– До этого автомобиля я ездил на Volvo S90, выпущенном в 1998 году. Классная машина, но было два нюанса, из-за которых требовалось ее поменять. Во-первых, пробег достиг 980 тысяч километров, то есть свое S90 честно отходил и сыпался не по-детски. А еще у него был большой расход бензина – по трассе в районе 11 литров на "сотню". Топливо оплачивает работодатель, а у него имелось пожелание, чтобы я пересел на что-то более экономичное.

Рассматривал любые машины, даже новые "бюджетники", но пришел к выводу, что ездить в дальние поездки на Polo или Logan – убийство. Переключился на более комфортные модели – "пятерки" и "семерки" BMW, естественно, дизельные ради низкого расхода топлива – и столкнулся с проблемой, что все, что попадало в бюджет в районе 10-12 тысяч долларов, было по техническому состоянию ничем не лучше моего Volvo. Раз так, решил взять машину по низу рынка. Пусть дешево, зато все "косяки" на виду, а деньги, оставшиеся после покупки, можно направить на восстановление.

Когда покупал, цены на "семерки" Е65 начинались от 8000 долларов. За эту машину хотели 8600, но после торга мне она обошлась в 7600. Она 2002 года выпуска. Что пробег был откручен до 270 тысяч километров, можно было не сомневаться, и позже, когда я через ноутбук проверял блоки, в двух нашел более правдоподобный пробег. Он был на 90 тысяч больше, чем на счетчике километража.

Состояние у машины было аховое. Турбина, "дворники", парктроник, "вебасто" не работали. Под капотом все было в саже, как в какой-нибудь кочегарке, потому что отвалился выхлопной коллектор. Задняя подвеска просела, крышка багажника падала, лобовое стекло было битое, горела ошибка по подушкам безопасности, не работали омыватели фар.

Без турбины машина ехала так, что можно сказать: не ехала вообще. А когда в течение недели после покупки случилась жара выше 25 градусов, выяснилось, что при остановке на светофоре двигатель глох. Причина оказалась в регуляторе количества топлива на насосе. "Бэушный" стоил 60 рублей, поменял сам – проблема ушла.

Лобовое стекло привезли под заказ из Англии – 100 долларов. Трапеция стеклоочистителя стоила 130 рублей, заменил сам. Парктроник не работал, потому что был отсоединен один датчик. Подсоединил – заработало.

Омыватели фар отремонтировал. По "вебасто" сбросил ноутбуком ошибку – уже два года работает без вопросов. Выхлопной коллектор обошелся в 120 долларов.

Предполагал, что вложения в турбину составят в районе 600-700 долларов, максимум 1000. Когда стал разбираться, что с ней, нашел, что рассохлась магистраль вакуумного управления. Отдал за нее 50 рублей. После замены вакуумной магистрали машина поехала, но все равно не так, как хотелось. Тогда был заменен актуатор турбины за 120 рублей. Стало лучше, но все равно еще не то. Лишь после замены расходомера воздуха автомобиль поехал как надо.

Интересно, что хотя с неисправной турбиной машина не ехала, расход топлива был 8 литров на "сотню" в городе и в районе пяти по трассе. Когда добился нужной динамики, расход вырос. Сейчас он в районе 10 литров в городе и 6,5 по трассе при скорости 100. Это не по компьютеру, а по заправкам, ведь я отчитываюсь перед бухгалтерией.

Компьютер в сравнении с подсчетом по заправкам занижает показания расхода минимум на пол-литра. Сейчас средний расход по компьютеру 8,6 литра на 100 километров, но если пересчитать по заправкам, выйдет не меньше девяти.

Помимо восстановительных работ заменил в двигателе "расходники". Мотор трехлитровый дизельный М57 – емкость системы смазки у него 8 литров. По ценам масла и фильтров ориентировать не буду, потому что у фирмы, где я работаю, есть договор с крупным оптовым поставщиком, так что "расходники" достаются мне по закупочной цене с небольшой наценкой.

Через 10 тысяч километров после покупки обслужил "автомат", что обошлось в 130 долларов, и занялся подвеской. На диагностике в задней подвеске "приговорили" почти все: рычаги, стойки стабилизатора, сайлент-блоки подрамника, пружины. Тогда же были заменены тросы "ручника".

Спереди менялись стойки стабилизатора, рулевые наконечники и тяги. Вместе с работой ремонт подвески и замена тросов, наконечников и тяг обошлись в 1400 рублей.

Меня пугали, что верхние и нижние рычаги в передней подвеске буду менять каждые полгода. За исключением одного верхнего рычага, с остальными до сих пор ничего не приключилось – как стояли те, с которыми машина покупалась, так и стоят. Верхний рычаг TRW обошелся в районе 170 рублей.

