– Наверняка есть люди, которые не знают, что такая машина вообще существует, настолько она редкая. Например, сейчас в объявлениях о продаже предлагаются лишь три CR-Z на всю Беларусь. Цены от 8 до 10 тысяч долларов. Хотя я покупал чуть больше года назад, мне автомобиль обошелся дешевле, несмотря на то что он был ухожен и не имел никаких проблем. Просто владелец хотел продать срочно, а чем ниже цена, тем быстрее найдется покупатель.

Я как раз искал удобную для городской езды машинку, более-менее резвую, с маленьким расходом топлива. Этот автомобиль гибридный. Есть бензиновый 112-сильный двигатель и тяговый электромотор мощностью порядка 15-17 лошадиных сил. В сумме выходит в районе 130 сил.

Главный в этой связке бензиновый двигатель, а электромотор работает фактически как турбина – подключается при нажатии на акселератор. Сильней на "газ" нажал – электромотор сразу же откликнулся и добавил резвости разгону.

По техпаспорту допустимая максимальная масса автомобиля 1520 килограммов. По факту вместе со мной весит он чуть больше тонны. При такой массе для городского движения динамика отличная. Поверьте на слово, со старта от светофора у этой машинки немного соперников. Правда, есть три режима. Ездил на всех. В режиме ECON экономится топливо, но динамика теряется сильно.

Мне нравится активная езда, так что ECON включал лишь на пробу. Поездил и понял, что не мое. А так средний расход в районе 6 литров на 100 километров. Сейчас компьютер показывает 7,1 литра на "сотню" – это городское движение. По трассе при скорости 90-100 выходит около 4,5.

Из-за того что машина маленькая, она маневренная, а благодаря низкому центру тяжести – устойчивая. Это тоже плюс для активного вождения. И поскольку довольно часто приходится ездить по трассе, при покупке обратил внимание на то, насколько удобно в CR-Z сидеть за рулем.

У меня рост 196, машина мне по пояс, поэтому с посадкой-высадкой есть определенные трудности, но сидеть за рулем очень удобно. 166-я Alfa среди итальянских автомобилей считается бизнес-классом, однако в ней мне было не настолько комфортно на месте водителя, как в этой машине.

Сиденье двигается не только вперед-назад, но и вверх-вниз. Руль опять же регулируется вверх-вниз и по вылету. И "калитка" очень широкая, что несколько компенсирует неудобства с посадкой-высадкой из низкого автомобиля.

Кожаный салон я не хотел. В холода или летний зной начинаешь понимать, что ткань лучше. Очень понравилась "музыка": 6 динамиков и сабвуфер на такой небольшой салон поначалу показались мне даже перебором.

Также хотел климат-контроль и "круиз", но опций оказалось гораздо больше моих пожеланий. Кнопок вроде бы много, но все они расположены на расстоянии вытянутой руки и через какое-то время начинаешь находить их чисто интуитивно. Перепутать невозможно, все кнопки расположены на тех местах, где и должны быть.

Однако этот автомобиль только для водителя и переднего пассажира. Второй ряд есть, но за мной никто не сядет. Разве что только детское кресло поставить, но детей у меня еще нет, ездим с супругой вдвоем. Появятся дети, думаю, что на первое время хватит и заднего ряда, чтобы их возить, а дальше будет видно.

Задние сиденья складываются в ровный пол – получается большой багажник. Пока самое крупное, что в багажнике перевозилось, – купленная в строительном магазине двухколесная тачка. И вместе с ней засунул с багажник трехметровый ковер. Все поместилось, так что с практичностью не так плохо, как можно подумать.

В общем, большинству моих требований CR-Z соответствовал, а что он "экзотика", не смущало. Есть Honda Insight, которая встречается чаще CR-Z. Они похожи, но, правда, только передней частью и силовой установкой, а задняя часть другая. Как бы там ни было, думал, что с поиском ходовых запчастей у меня проблем возникать не должно.

Так оно и оказалось, но ведь есть запчасти специфические – только для этого автомобиля. Вот с ними проблемы. И первые месяцы владения искал людей, которые будут ремонтировать. С этим тоже проблема, потому что машина редкая.

