– Кроме этой модели рассматривал Audi A6 и Q3. У А6 ценник в два раза выше, а Q3 построен на той же платформе, что и Tiguan, собран из тех же комплектующих, как, впрочем, и А6, имеет такие же опции и функционал, то есть по удобству для пользования ничем не лучше, но опять-таки стоит существенно дороже.

Сам я водитель-международник, езжу по Европе. В Риме стоял в пробке и увидел перед собой Tiguan. Смотрю на него и думаю: если возьму Audi, переплачу только за бренд, а зачем это нужно? Решил, что вернусь домой и куплю Volkswagen.

В основном езжу на дальние расстояния. В таких поездках важен комфорт. Его обеспечивают различные опции, системы и ассистенты, помогающие водителю управлять автомобилем. По ним европейские версии на голову впереди. В Европе одни функции входят в базовое оснащение, другие можно заказать за отдельную плату, но у нас они не только не предлагаются ни под каким соусом – их нет даже в конфигураторе у дилера, будто в машине они не предусмотрены вовсе. На самом деле они есть, но по какой-то причине скрыты от пользователей.

Почему так сделано, можно только догадываться, но это факт – никто в СНГ не получает автомобиль с тем же набором активированных функций и ассистентов, какой доступен покупателям в Европе. Например, с завода в Tiguan для нашего рынка есть только ассистент управления по полосе и не до конца раскодированный ассистент экстренной остановки.

Первый из них "видит" дорожную разметку, но сам подруливает только со скорости 65 и выше. Второй по каким-то признакам распознает, что водитель не управляет автомобилем: уснул, стало плохо. Тогда он подает звуковой сигнал, а если реакции не последовало, кроме звукового сигнала машина коротко, но резко тормозит, а чуть позже еще раз – более резко. Если от рывков водитель не проснулся, машина должна включить аварийную сигнализацию и затормозить в своей полосе до полной остановки.

Однако поскольку обе системы нам преподнесли в неполноценном виде, то после того, как ассистент экстренной остановки снизил скорость ниже 65, до которой работает ассистент удержания на полосе, машина перестает видеть разметку. "Ослепнув", она становится неуправляемой и в лучшем случае уходит в кювет, никого не зацепив, а в худшем – сами понимаете, каких дел может натворить.

Из интернета узнал, что некоторые владельцы активируют скрытые заводом функции. Подумал, чем я хуже, и для начала купил кабель, известный у нас как "Вася-диагност". Лезть в гарантийную машину было боязно, но интерес и желание взяли свое.

Оказалось, однако, что с помощью "Васи" можно включить только какие-то мелочи вроде отображения свободного места в баке в литрах или дотирку капель на лобовом стекле, чего с завода не было. А вот для более углубленных настроек и включения ассистентов он не годился – нужен был дилерский прибор с соответствующими программами. Мне повезло, что есть знакомые в Германии. У них на автосервисе под списание шел VAS-5054, так как они перешли на более современное оборудование. Мне он и достался.

Пообщался на форумах с людьми, которые самостоятельно активировали скрытые функции, обзавелся инструкциями и приступил. Сейчас в моей машине работают ассистенты движения в пробке, распознавания дорожных знаков, управления дальним светом и другие. Автомобиль видит полосы не с 65 километров в час, как раньше, а с ноля, может сам двигаться в пробке за идущей впереди машиной без моего участия и останавливаться, не сходя с полосы.

Также были перенастроены тормоза и адаптивный круиз-контроль. Когда после покупки первый раз ехал на "круизе", сразу не понял, что происходит, – машина вдруг начала резко тормозить. Вижу в зеркало: кто ехал за мной – врассыпную, подумали, наверное, что впереди блондинка.

Проблема оказалась в том, что программное обеспечение разрабатывалось для Европы, а там запрещено опережать справа. И вот ситуация: автомобиль в левой полосе собирается повернуть налево и тормозит, моя машина это отслеживает и, чтобы не допустить опережения, тоже тормозит. Но у нас европейское правило не работает, а так и до аварии недалеко, если человек, который едет за мной, не среагирует и не затормозит. Я эту настройку выключил – теперь автомобиль на опережение его в левом ряду не реагирует и не пугает едущих сразу за мной.

Auto Hold раньше при трогании с места срабатывал с ощутимым толчком. Многие владельцы на это жалуются. Перенастроил на мягкое трогание – и все, никаких рывков.

Очень нравится наблюдать, как после моего вмешательства стал работать дальний свет. Фары полностью диодные. При наборе скорости свыше 65 автоматически включается ассистент дальнего света. При появлении встречного или попутного автомобиля направленный на него пучок вырезается и не слепит водителя, пока не разъедемся. Одновременно ассистент может вести пять объектов.

