Если по описанным выше дорогам за одну поездку получается всего 7 км, то за летний сезон вряд ли выйдет более 150-200 км. А раз так, то волноваться особо не о чем: не те это пробеги и не столь ужасны эти редкие для автомобиля условия, чтобы требовалось принимать какие-то особые меры. 

Но коль зашла речь об особенностях эксплуатации легкового автомобиля вне асфальтовых дорог, давайте поговорим о том, чего следует опасаться водителям при активном использовании машины на грунтовых и гравийных дорогах, что необходимо делать, чтобы защитить технику от неблагоприятных факторов. 

Одна из главных опасностей гравийных дорог для автомобиля - пыль. Если по какой-то причине она минует воздушный фильтр и попадет в двигатель, дело чревато ускоренным износом поршневой группы, и на этом фоне преждевременный выход из строя расходомера - сущий пустяк. Недаром в руководстве по эксплуатации практически к любому автомобилю четко указывается, что при частой езде по запыленным дорогам межсервисный интервал следует сокращать в 1,5-2 раза, а воздушный фильтр подлежит замене при каждом ТО. 

От себя добавим, что для подстраховки можно проверять состояние воздушного фильтра каждые несколько тысяч километров, а также не стоит экономить на его качестве. Любителям тюнинга следует забыть про "нулевик". А в случае со старым автомобилем не будет лишним убедиться, что корпус воздушного фильтра, сам сменный элемент, подводящие патрубки, во-первых, действительно от данной модели, во-вторых, не допускают прохождения воздуха во впускной коллектор в обход фильтра. 

Неплохо бы защитить от пыли подкапотное пространство. Теоретически этому должна способствовать сама конструкция автомобиля: уплотнители под капотом, пластиковая или стальная защита снизу (последняя защитит еще поддон мотора/коробки от ударов). Если по какой-то причине эти элементы отсутствуют, можно установить их самостоятельно, используя готовые заводские решения или подбирая подходящие аксессуары. 

Следующий фактор риска - мелкие камни от других машин и пескоструй от собственных колес. Здесь уже достается кузову: оптике, капоту, порогам, крыльям. Решение вопроса - защитная пленка на наиболее уязвимые детали. Впрочем, на эту тему мы недавно писали, так что не будем повторяться. 

Уменьшить риск повреждений от пескоструя должна установка брызговиков и локеров, а для защиты радиатора подойдет мелкоячеистая сетка. 

Наконец, скажем пару слов о ходовой части. В случае со стандартным автомобилем говорить о каких-то доработках не приходится, разве что отметим, что для частых поездок по грунтовым дорогам стандартная подвеска и шины с высоким профилем подходят лучше, чем заниженная спортивная ходовая часть и низкопрофильная резина. Ну и, разумеется, более критичным становится недосмотр за автомобилем: можете не сомневаться, что порванный пыльник или изношенный шарнир "аукнутся" быстрее, чем на более чистых и гладких дорогах. 

В принципе долговечность ходовой части зависит от двух факторов: состояния дорог, по которым приходится ездить, и аккуратности водителя. И если с первым поделать что-то сложно, то второе - вопрос опыта, навыков, но в первую очередь здравого смысла. С одной стороны, некоторые неровности отлично проходятся на скорости, с другой - крупные ямы способны не только повредить подвеску, но и дестабилизировать автомобиль, движущийся на большой скорости, а там и до вылета за пределы дороги недалеко. 

Также следует помнить о том, что по сцепным качествам гравий чем-то напоминает снежное покрытие. Достаточно "зазеваться" в затяжном повороте или допустить "провокацию" (в качестве таковой может быть просто неаккуратное обращение с рулем или "газом"), и автомобиль сначала плавно, а затем ускоряясь, начнет вращение вокруг своей вертикальной оси - это и есть начало заноса! А дальше все зависит от мастерства водителя и элементарного везения. При самом плохом раскладе автомобиль уйдет в ритмический занос, а затем вылетит за пределы дороги. Отправиться в кювет можно и при сносе передней оси - при попытке пройти поворот быстрее, чем это возможно. А затем в сводках ГАИ напишут: "Съехал с дороги на закруглении…"

В общем, правило "тише едешь - дальше будешь" для гравийных дорог тоже весьма справедливо: и подвеска будет целее, и сам автомобиль (кстати, если "гнать", то получите еще и пескоструй по днищу). Возвращаясь к началу разговора: подготовка техники к гравийным и просто плохим дорогам и сокращение межсервисных интервалов имеют смысл, но все-таки в тех случаях, когда на их долю приходится значительная часть пробега.

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY 

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом