ТО каждый день

Вот, скажем, кто из вас (ОК, из нас) заморачивается по поводу ежедневного технического обслуживания? А такое понятие существует и представляет собой минимальный набор контрольно-смотровых работ. Проще говоря, утром перед поездкой стоит убедиться, что колеса не спущены, технические жидкости – "в уровне", нет следов их утечек, все световые приборы работают. Приглушив звук аудиосистемы, проверяем, что посторонних звуков при движении, маневрировании и торможении нет.

Если вы не профессиональный водитель с профдеформацией, наверняка такой "предрейсовый осмотр" не практикуете, разве что перед дальними поездками. Тем более что в 99,9% случаев он не приводит ни к каким открытиям. А раз нет видимого эффекта, зачем заморачиваться?

Хотя в случае с возрастными машинами периодический контроль не будет лишним, потому как утечки масла, антифриза, тормозной жидкости через "уставшие" сальники/пыльники или потерявшие герметичность патрубки/трубки уже вполне вероятны, а последствия для агрегатов могут быть серьезными.

Представители сервиса прямо говорят о том, что часто клиенты обращаются с запущенными проблемами, что увеличивает объем и стоимость ремонта. Причем едва ли не в половине случаев владельцы тянули до последнего не намеренно, а действительно не знали о существовании проблемы и не обращали внимания на менее явные признаки, пока узел не выходил из строя окончательно.

"Примеры? Пожалуйста! Приезжает человек с "убитыми" тормозами. Колодки износились до металла, стали "выгрызать" диски. Владелец слышал при торможении какой-то скрежет, но думал, что ерунда, камешек попал. В итоге диски пришлось менять, хотя им бы еще жить и жить, – рассказывает мастер СТО Александр. – Периодически люди с перегревом двигателя приезжают. Начинаем разбираться – оказывается, по радиатору или патрубкам утечка антифриза, объем охлаждающей жидкости в системе уменьшается, вот двигатель и греется. Расспрашиваем клиентов, а они капот раз в месяц открывают только "омывайку" долить, может, уровень масла проверить – про остальные жидкости как-то не думают, а зря".

Поэтому пусть не ежедневно, но с какой-то периодичностью (раз в неделю, каждые 500 км, при каждой заправке топливом) стоит проводить беглый контрольный осмотр, который может включать следующие пункты:

Проверить уровень

Проверить/осмотреть

Проверить работу

Моторное масло

Шины (внешний вид, давление)

Головная оптика, сигналы, их внешний вид

Тормозная жидкость

Подкапотное пространство на предмет утечек (шланги, патрубки)

Стояночный тормоз

Охлаждающая жидкость

АКБ: крепление, внешний вид, состояние клемм

Стеклоочистители, стеклоомыватели

Масло ГУР (если есть)

Внешний вид амортизаторов и их пыльников

Замки дверей, крышки капота и багажника

Жидкость в стеклоомывателе

Внешний вид пыльников рулевых тяг, ШРУСов, шлангов тормозной системы

 

 

Внешний вид тормозных дисков

 

 

Читаемость номерных знаков

 

На все про все уйдет не более пяти минут, зато вы повышаете шансы обнаружить техническую проблему на ранней стадии ее развития. Что касается работы рулевого управления, тормозной системы, подвески, двигателя и трансмиссии, то просто прислушивайтесь к звукам и ощущениям. Появление посторонних шумов или признаков нештатной работы – повод для более детального изучения проблемы, проверки и диагностики. И с этим тоже лучше не затягивать.

Про ТО и периодичность

Повторим проблему, озвученную в самом начале. Даже в глазах некоторых опытных автомобилистов ТО – просто замена масла и фильтров. Но ведь это не так! Понятно, что у каждой марки – своя политика в части межсервисных интервалов, объема выполняемых работ и заменяемых "расходников". Но в любом случае под периодическим техническим обслуживанием стоит понимать именно комплекс операций.

