Сабвуфер как раздражитель 

Евгений Анищук говорит, что чаще всего люди жалуются на нехватку "баса". Решить все проблемы, связанные с плохим звучанием, большинство пытается при помощи установки сабвуфера либо замены заводских динамиков на более мощные.

"Люди очень часто ошибочно полагают, что установкой сабвуфера в автомобиль они решат проблему с "музыкой". Порой даже первую неделю-две у них наступает эйфория от того, что количество низких частот заметно прибавилось. Но установкой сабвуфера на самом деле нужно заканчивать апгрейд акустики, а не начинать", – считает специалист. 

По словам Евгения, если головное устройство не имеет функции временной коррекции, то наличие в авто сабвуфера, который в 95% случаев устанавливают в багажник, становится раздражителем, который не только не приносит должного удовольствия от поездки, но и вызывает головную боль. Причиной служит разность расстояния от сабвуфера и остальной акустики до пассажира.

"Динамики в двери или на панели расположены гораздо ближе к слушателю, нежели сабвуфер в багажнике. Если вспомнить уроки физики и такое понятие, как скорость звука, то мы поймем, что звук от источника, который расположен дальше, будет поступать позже. Такой диссонанс приводит к тому, что мозг находится в напряжении, ведь ему приходится постоянно анализировать, не несет ли угрозу каждый удар сабвуфера, который работает невпопад с остальными динамиками". 

При этом Евгений отмечает, что не только расстояние влияет на уровень необходимой временной коррекции. Это большое заблуждение, которое можно услышать даже от достаточно опытных людей. 

"На самом деле для получения результата недостаточно просто взять рулетку, измерить расстояние и ввести значения. У каждого динамика разное время импульса (время реакции на подаваемый сигнал). Зачастую динамики в двери и в сабвуфере имеют разный размер, вес подвижной части, разную силу магнитной индукции в зазоре звуковой катушки, да и сам магнитный зазор у них тоже разный. Все это приводит к тому, что после замеров становится очевидно: одних измерений рулеткой недостаточно.  

После использования специального микрофона и программы выходит, что необходимо задавать параметры расстояния значительно больше, чем значения, полученные при замере рулеткой. Именно по этой причине важно не только наличие временной коррекции в магнитоле, но и ее величина".

Исходя из этого, желающим иметь качественное звучание специалист рекомендует выбирать "умные" головные устройства, позволяющие настраивать временные задержки. В противном случае Женя не советует устанавливать сабвуфер в автомобиль, особенно если речь идет о багажнике. 

Мощнее не значит громче

Замена штатной акустики на более мощную также может не привести к ожидаемому результату. 

“У штатной акустики, как правило, легкая подвижная часть, вследствие этого она имеет более высокую чувствительность. Получается, что более мощная акустика при штатной системе может оказаться заметно тише той, которая была установлена заводом. Несмотря на высокую мощность и большую магнитную систему, такая акустика имеет меньшую чувствительность. Динамикам просто не хватает мощности, которую обеспечивает штатное устройство”, – утверждает специалист.

Евгений советует начинать улучшение звучания музыки в автомобиле не с покупки сабвуфера или более мощных динамиков, а с акустической подготовки. Дополнительная шумовиброизоляция мест, где установлены низкочастотные динамики, поможет повысить эффективность.

"Динамику необходим объем, жесткость самой конструкции и места его установки. Если, например, динамик домашней акустики вынуть из корпуса и поставить в картонную коробку с большим количеством отверстий, то низкие частоты исчезнут как таковые. После качественной акустической подготовки даже штатная акустика начинает играть гораздо лучше. Некоторых такой результат настолько устраивает, что в дальнейшем они отказываются от установки сабвуфера", – рассказывает Евгений.  

При этом специалист отмечает, что если просто заменить штатную акустику на более качественную, не сделав должную акустическую подготовку мест установки, то можно попросту не заметить разницы, а иногда и вовсе добиться ухудшения результата.

Что касается построения громкой акустической системы, то очень важно понимать, что тезис "чем больше, тем громче" на самом деле работает далеко не всегда. Это очень частотно-зависимый показатель. Чем ниже частота, тем проще динамики будут "складываться", будет прирост в звуковом давлении громкости при увеличении количества динамиков. 

Универсальных решений не существует

"По этой причине увеличение количества динамиков среднечастотного и высокочастотного диапазонов не несет прироста в громкости. Такое явление называется “интерференция”. Поэтому гораздо эффективнее ставить один СЧ- или ВЧ-динамик, но с высокой чувствительностью и мощностью. Увеличение количества динамиков будет в плюс только любителям низких и самых низких частот”, – утверждает специалист.

По словам Евгения, именно по этой причине он применяет такой набор компонентов для постройки громких и качественно воспроизводящих музыкальный материал автомобилей. Автомобили, в постройке и настройке которых участвовал Евгений, не только радуют владельца, но и не раз были победителями соревнований как в Беларуси, так и за ее пределами. Например, Евгений занимался настройкой Renault Rapid, который несколько раз выигрывал соревнования по автозвуку. О "громкой" машине мы подробно рассказывали несколько лет назад.

В разговоре про улучшение автомобильной акустики было бы странно не затронуть вопросы цены. Естественно, самый бюджетный и при этом достаточно работающий способ улучшения звучания – акустическая подготовка (ШВИ). Далее все зависит от пожелания клиента, автомобиля и целей, которые он преследует.

От нескольких сотен до десятков тысяч долларов

Сейчас Евгений работает над подбором и установкой акустики в Mercedes-Benz W220. Хозяин машины пожелал, чтобы музыка играла не только качественно, но и громко. Поэтому были выбраны эстрадные компоненты, которые изначально предназначались для профессиональной сцены, а не для авто.

В передних дверях будет установлено по четыре 5-дюймовых мидбасовых динамика, по одному "среднечастотнику" и "высокочастотнику", появятся два усилителя: один будет отвечать за работу фронтальной акустики, второй – за 18-дюймовый сабвуфер. За этот комплект владелец автомобиля заплатил порядка 2000 долларов.

 

Евгений говорит, что определенного среднего чека на акустику нет. Например, в некоторых автомобилях, которые участвуют в соревнованиях, в акустику может быть вложено несколько десятков тысяч долларов. Кроме того, не существует и универсальных наборов компонентов, которые подойдут каждому.

"Тут все очень индивидуально. Необходимый набор будет разниться в зависимости как от пожеланий клиента, так и от самого автомобиля. Чтобы четко подобрать все необходимые компоненты и в конечном итоге удовлетворить запрос клиента, нужно сперва проконсультироваться с ним, понять, что он хочет, посоветовать, показать на примере. В противном случае можно прийти в магазин, потратить кучу денег, но при этом не достичь желаемого эффекта".