Артем регулярно пользуется этой машиной, а зимой - почти каждый день. Почему он не считает это издевательством над собой и 30-летней "Ладой", что конкретно парень модернизировал в авто и зачем вообще все это было нужно – в большом рассказе хозяина.

Советская резина и бело-черные "номера"

– Первым моим автомобилем стал ВАЗ-2108, он был не в лучшем состоянии – в итоге уехал на свалку. Тем не менее "восьмерка" мне всегда очень нравилась. Чуть позже случайным образом попалась эта машина из-под пенсионера. Он вроде бы собирался купить VW Polo Sedan, но, кстати, так и не купил, насколько знаю.

Этот ВАЗ-2108 у него я приобрел за 650 долларов. Состояние кузова было не идеальным, но очень хорошим. Следы сварочных работ видны только на заднем правом лонжероне, при этом силовая конструкция не нарушена. Пороги родные, менялось переднее правое крыло и обшивки дверей – возможно, был удар, поскольку в правой двери позже нашел осколки. Еще был "ушатан" двигатель, а краска выгорела. Предыдущий владелец просто ездил на "восьмерке" на дачу летом и в техническую часть не лез.

Себе после продажи он оставил штатный набор инструментов со словами: "А вдруг я им что-то еще буду крутить..." Ладно, забрал и забрал. Зато мне с машиной достались родная советская резина, фонарь-переноска от "классики", старые документы и бело-черные "номера". Естественно, при переоформлении в ГАИ сохранить их не удалось.

Автомобиль покупался с целью загнать в гараж и делать, я на нем сразу поездил буквально месяц-два. В гараже разобрал до винтика, подварил и покрасил. Все "расходники", в том числе в подвеске, все резинки и уплотнители были заменены на новые.

"Зеленая липа" и "удачный шеснарь"

Изначально здесь стоял мотор 1,3 литра с пятиступенчатой коробкой. Двигатель был отремонтирован: расточен блок, шлифован вал, заменены прокладки и прочее, настроены зазоры механизма ГРМ – тут он на шайбах. На том моторе я проехал 10.000 километров. Его многие хвалят, но мне его всегда не хватало – чтобы держаться в городском потоке в наше время, этот мотор нужно постоянно "крутить", переключаться примерно на 4 тысячах оборотов, если по-хорошему. В таком режиме особо не поездишь.

Сейчас под капотом находится мотор от "донорской" ВАЗ-2110

Долго думал, прикидывал, в итоге окончательно решил поменять его на 16-клапанный 1.6 от "десятки". Этот двигатель стал практически без "колхозинга" – блоки по габаритам отличаются незначительно, все посадочные крепления унифицированы, подушки тоже подходят от "восьмерки". Главный нюанс в том, что в "подкапотку" необходимо ставить распорку – на ней находится дополнительная задняя опора двигателя. Поначалу ездил без нее – двигатель ходуном ходил, аж чувствовалось, как педаль сцепления заезжала в салон.

Родной цвет виден на VIN – его не прокрашивали, чтобы не было проблем при перерегистрации в ГАИ

В моторе 1.6 89 сил против 62 у 1.3. Машина с новым двигателем не стала ракетой, но в потоке теперь абсолютно не теряется, едет спокойно и без перекрутов. Обгоны на трассе стали намного безопаснее.

Коробку тоже подкинул от "десятки" – купил донора, с которого снял и тот мотор, и проводку, и блок управления. Конечно, можно было оставить старую "механику" от "восьмерки", но не факт, что родное сцепление выдержало бы эту мощность.

Расход на трассе стал, может быть, чуть больше – на карбюраторном моторе уходило 6 литров на "сотню", а теперь – 7-7,5. Зато в городе есть экономия: вместо 9 литров расходуется 8.

По заводу машина была белая. За 26 лет (на момент покупки) она выгорела и стала матовой, со сколами. "Маска" вообще вся облупилась. Нужно было в любом случае перекрашивать машину, но в белый не хотелось – решил остановиться на цвете "Зеленая липа". Он необычный, в потоке такие уже не встречаются. Это олдскул, цвет 1980-х. Правда, возникло историческое несоответствие: машина 1990 года выпуска, а тогда в зеленый уже не красили – в ходу были белый, бежевый, красный. Зеленый остался в 1985-1986 годах.

Шильдик "1300S" Артем оставил не только шутки ради, но и как напоминание о том, какой мотор стоял по заводу

Сразу салон был серый. Но его беда в том, что со временем он превращается в бледно-оливковый – возможно, качество пластика такое. Мне абсолютно не нравился подобный цвет, поэтому погрузился в поиск по объявлениям. В итоге в Витебске нашел новый коричневый салон в сборе за 45 рублей, к сожалению, без сидений, потому что их сейчас в "живом" состоянии найти практически нереально.

Панель, к слову, уже треснула – она от машины из середины 1980-х. Ей минимум 33 года, выгорела от солнца – такая у них "болезнь". Найти верхнюю накладку в таком состоянии, как у меня, практически нереально, а без трещин, наверное, вообще не существует. Разве что новая, которая лежала на темном складе 40 лет.

