– Перед встречей посмотрел бухгалтерию, сколько вложил в машину за время владения. Получилось 12.000 долларов, не считая топлива. А куплен автомобиль был за 8000. Наверное, кто-то скажет, что лучше взял бы ты, хлопец, себе Logan или Polo – и остались бы полторы стоимости машины при тебе. 

Трудно с этим не согласиться, однако есть одно но. "Бюджетники" не мои автомобили в принципе. Люблю активное вождение, поэтому, когда покупал Saab, рассматривал только модели с драйверским характером. 

Другое дело, что далеко не все из них были мне по карману. А до этого Saab у меня был другой 9-3, который я купил случайно и в "упиленном" состоянии, но когда довел его до ума и поездил, понял, что эта машина подходит мне как нельзя лучше. Так что, покупая Saab снова, точно знал, на что иду, как и знал, что потеряю в плане удовольствия от вождения, если возьму "бюджетник". 

Вообще-то потраченные 12.000 помимо ремонтов включают мойки, страховки, покупку "стеклоомывайки" и другие мелочи. Если их не учитывать, получится меньше, но и эту сумму также можно было уменьшить, если бы я выбирал самые экономные варианты восстановления.

Например, через пару месяцев после нашего первого разговора помяли переднее крыло и дверь с правой стороны. Можно было выправить и подкрасить, но у меня случился "бзик" – найти целые детали в цвет кузова и заменить помятые. Кто ищет, тот всегда найдет, но встало это в 400 долларов.

Затем та же история произошла с левой стороной – подмяли крыло. Опять искал крыло в цвет и нашел даже в лучшем состоянии, чем было крыло с правой стороны.

Или в Польше попал в единственное за последние 10 лет ДТП. Ничего серьезного, только на переднем бампере появилась трещина. Однако вместо того, чтобы ее запаять, наткнулся там же в Польше на бампер от Aero-версии и не смог устоять от соблазна. Обошлось это удовольствие в 250 долларов. 

Вообще на кузов было потрачено прилично. Сейчас из навесных кузовных элементов "родными" остались только задняя правая дверь, крышка багажника и задний бампер. Да и в нем нижняя вставка на два раструба – пока выхлопную не переделал, но хочу.

Самая же затратная из возникших проблем – вышла из строя коробка передач. Масло в ней менялось частично несколько раз, но в любом случае идет естественный износ, а кроме того, у этих машин есть проблема с охлаждением. Многие "сааберы" ставят для коробки дополнительный радиатор, чего я, к сожалению, не сделал. 

Плюс к этому от предыдущего владельца осталась защита двигателя. Есть предположение, что защита усугубила ситуацию с охлаждением, что и привело к неисправности "автомата", когда летом 2018-го установилась экстремальная жара. Защиту я убрал, но поздно пить "Боржоми", если почки отказали…

Сначала "автомат" только пинался, затем стал переходить в аварийный режим, при котором машина ехала лишь на 3-й передаче. Глушишь, снимешь-поставишь клемму аккумулятора, заведешь – коробка вроде работает, но через некоторое время снова переходит в "аварию". Думал решить вопрос малой кровью и отремонтировать гидроблок, но попытка, от которой, кстати, знающие люди отговаривали и которая стоила 200 долларов, успехом не увенчалась.

Повезло, что товарищ купил коробку на такой же Saab, но ставить передумал. Коробка была новой, с документами, в заводском коробе и консервации, с технологическим маслом, которое по инструкции необходимо было заменить с последующей промывкой коробки. Кто-то в это не поверит, но кто в теме, тот знает, что новые узлы и агрегаты на Saab, хотя фирмы давно не существует, можно найти в Англии и Японии. Впрочем, из Японии запчасти везут в редких случаях, обычно тянут из Англии. Даже новые двигатели и салоны привозят. Фирмы нет, а запасы запчастей еще сохранились.

Обошелся "автомат" в 1100 долларов. Если бы покупал "бэушную" коробку, она стоила бы в районе 800 долларов, но это "кот в мешке", которой мог запросто оказаться ничем не лучше старого "автомата". Плохо, что новый "автомат" был от дорестайлинговой версии, а это требовало "подружить" блоки управления двигателем и коробкой друг с другом. Проблема оказалась непростой. Несмотря на то что "автомат" адаптировался, остались вопросы с переключением вниз со 2-й передачи на 1-ю и с 3-й на 2-ю. 

Месяца три ушло на их решение, пока не нашелся "саабер" из Калининграда, который посоветовал искать определенные "мозги" коробки. Нашел, поставил – сейчас все прекрасно. "Мозги", кстати, недорогие – 30 долларов, но их у меня за период поисков накопилось 5 штук. А вся эпопея с коробкой, ведь кроме того был поставлен дополнительный радиатор, обошлась в 1900 долларов. 

Масло в "автомате" меняю через 20 тысяч километров. При частичной замене сливается 4 литра – столько же заливается. 

С тормозами тоже была целая история. Изначально стояли передние диски на 278 миллиметров. Это минимальный размер, которого хватало для спокойной езды, но было недостаточно для активного вождения. Соответственно тормоза переделывались. 

Покупались суппорты от тормозов на 314 миллиметров с Aero-версии, а диски посоветовали купить польские перфорированные. Надписи на них, конечно, впечатляли – Sport, Super и так далее, хоть в Ле-Ман выезжай, но выдержали они не больше 25 тысяч. Даже колодки не успели износиться, когда диски пришли в негодность.