Огромный потенциал у головного устройства, но понял, как оно может работать, только когда подключил все, что с завода утаили. В частности, появилось голосовое управление. За его включение дилер просит от 800 рублей, я активировал эту функцию сам. Кроме того, появился спорт-монитор. По нему можно следить за давлением турбины, температурой охлаждающей жидкости и масла. Удобная вещь, например, зимой при прогреве машины, потому что указатель на приборном щитке температуру антифриза показывает только от 50 градусов, а здесь – сразу.

Хотя вслед за запуском двигателя появляется оповещение, что работа на холостом ходу не рекомендуется, я прогреваю, потому что, если поехать на холодном моторе, вверх передачи переключаются с большими задержками. Зависнет на 3000 оборотах и держит. Как по мне, то лучше постоять и подождать, когда двигатель прогреется. Тогда переключения идут мягко и совершенно незаметно для водителя.

Сам я из Бреста, в Минск приехал к такому же энтузиасту, как я, чтобы сделать Park Pilot. У автомобиля было 8 парктроников, мы добавили еще по 4 боковых датчика, перекодировали управление. В результате со вчерашнего дня машина освоила диагональную парковку и постановку в гараж задним ходом без моего участия в этом процессе.

В общем, рассказывать про весь арсенал и работу функций и ассистентов, которые сейчас есть в моем распоряжении, можно долго. Возможности у них феноменальные, ощущаю, что действительно пользуюсь автомобилем XXI века, а не его "кастрированным" подобием.

Что касается того, как зарекомендовал себя сам Tiguan, то он 2019 года выпуска. Двигатель 150-сильный 1.4 TSI. Коробка передач DSG. Проехала машина с момента покупки 49.353 километра. Возникло два неприятных момента.

Первый – появилась течь масла по сальнику коленвала. Вернее, не течь – отпотевание. Обнаружил сам, когда ради интереса решил посмотреть, как 1.4 TSI выглядит снизу. Снял защиту и увидел, что на стыке двигателя с коробкой есть следы масла. Любое отпотевание со временем становится течью, а на машине я езжу на работу и знаю, какие штрафы грозят в Европе владельцу, который оставил автомобиль на парковке, а из него на асфальт капает масло.

Проблему решили по гарантии. По времени это заняло день. Видел в наряде-заказе, что если бы сальник меняли не по гарантии, обошлось бы это в 2000 рублей. И в те же 2000 рублей встала бы замена лобового стекла, на котором появился скол, но благо машина была на КАСКО. Как видите, ничего дешевого в этой машине нет – устранение малейшей неисправности стоит немалых денег.

Больше ничего не делалось. Единственное – докупил комплект колесных дисков с датчиками давления. Диски стоили 350 евро, датчики – 70 евро. И после покупки оклеивались защитной пленкой проблемные места кузова, но не у дилера, а в специализированном сервисе, что обошлось существенно дешевле при сопоставимом качестве исполнения.  

Расход топлива, если кому интересно, по трассе – в районе 5,5-6 литров на "сотню" при скорости 90-110, в городе – 9-10 литров в зависимости от погодных условий, трафика, стиля езды и так далее. А допустимая максимальная масса по техпаспорту 2070 килограммов, так что для своего веса машина весьма экономичная.

Затраты на обслуживание у дилера от 300 рублей и далее по возрастающей в зависимости от пробега. Чем больше пробег, тем больше добавляется работ. На 60 тысячах предстоит ТО-4, на которое надо готовить 1600 рублей. Дороговато, на мой взгляд.

В плане удобства для пользования и ездового комфорта есть только один недостаток – на ходу машина жесткая. Если проезжать искусственные неровности на скорости выше 30 километров в час, слышно, как подвеска иногда срабатывает на отбой. По европейским дорогам едет прекрасно, даже их "лежачих полицейских" почему-то проезжает мягко, а у нас ощущаются любые ямки.

Остальное устраивает, но я говорю конкретно о себе. Кому-то не понравится тесноватый для компании из 4-5 взрослых пассажиров салон, кого-то, возможно, не устроит не слишком вместительный багажник, но это "врожденные" недостатки Tiguan, связанные с тем, что он – компактный кроссовер. Их не исправишь. Для меня самым существенным недостатком были урезанные функциональные возможности автомобиля, хотя потенциально он способен на гораздо большее. Но этот недостаток я устранил, так что теперь на самом деле могу ездить и радоваться.

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня" (Минск, Ольшевского, 20, здание автомойки, (029) 365-88-58, (017)204-00-14)