Коллекционер из Москвы и тренер из Минска

Во время трек-дня URacing мы встречаем Кристину рядом с Денисом – в прошлом одним из самых успешных белорусских картингистов, который не раз поднимался на подиум европейских соревнований. Теперь парень обучает Кристину езде на 911-м, хотя и сам не против иногда сесть за его руль.

"Когда впервые выехал на трассу на Porsche, сразу понял, что по управлению он ничем не отличается от карта класса Rotax Max DD2. Ну да, масса больше, но, по сути, мотор тоже сзади, реакции похожие", – вспоминает Денис. Тренер помогал Кристине с поисками машины – раньше девушка выступала в соревнованиях на переднеприводной Acura TSX, но ей захотелось более мощный и интересный автомобиль на заднем приводе с мотором от 2,5 л. Подходящий экземпляр нашелся в Москве летом 2019 года – им оказался серый Porsche 911, выпущенный в 2001 году, с "оппозитником" 3.4.

"Машина стоила 18.500 долларов, – вспоминает Кристина. – Ради интереса начала узнавать, что с ней не так. Оказалось, что все хорошо, просто она считается некрасивой, а потому и спроса на 996-й кузов почти нет. Конкретно этот экземпляр был в руках коллекционера, который на тот момент жил в Москве. При этом машина была на белорусском учете, так что получилось идеально. Когда продавец узнал, что я покупаю 911 под соревнования, ему явно было жаль отдавать автомобиль мне. Тогда мне казалось, что это зря, ведь я с машиной ничего не сделаю! Ага, конечно-конечно..."

Кристина вспоминает, что на момент покупки в 2019 году пробег у машины составлял всего 65.000 км, а салон был вообще как новый. Девушка утверждает, что этот 911 висел в объявлениях целый сезон, на него успели положить глаз другие участники Time Attack из Беларуси. Однако они сомневались в целесообразности покупки, а Кристина пошла до конца – приехала в Москву и забрала автомобиль.

Серый цвет подходил для езды по городу, но для трековых заездов новой хозяйке хотелось что-то более яркое и веселое. Так машина стала оранжевой – перекраска стоила 2500 долларов, а еще 200 пришлось отдать за новый цвет колесных дисков. Кстати, без нюансов после покупки 911 не обошлось.

"Оказалось, что протекает лобовое стекло, с него капает вода в салон. Когда сняли для проверки, увидели, что проклеено оно не сплошной, а пунктирной линией. До сих пор борюсь с фарой – с потением разобралась, но при сильной тряске она гаснет. Где теряется контакт, непонятно. Мы уже разбирали и собирали, перебирали в разных местах – никто ничего не смог найти".

Специально для трек-дней и соревнований в 911 "прописались" амортизаторы Bilstein B16 с регулировкой жесткости, заменены тормозные колодки – "оригинал" стоил 350 рублей. Заодно поменяли резину. "Ковши" в салоне появились уже в этом году – они стоили по 900 долларов с омологацией, чтобы можно было ехать в любом чемпионате.

А вот масло в мотор 911 льется разное – в первую очередь потому, что единого мнения нет даже в гоночном сообществе.

– У кого ни спроси, все говорят разное. Поэтому мы экспериментируем, – откровенничает Кристина. – И 10W60 было, и 5W50...

– И скоро, чувствую, будет 15W40 или 15W60, – подхватывает Денис.

–- Разницы я не чувствую, – продолжает Кристина. – Сейчас в мотор залито Eni, а до этого был оригинальный Motul. Причем по "паспорту" сюда нужно 8 литров, но я покупаю 10, потому что Денис почему-то заливает больше.

Фейерверк с маслом

Главная "болячка" Porsche 911 в кузове 996 c мотором 3.4 – разваливающийся подшипник промежуточного вала (IMS) – обошла машину стороной. К счастью, продавец успел предупредить Кристину о необходимости скорой замены детали.

"Дилер вместо подшипника IMS предложил поменять мотор – у них так по инструкции, – ухмыляется Денис. – В итоге поменяли подшипник у знакомого мастера примерно за 500-600 долларов, и ему даже не пришлось для этого снимать двигатель. Кстати, для него это был эксперимент – теперь за аналогичную процедуру он берет около 2000 долларов".

В гоночном режиме мотор продержался полтора сезона и в прошлом октябре во время трек-дня "застучал", щедро "оросив" маслом картодром в Стайках.

"Это было очень феерично! – с юмором вспоминает тот момент Денис. – Потом до двух часов ночи я вместе с работниками трассы убирал масло с асфальта. Кстати, в одном из поворотов след от лужи остался до сих пор".