Год выпуска 2010-й. Пробег на момент покупки был 165 тысяч километров, сейчас – 200. Предыдущий владелец менял бампер, фару и лобовое стекло. Это я знаю точно, а что с машиной было еще, сказать трудно.

Мне тоже пришлось менять лобовое. В него прилетел камень в самой первой поездке после покупки – бывает же такое. Появился скол, но если бы я в мороз не заехал на мойку, может быть, до сих пор старое лобовое было целым. А на мойке по сколу стекло лопнуло.

Начал искать замену, и вот тут "экзотика" сказалась. В наличии стекол для CR-Z, естественно, нет – кто ж их будет на складе держать? Поэтому для начала нужно было найти фирму, которая согласится привезти его из Европы под заказ. Три месяца прошло от начала поисков до того, как стекло доставили. Идет оно с датчиками света и дождя – из-за этого обошлось в 320 долларов. За установку отдал еще 80.

При покупке в багажнике не было шторки. Продавец сказал, что где-то ее потерял. Как ни странно, шторку отыскал на одной из наших "разборок". Обошлась в 200 рублей.

Когда нашел подходящих специалистов по гибридам, проверил электрооборудование, чтобы понять, в каком состоянии тяговый аккумулятор. Сказали, что все хорошо, лет пять могу ездить и ни о чем не думать. Месяца четыре назад обновил все программное обеспечение автомобиля. Обошлось обновление в 50 рублей.

Бензиновый двигатель проблем не создавал. При обслуживании в него входит 3,5 литра масла. Масляный фильтр стоит в районе 15 рублей, воздушный и салонный – по 20. С "расходниками" таких  вопросов, как с лобовым стеклом, нет – в наличии есть все.

Коробка передач механическая 6-ступенчатая. Проблем опять-таки никаких. Масло рекомендуется менять через 40 тысяч километров. Я не менял, потому что предыдущий владелец обслужил коробку незадолго до продажи.

В подвеске сейчас начала постукивать стойка стабилизатора. Что это она, узнал только сегодня, когда съездил на диагностику, чтобы выяснить, что именно постукивает. Узнал, во сколько обойдется стойка. Хорошего качества – в районе 30 рублей за две, чтобы поменять сразу с двух сторон.

Тормоза дисковые на всех колесах. Диски и колодки менялись по кругу месяц назад. Это встало в 450 рублей. Диски брал Bosch, колодки – Blue Print.

Еще ремонтировался кондиционер. Заклинил подшипник муфты компрессора кондиционера, из-за перегрева сгорела муфта. Можно было найти "бэушный" аналог компрессора, но поскольку стоил он от 350 рублей, а о техническом состоянии никто ничего сказать не мог, предпочел отремонтировать свой. Ремонт обошелся в 500 рублей. Вот, собственно говоря, и все технические вопросы, которые возникли после покупки.

Как у всех японских машин, не хватает шумоизоляции, кузов, конечно, слабенький. А цвет белый – на таком "рыжики" быстро проявляются. Слежу: появилась царапинка или скол – подкрашиваю.

Каких-то существенных недостатков для пользования я в своей машине не нахожу. Дорожный просвет маловат, но он в районе 12-13 сантиметров, а такой у всех иномарок из Европы. Если по проселочной дороге до меня не проехал трактор, то я проеду. Во всяком случае до сих пор во время вылазок на природу еще нигде не застревал и машину на днище не садил. Если бы у нас выдерживались какие-то стандарты при установке бордюров, то и к ним можно было бы подъезжать смело, а так лучше глянуть, какая у бордюра высота.

Понятно, что есть объяснение, почему этот автомобиль встречается у нас так редко. Для большинства людей он не может быть основным, а содержать несколько машин, чтобы на одной ездил глава семьи, а на другой – его жена или кто-то из старших детей, не каждая семья может себе позволить. Но меня экономичностью, динамикой и даже практичностью CR-Z вполне устраивает, а то, что он редкий, так в этом даже есть какие-то плюсы. Где бы я ни появился, на машинку сразу обращают внимание. Всем интересно, что за она. Приятно…

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня" (Минск, ул. Орловская, 58А, 8-044-580-30-58)