Смотрите сами. Скажем, моторное масло и фильтры следует менять каждые 15 тыс. км, но не реже чем через год, а свечи – каждые 30 тыс. км. Тормозную жидкость – раз в два года, а антифриз – каждые пять лет. Ременный привод ГРМ – каждые 60 тыс. км или через пять лет. Масло в АКПП – каждые 60 тысяч. Помимо этого, требуется проверять состояние тормозной системы (износ колодок и дисков, состояние трубок), а без периодического обслуживания суппортов (разработки, смазки направляющих) тормозные механизмы могут закиснуть.

Повреждения пыльников приводят к попаданию внутрь пыли и грязи, абразив быстро выводит из строя узел, будь то амортизатор, рулевой наконечник или ШРУС. Потеря герметичности ведет к утечкам технических жидкостей, что отражается на работоспособности системы. Стало быть, необходим периодический внешний осмотр и контроль уровня. Не забудем про проверку узлов подвески и трансмиссии на наличие люфтов. А ведь могут требоваться и дополнительные операции. Например, проверка тепловых зазоров клапанов и их регулировка, проверка электронных блоков на предмет ошибок, возможно, обновление прошивок и так далее. Все это осуществляется во время плановых ТО с периодичностью, предписанной автопроизводителем. Соответственно игнорирование таких операций грозит обернуться проблемами впоследствии.

От чего зависят регламент и периодичность ТО? Во-первых, от производителя. Во-вторых, от модели и модификации автомобиля – для "заряженных" версий интервал может быть сокращен, для отдельных модификаций объем работ может быть иным. В-третьих, от особенностей эксплуатации (суровый климат, короткие городские поездки, дополнительная нагрузка в виде буксировки прицепов – основания для более частых ТО).

Соответственно межсервисный интервал и входящие в ТО операции могут отличаться. А в некоторых современных моделях все это определяет бортовой компьютер на основании анализа текущей эксплуатации и собираемых данных.

Как узнать, что предписано для вашего автомобиля? Обычно такая информация размещена в сервисной книге, руководстве по эксплуатации и уж точно в руководстве по обслуживанию и ремонту. Сейчас онлайн-руководство можно найти практически к каждой модели автомобиля, так что это не представляет большой проблемы.

Автомобили большинства официально представленных в Беларуси марок имеют рекомендуемый межсервисный интервал 15 тыс. км, хотя многие владельцы предпочитают его сокращать. Здесь, конечно, в первую очередь ими подразумевается именно замена моторного масла и фильтра, которые стараются обновлять каждые 10 тыс. км. Впрочем, некоторые автомобилисты сокращают интервал замены до 7-8 тыс. км. Чем чаще, тем лучше? Для техники – точно. Но ведь есть же еще и экономическая целесообразность. И с этой точки зрения делать ТО еще чаще, скажем, каждые 5-6 тыс. км, оправдано для "заряженных" моделей с соответствующими нагрузками на трек-днях или в драге.

Перед сезоном

Еще один тип технического обслуживания – сезонный. Он подразумевает дополнительные проверки или операции с учетом предстоящих климатических условий. Скажем, накануне зимнего периода эксплуатации не помешает дополнительная проверка аккумулятора (батарею и клеммы необходимо очистить, проверить зарядку, при технической возможности – проверить уровень и плотность электролита), системы зажигания у бензиновой версии (проверка состояния свечей зажигания, высоковольтных проводов, катушки), а у дизельной – работоспособность свечей накала, ревизия топливной системы и подогревателя.

Если есть нарекания к работе тормозов, в частности, "ручника", лучше решить все вопросы сейчас, так как повышенная влажность и перепады температур будут провоцировать закисание тросов и механизмов. Само собой, производится замена шин с летних на зимние, в омыватель заливается незамерзающая жидкость, проверяется плотность антифриза в системе охлаждения, обрабатываются замки и уплотнители всех дверей.

Все эти операции проводятся отдельно или же являются частью планового ТО (некоторые владельцы предпочитают проводить его как раз перед наступлением сезона, под него же заливают и моторное масло меньшей вязкости). Потратив чуть больше сил и средств сейчас, владелец выигрывает в перспективе: у него больше шансов избежать неприятных сюрпризов в самый неподходящий момент. Ну и конечно, своевременное обслуживание положительно сказывается на ресурсе основных агрегатов, в первую очередь двигателя и коробки передач.