее, они в сто раз лучше оснащены. Но! В них нет героичности, простоты и честности старых "горячих" хэтчбеков. 

Мне сто лет не сдался новомодный "автопилот" Traffic Jam Assist, электроручник, искусственный спортивный звук из колонок аудиосистемы и гадкий "ошейник" в виде полностью неотключаемой ESP. Ни один современный "электроусиленный" руль не обеспечит прозрачность простого рулевого управления старых добрых "хот-хэтчей". 

Именно поэтому я в таком восторге от Volkswagen Golf Mk1 GTI, Ford Escort Xr3i и Peugeot 205 GTI с кассетной магнитолой Philips. Никаких электронных систем, никаких посредников. Никакой дистанции между водителем и автомобилем. Улавливаете суть? 

Golf GTI, Escort Xr3i, 205 GTi сегодня есть в Минске. Их владельцы приводят свои редкие машины в оригинальное состояние. И быть может, когда-нибудь мы соберем их вместе на сравнительный тест-драйв. 

Рассказ владельца 

- Я c детства люблю старые интересные автомобили, но особенно увлекся ими после просмотра английских телепередач "Махинаторы" и Top Gear. Там с большой любовью рассказывали о первом Golf GTI, из-за чего я сильно загорелся этим автомобилем и решил купить. Искал подходящий вариант шесть лет. Исколесил всю Беларусь, ездил в Россию. Каждый продавец бил себя в грудь, что у него настоящий GTI, но в основном это были обычные Golf с установленным на них 1,8-литровым мотором и приклеенной эмблемой. В итоге нашел свою заветную мечту у… соседа. Много-много лет назад он купил этот Golf GTI, а я тогда еще над ним смеялся: мол, зачем ты за 700 долларов берешь "первый" Golf, если за эти деньги можно купить "второй"? На машине ездила его жена и сын, но затем из-за сломавшегося инжектора Golf на шесть лет был забыт в гараже. И когда я спустя годы зашел в этот гараж и увидел его, у меня задрожали руки… 

У него немного поржавела задняя часть кузова, была неисправна система впрыска, не хватало тех самых дополнительных приборов и других нужных вещей. Но в основном это был достаточно комплектный GTI, не сильно потрепанный жизнью. После покупки начался этап восстановления. Сколько вложил? На 5000 долларах перестал считать, понятия не имею, сколько потратил денег. И даже не припомню, что конкретно делал и менял, - работы было много. Кое-что сделал неправильно, например, недоволен покраской, жалею, что покрыл карбоновой пленкой часть пластиковых элементов. Все это обязательно будет исправлено. 

Еще с ним связана одна интересная история. Как-то я выхожу во двор, а мою машину рассматривает мужчина, живущий по соседству. Как оказалось, именно он в 90-х пригонял конкретно этот автомобиль! Он сказал, что пригнал редкую 130-сильную версию. На этот счет, скорее всего, он ошибся. Возможно, его обманули в Германии. Но в моей машине есть любопытные детали… Например, на встрече "гольфистов" один специалист по этим машинам указал мне на остекление зеленого цвета. Это была очень редкая опция для Golf MK1 GTI. 

Зимой храню его в гараже, летом иногда выезжаю, но чаще просто выхожу полюбоваться и прогреть. Я очень люблю эту машину. В хорошую погоду мой второй автомобиль - Nissan Qashqai - может простоять без надобности всю неделю, потому что мне сложно долго расставаться с GTI.

За кадром

Мы попросили импортера Volkswagen в Беларуси "Атлант-М Фарцойгхандель" выудить из VIN-кода как можно больше информации об этом экземпляре. Выяснилось, что это Golf GTI 1983 модельного года. Выпускался только для рынка Германии. Код двигателя - DX. Объем - 1,8 л, мощность - 112 л.с. В техпаспорте не указан год выпуска машины, но нам сказали, что дата схода с конвейера - 25 октября 1982 года. Полной информации о комплектации получить не удалось, но достоверно можно сказать о расцветке салона, цвете кузова, ремнях безопасности и остеклении. 

Внутри сразу отмечаешь не по годам выверенную эргономику. Регулировки кресла осуществляется только в двух направлениях, а руль и вовсе стоит на месте, но сидеть удобнее, чем в иных современных моделях с большим количеством регулировок. Кстати, кресла обладают отличной боковой поддержкой. 

У сына владельца тоже "первый" Golf, но обычный.

Кошка Сергея любит Golf GTI. Все позировала на его фоне и не собиралась уходить. Пришлось буквально отгонять ее от автомобиля. 

У этой маленькой машины - большой и практичный багажник. Уважаемые комментаторы! Не переживайте, все-все-все в этом авто будет доведено до ума. И так работ по нему было проделано немало. Пока что это самый оригинальный "живой" Golf GTI, которого нам удалось найти.

"Кормить" GTI следовало 98-м бензином. 

Зеркала маленькие, регулируются механически. Зато общая площадь остекления такова, что чувствуешь себя в аквариуме. 

Для первого GTI предлагались 13- и 14-дюймовые диски. Шины, само собой, неоригинальные - современные Michelin с маркировкой Green X. В их рекламе сказано, что они очень износостойкие и "значительно снижают потребление топлива". Но они забыли написать, что энергосберегающие шины не позволят полностью раскрыть потенциал шасси Golf Mk1 GTI. В поворотах держат не очень. На этом про шины на всякий случай замолкаю. А то еще обвинят в лоббировании чужих интересов.

На этом фото в правом нижнем углу можно увидеть самый масляный радиатор. А вот щуп обычный, а не электронный, как в Ford Escort Xr3i. 

Знаменитый британский автожурналист тоже тестировал первый Golf GTI. Обратите внимание - идентичный с автомобилем Сергея салон. Правда, в зеркальном отражении.

Заветная аббревиатура GTI означает Grand Turismo Injection, то есть "Гран Туризмо инжекторный". В далеких 70-х двигатели были в основном карбюраторными. Инжектор на то время - революционное решение. Это, безусловно, было гордостью его создателей и стоило того, чтобы украсить буквой "i" кузов автомобиля.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Редакция выражает благодарность владельцу Golf Mk1 GTI за предоставленный для теста автомобиль.
Если у вас есть интересный автомобиль, мы с удовольствием сделаем его героем нашей статьи. Ждем писем на hladchuk@abw.by