После этого решил не экспериментировать, а взять известный бренд Otto Zimmermann. Комплект дисков с колодками обошелся в 250 долларов. Совсем другое дело: уже порядка 20 тысяч пробега – тормозят отлично, износ минимальный.

Задние тормоза тоже менял. Были невентилируемые – стали вентилируемыми. С задними тормозами продавцы отличились: сначала не те суппорты "подкинули", затем, когда нашлись нужные, у одного оказалась сорвана резьба на штуцере для прокачки тормозной системы. Пришлось снова заняться поисками. Сейчас вопрос решен, но по затратам переделка задних тормозов обошлась дороже передних. 

В подвеске из затратного менялись передние амортизаторы – ставился "оригинал" по 100 долларов за один. Остальное – мелочи.

Зато с двигателем ничего не произошло, за исключением того, что был сделан легкий "чип". По заводу у 2.0 turbo мощность 175 сил, разгон до "сотни" за 9,7 секунды. При тюнинге была использована заводская прошивка, которая увеличила мощность до 200 сил. Проверял – сейчас машина разгоняется до "сотни" где-то за 8,2-8,5 секунды.

Расход бензина, кстати, не изменился. Как был он до "чипа" по городу 12-13 литров на 100 километров, так он и остался. Много езжу по М1: при скорости 130 на "круизе" топлива расходуется от 7 до 8 литров. Средний расход сейчас – 10,4. 

Воздушный фильтр обойдется в 8-10 долларов, масляный – 5-6, топливный – 6-7, салонный угольный – 10-11 долларов. Масло лью только Mobil 1 и меняю его с периодичностью 7,5-8 тысяч километров. 

Объем заливки – порядка 5,6-5,8 литра, стоит масло в районе 10 долларов за литр. От замены до замены доливается до пол-литра – так было, когда машину купил, так остается до сих пор.

Сейчас по пробегу подходит замена цепи ГРМ. Это потребует примерно 500 долларов только на запчасти, потому что придется ставить "оригинал", так как попытки использовать заменители ни к чему хорошему не приводили. Люди пробовали, проезжали 10-20 тысяч – цепь растягивалась. Если добавить стоимость работы, получим цену мотора на "разборке", но, как и в случае с коробкой, это "кот в мешке".

Что касается коррозии, самое проблемное место этих машин – задние арки. Они делались дважды. Первый ремонт помог ненадолго. Затем левую арку переварили. Правую тоже хотел, но кузовщик, который этим занимался, переубедил, заверив, что с ней все в порядке. Позже она начала "цвести". Так что придется обращаться снова.

У передних крыльев другая проблема – краска сходит от "пескоструя" лоскутами. Будут стоять брызговики или нет, значения не имеет. Они пороги защищают, а краска отваливается выше. Это было на старых крыльях, это же сейчас повторяется с правым крылом.

Как видите, в содержании машина обходится не так дешево, как хотелось бы, но все искупает удобство для пользования и эмоции, которые она дарит во время поездок, хотя вряд ли Saab безоговорочно понравится всем. К примеру, на ходу автомобиль жесткий. Есть знакомые: у одного – Touareg на "пневме", у другого – Citroёn C5. Они ездили со мной пассажирами и удивлялись: как ты можешь ездить в такой жесткой машине, она же всю душу вытрясает?!

А мне нравится, но не сама жесткость, а то, что она делает автомобиль очень устойчивым на дороге и отлично управляемым, что и надо для активного вождения, которое я так люблю. Машина позволяет входить в повороты с большей скоростью, чем способны многие другие модели. Крены минимальные, никаких сносов-заносов.

К удобству для пользования тоже у многих могут возникнуть вопросы. Машина не маленькая, но и не большая. Что-то среднестатистическое для ее класса. Пассажиры на заднем сиденье пространством не обделены, но особо там и не разгуляешься.

Опять же это седан, а седаны не подходят для людей, которым часто приходится возить много багажа, в том числе высокого и широкого. Я грузоперевозками на личном автомобиле не занимаюсь, поэтому, когда говорю об удобстве для пользования, в первую очередь имею в виду водителя. 

К комплектации претензий нет, а посадка за рулем для меня вообще идеальная. Не таксист и не курьер, но работа связана с разъездами. Бывало, за день проезжал по 1000 километров – давалось это очень легко. У коллеги Polo. Да, в отличие от меня он на машину ничего не тратит, только топливо покупает, но высидеть в Polo 100-150 километров по городу – пытка.

И Polo никогда не поедет 205 километров в час, а Saab в Польше я до такой скорости разгонял. По паспорту у него максимальная скорость 215, так что эта машина рассчитана на подобное движение – у нас просто нет подходящих дорог. Динамика, курсовая устойчивость и управляемость мне нравятся больше всего, ради них автомобиль покупался.

А не нравится, что заменить не на что. Последние из выпущенных Saab уже слишком старые – им за 10 лет перевалило. А другие варианты, например, покупку BMW F30, пока не позволяют рассматривать цены на "вторичке" и мои финансовые возможности. Так и живем… 

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня" (Минск, Ольшевского, 20, здание автомойки, (029) 365-88-58, (017)204-00-14).