Контрактный мотор за 5000 долларов решили не покупать, а за те же деньги восстановили старый. Ремонт с гильзовкой длился дольше зимы, а первый же выезд на трассу снова закончился поломкой.

– Кристина выехала. Смотрю, вроде бы машина "едет", но хорошего времени на круге нет, – удивляется Денис. – Сел я, два круга – и давление масла 0,2!

– После этого я ему машину не доверяю! – шутит Кристина. – Кстати, это я еще обкатку в городе провела, проехала 500 километров, а на трассу отправилась с разрешения мастеров.

В итоге за 2021 год двигатель перебирали дважды – второй ремонт потянул почти на 600 долларов. Из дополнительных неожиданностей – как-то раз лопнул расширительный бачок, под заказ такую деталь привезли за 170 евро. В то же время проблем с "расходниками" на 911 нет.

"Я заказываю на британском сайте Design 911, у них почти всегда все есть. За 3-5 дней они привозят все нужное в Минск через DHL. Правда, приходится ездить в аэропорт и забирать, но это вариант, если что-то нужно срочно под соревнования".

Однако Кристина не считает, что 911 обходится ей уж совсем дорого: "Мне кажется, любая машина на треке требует больших затрат – грубо говоря, всех денег, что у тебя есть".

Победы, "Чайка" и "обновки"

В соревнованиях Time Attack впервые эта машина засветилась в сентябре 2019-го, а в прошлом году проехала два этапа в Кубке Беларуси – сезон получился коротким.

"Когда первый раз выехала на трассу на 911, то даже не понимала, где что находится. Реагировала на все по факту. Денис мне быстро помог, без него мои заезды были бы более "травматичны" для машины. Кстати, мы познакомилась в прокатном картинге, где он был инструктором, а потом плавно перешли к соревнованиям на "больших" машинах. Вначале он проезжал круг, и я понимала, на что мне ориентироваться: если тут надо ехать в полный "газ", значит, надо в полный "газ".

Кристина вспоминает, что поначалу уступала своему тренеру по 2,5 секунды с круга. Но теперь уверена, что время у них сравнялось. Правда, Денис от этой фразы Кристины улыбнулся.

В этом году девушка успела выступить за рулем 911 на киевской трассе "Чайка" – там проводился этап местного чемпионата Carrera Time Attack для владельцев Porsche разных лет, и он произвел на Кристину наиболее сильное впечатление: "Возможно, это потому, что он был недавно. Зато там я проехала на одном уровне с 911 Turbo и 4S, причем у них резина была более "зацепистая".

На трек-днях оранжевый 911 появляется минимум раз, а то и два в неделю. Для примера: лучшее время Кристины на одной из конфигураций трассы в Стайках – 59.3, в то время как рекорд находится в районе 57-58 секунд. В Кубке Беларуси 2020 года Кристина выиграла в классе Street Pro. "Мы используем телеметрию от картинга, потом анализируем ее на компьютере", – делится секретом скорости Денис.

В техническом плане 911 не стоит на месте – скоро список "обновок" пополнит выхлопная система, которая уже едет в Минск. Заодно есть идеи по установке маслокулера. По словам Дениса, если Кристина сможет показать хорошее время в этом году, то продолжатся эксперименты с подвеской. "Уверен, что в ней еще "лежит" секунда-полторы", – считает тренер.

Кристине мы задаем финальный вопрос: стоит ли другим идти ее путем и "заморачиваться" со старым Porsche, если финансы позволяют и хочется участвовать в трек-днях и соревнованиях?

"Со старым, наверное, нет... – задумчиво протягивает Кристина. – 997-й? Тогда придется ездить не в Стайки, а уже на "Смоленское кольцо". По-хорошему, это дело вкуса. Кому-то важен внешний вид, кому-то – результат, а кому-то – сколько на все это тратится денег и времени. В конце концов разным людям нравятся разные машины. Кто-то скажет: "Фу, что это такое, вот бы мне Subaru!", а другой считает Honda Civic лучшим автомобилем. Кому-то по душе полный привод, а кому-то – задний, и я в принципе со всеми согласна. Лично у меня есть 911 – просто так получилось, и мне он нравится".

Эту и другие быстрые машины из Беларуси можно будет увидеть в это воскресенье, 19 сентября, в Стайках. Команда URacing снова проведет соревнования на лучшее время круга под названием Race Wars. Организаторы обещают обновленный и еще более интригующий формат со сменой трасс, а зрителей ждет дрифт-такси, выставка ярких машин и много разных развлечений! Вход свободный, начало в 10.00. Подробности – по ссылке.