Поставил фароочистители – их достаточно сложно найти, они были куплены в Бресте, лично откручивал их от экспортной "девятки" продавца. Притом самих щеток не было, только поводки и моторчики. Щетки по почте приехали из Москвы. И это у меня еще нет кнопки включения и проводки! Зачем тогда ставил? Это бутафория, я согласен. Для меня это элемент фетиша, не как у всех.

Из тюнинга: сзади стоит подвеска от "Приоры", все подходит по болтам, от "восьмерочной" она отличается наличием стабилизатора. Спереди – стабилизатор от "десятки", он на 2 мм толще штатного. На управляемости это сразу заметно – машина стала гораздо менее валкой, крены уменьшились.

До замены двигателя я вложил в восстановление машины примерно 2500 долларов. Замена мотора, если сильно округлять, стала еще в 1000. Тем более что 1.6 тоже пришлось ремонтировать: новая поршневая, расточка блока, недешевые "расходники" типа INA.

"Я не делал автомобиль, чтобы он стоял в серванте"

Обновленную машину я выкатил из гаража в декабре 2018 года. С той поры зимой я езжу практически каждый день, и это парадокс: многие наоборот берегут старые машины от наших солей, а мне только зимой автомобиль в основном и нужен! Летом я с большего передвигаюсь на мотоцикле, а "восьмерка" годится раз в неделю, чтобы груз какой-нибудь перевезти или еще нечто подобное.

Мне абсолютно не жаль моих стараний и трат. Я не делал автомобиль, чтобы он стоял в серванте, как говорится, только тряпочкой не забывай протирать. Смысл тогда в такой машине? Она должна ездить. Конечно, она ржавеет, изнашивается – а что делать? Ничто не вечно. Но до состояния, чтобы она прямо сгнила, еще очень далеко. Я за этим слежу, перед сезоном все промазывается мовилем и пушсалом.

За почти два года я проехал 17.000 километров. Критических неисправностей за это время не было. Разве что вышло из строя реле-регулятор, возможно, его просто залило водой. Аккумулятор не заряжался пару дней, и в итоге машина не завелась. Зарядил батарею – поехал дальше, реле даже не менял, проблем не было.

После замены мотора он иногда глох после продолжительной езды. Причина была копеечная – засорилась сетка бензонасоса. Она стоила ровно рубль, на замену потратил полчаса – проблема ушла, ездим дальше. Для меня, как я шучу, это был пусконаладочный процесс.

В 2020 году на "восьмерке" ездить неудобно. Приятно ли? Это сугубо личное дело, мне этот автомобиль нравится, он не вызывает отторжения. Единственное, что хотелось бы улучшить, но это просто физически невозможно, – шумоизоляция. В салоне грохочет пластик как ни крути, что ни делай. У меня все проклеено, собрано и промазано, но увы – дешевый советский пластик…

Ход у подвески приличный – все-таки "восьмерку" делали для суровых советских дорог. И по асфальту, и по бездорожью машина хорошо идет. Она в меру мягкая.

Самое габаритное, что перевозил, – салон для нее же. Вез из Витебска панель приборов, все обшивки дверей, ковры и прочие мелочи. Все это было накидано буквально под потолок. Как-то возил две двери от BMW E30 и крыло от нее же – все поместилось.

Пластинка "Кино" катается в багажнике как связь между поколениями

Ржавчина по кузову? В этих местах к покраске машину готовил лично я. На одной арке была сквозная дырка, но поскольку арки родные, я не хотел переваривать элемент целиком – жаль родное железо, операция слишком серьезная. А такую ржавчину, к сожалению, ничем не поборешь, она все равно вылезет.

"Все равно бы влез в это дело"

Сейчас нет проблем найти на "восьмерку" запчасти, если стоит задача просто поставить ее на ход. Детали есть на рынках, не говоря уже о специализированных вазовских точках. А если есть время, то можно найти все что хочешь, всякие пластмасски и прочие безделушки везут из России.

Фанату я спокойно посоветовал бы ввязываться в подобную авантюру. Но только тому, который разбирается в матчасти, иначе у человека, который не "шарит", получится либо еще больший бюджет, чем у меня, либо вовсе ничего не выйдет.

Базовое – это выбор автомобиля. Нужно найти хороший кузов, нужно знать, куда смотреть: на задние и передние лонжероны, рамку радиатора. Запчасти, особенно на карбюраторную версию, стоят копейки. Но сколько вытянет работа на сервисе, если все это делать не своими руками? По-моему, невероятно дорого.

Даже если бы я изначально знал, в какие деньги мне все это станет, все равно бы влез в это дело. У меня вышла не астрономическая сумма, а автомобиль получился очень даже хороший. На нем я без боязни ездил в Брест, Гродно, Витебск, Верхнедвинск и Полоцк – проблем не было.

Конечно, можно было бы доложить денег и взять более современную машину. Но здесь я разобрал все до болтов, собрал своими руками – все понятно, все знакомо, я знаю, в какую сторону копать. А с более свежим авто если что случится, то придется ехать на СТО – не хочу с этим связываться.