Также пугали ненадежной электрикой, но за время эксплуатации было лишь две проблемы. Первая – последствия предыдущего владения. Кем-то менялся регулятор давления топлива на рейке. Когда устанавливали новый, его перевернули вверх ногами – в результате провод перетерся о защиту.

И однажды "отвязался" ключ. Дома был еще один, им машина завелась, а первый пришлось "прописывать" по-новому. Поскольку я сам диагностирую электронику с помощью ноутбука, вопрос "прописки" ключа решился безболезненно. 

В Volvo я постоянно что-то делал. В BMW проехал 50 тысяч после того, как закончил основные восстановительные работы, – все в порядке, а руки по привычке чешутся что-то предпринять.

Занялся тормозами. Спереди стояли тормозные диски на 324 миллиметра. Они предусмотрены штатно, но их было маловато – тормоза после пары-тройки активных торможений перегревались, после чего начинали "плыть". Это известная проблема Е65 с дисками такого диаметра. Когда старые диски износились, купил свап-комплект от рестайлингового Е65 с бензиновым двигателем 4.8. В нем у дисков диаметр больше. Тормозить стало намного лучше. На задних тормозах один раз менялись диски и трижды – колодки.

Затем начал ставить то, что хотелось видеть в этой машине. Комплектация начальная, поэтому кое-что отсутствовало. Купил за 100 долларов комплект доводчиков дверей и сделал дожимы. После того как довелось поездить на Mercedes в 221-м кузове, была мечта иметь седан с автоматически закрывающимся багажником. В этой машине привод крышки багажника гидравлический – обошелся в 100 долларов. Также поставил задние электрические шторки.

Купил 20-е колеса 275/35, но не понравились, ехать на них жестко. Поэтому задние колеса заменил на более высокие 275/40. Стало не только мягче, но и практически пропала чувствительность к колее. Это же собираюсь сделать с передними колесами.

Машине скоро 20 лет. Есть немного коррозии на нижних кромках задних дверей. Недавно случился казус при замене колес – машина свалилась с домкрата. Подогнулся порог и правая задняя дверь. Порог уже купил, задние двери ищу и буду менять обе, а затем полностью красить кузов

"Семерку" я купил в июне 2019 года. Проехал после покупки 190 тысяч километров. Не таксист, просто по работе приходится ездить по всей Беларуси и обслуживать клиентов. Соответственно режим эксплуатации: порядка 70 процентов трасса, остальное – город.

Комфорт – главное достоинство этого автомобиля для меня. Когда в дальних поездках проводишь столько времени, сколько провожу я, надежность и экономичность, хотя они, безусловно, важны, как-то отходят на второй план. Коллега поменял "пятерку" BMW на Logan – и что? Теперь опять ищет BMW, потому что Logan не та машина, на которой можно совершать вояжи по всем углам Беларуси и заниматься работой. В Logan приехал на место – надо отдохнуть, а как, если время не ждет?

В этом автомобиле все сделано для водителя: посадка за рулем, шумоизоляция, ездовой комфорт, поведение на дороге. Не скажу, сколько именно можно проехать и ни капельки не устать, но однозначно много.

Дорожный просвет небольшой, но никогда такого не было, чтобы я останавливался на проселочной дороге и думал о том, как выехать. Единственный раз застрял у себя на даче, причем на ровном месте: не смог тронуться, колесо буксует. Зато когда ездили в одну агроусадьбу с друзьями на моей машине и Skoda Fabia, то Fabia застряла там, где BMW проехал, и ее на веревке из грязи вытащила моя машина. Пробуксовочная система отработала на "отлично".

И до дома "семерка" не довезла только раз. Это было, когда перетерся провод на регуляторе давления топлива на рейке. Ехал из Москвы, возле Борисова машина встала, но, как говорил, перетерся провод по вине того, кто регулятор ставил, а автомобиль ни при чем.

По ценам на запчасти меня все устраивает. Конечно, "оригинал" обойдется в копеечку, но мне говорили, что у любого "бээмвиста" со временем заводится личный "разборщик". Так оно и случилось: у меня тоже завелся свой "разборщик", а цены на "бэушные", но качественные запчасти из Европы не так уж велики, как показывает опыт.

Недостаток для пользования у этой машины конкретно для меня только один: багажник большой, но задние сиденья не складываются. И даже лючка для длинномеров не предусмотрено. А кроме работы у меня есть дача, на которую требуется иногда какую-нибудь доску отвезти. Зато ниша для "запаски" огромная. Заменяешь "запаску" на ремкомплект с компрессором – получаешь в дополнение к основному объему багажника большой грузовой отсек.

Продавать "семерку" пока не планирую, но, если честно, задумывался, на что ее можно поменять. Всякое может случиться, а работа не терпит. И не увидел альтернативы, чтобы вписывалась в деньги, которые я могу выделить на покупку, и была такой же комфортной, как эта машина.

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня" (Минск, Ольшевского, 20, здание автомойки, (029) 365-88-58, (017) 204-00-14)