ТО каждый день
Вот, скажем, кто из вас (ОК, из нас) заморачивается по поводу ежедневного технического обслуживания? А такое понятие существует и представляет собой минимальный набор контрольно-смотровых работ. Проще говоря, утром перед поездкой стоит убедиться, что колеса не спущены, технические жидкости – "в уровне", нет следов их утечек, все световые приборы работают. Приглушив звук аудиосистемы, проверяем, что посторонних звуков при движении, маневрировании и торможении нет.
Если вы не профессиональный водитель с профдеформацией, наверняка такой "предрейсовый осмотр" не практикуете, разве что перед дальними поездками. Тем более что в 99,9% случаев он не приводит ни к каким открытиям. А раз нет видимого эффекта, зачем заморачиваться?
Хотя в случае с возрастными машинами периодический контроль не будет лишним, потому как утечки масла, антифриза, тормозной жидкости через "уставшие" сальники/пыльники или потерявшие герметичность патрубки/трубки уже вполне вероятны, а последствия для агрегатов могут быть серьезными.
Представители сервиса прямо говорят о том, что часто клиенты обращаются с запущенными проблемами, что увеличивает объем и стоимость ремонта. Причем едва ли не в половине случаев владельцы тянули до последнего не намеренно, а действительно не знали о существовании проблемы и не обращали внимания на менее явные признаки, пока узел не выходил из строя окончательно.
"Примеры? Пожалуйста! Приезжает человек с "убитыми" тормозами. Колодки износились до металла, стали "выгрызать" диски. Владелец слышал при торможении какой-то скрежет, но думал, что ерунда, камешек попал. В итоге диски пришлось менять, хотя им бы еще жить и жить, – рассказывает мастер СТО Александр. – Периодически люди с перегревом двигателя приезжают. Начинаем разбираться – оказывается, по радиатору или патрубкам утечка антифриза, объем охлаждающей жидкости в системе уменьшается, вот двигатель и греется. Расспрашиваем клиентов, а они капот раз в месяц открывают только "омывайку" долить, может, уровень масла проверить – про остальные жидкости как-то не думают, а зря".
Поэтому пусть не ежедневно, но с какой-то периодичностью (раз в неделю, каждые 500 км, при каждой заправке топливом) стоит проводить беглый контрольный осмотр, который может включать следующие пункты:
Проверить уровень |
Проверить/осмотреть |
Проверить работу |
Моторное масло |
Шины (внешний вид, давление) |
Головная оптика, сигналы, их внешний вид |
Тормозная жидкость |
Подкапотное пространство на предмет утечек (шланги, патрубки) |
Стояночный тормоз |
Охлаждающая жидкость |
АКБ: крепление, внешний вид, состояние клемм |
Стеклоочистители, стеклоомыватели |
Масло ГУР (если есть) |
Внешний вид амортизаторов и их пыльников |
Замки дверей, крышки капота и багажника |
Жидкость в стеклоомывателе |
Внешний вид пыльников рулевых тяг, ШРУСов, шлангов тормозной системы |
|
|
Внешний вид тормозных дисков |
|
|
Читаемость номерных знаков |
|
На все про все уйдет не более пяти минут, зато вы повышаете шансы обнаружить техническую проблему на ранней стадии ее развития. Что касается работы рулевого управления, тормозной системы, подвески, двигателя и трансмиссии, то просто прислушивайтесь к звукам и ощущениям. Появление посторонних шумов или признаков нештатной работы – повод для более детального изучения проблемы, проверки и диагностики. И с этим тоже лучше не затягивать.
Про ТО и периодичность
Повторим проблему, озвученную в самом начале. Даже в глазах некоторых опытных автомобилистов ТО – просто замена масла и фильтров. Но ведь это не так! Понятно, что у каждой марки – своя политика в части межсервисных интервалов, объема выполняемых работ и заменяемых "расходников". Но в любом случае под периодическим техническим обслуживанием стоит понимать именно комплекс операций.
Смотрите сами. Скажем, моторное масло и фильтры следует менять каждые 15 тыс. км, но не реже чем через год, а свечи – каждые 30 тыс. км. Тормозную жидкость – раз в два года, а антифриз – каждые пять лет. Ременный привод ГРМ – каждые 60 тыс. км или через пять лет. Масло в АКПП – каждые 60 тысяч. Помимо этого, требуется проверять состояние тормозной системы (износ колодок и дисков, состояние трубок), а без периодического обслуживания суппортов (разработки, смазки направляющих) тормозные механизмы могут закиснуть.
Повреждения пыльников приводят к попаданию внутрь пыли и грязи, абразив быстро выводит из строя узел, будь то амортизатор, рулевой наконечник или ШРУС. Потеря герметичности ведет к утечкам технических жидкостей, что отражается на работоспособности системы. Стало быть, необходим периодический внешний осмотр и контроль уровня. Не забудем про проверку узлов подвески и трансмиссии на наличие люфтов. А ведь могут требоваться и дополнительные операции. Например, проверка тепловых зазоров клапанов и их регулировка, проверка электронных блоков на предмет ошибок, возможно, обновление прошивок и так далее. Все это осуществляется во время плановых ТО с периодичностью, предписанной автопроизводителем. Соответственно игнорирование таких операций грозит обернуться проблемами впоследствии.
От чего зависят регламент и периодичность ТО? Во-первых, от производителя. Во-вторых, от модели и модификации автомобиля – для "заряженных" версий интервал может быть сокращен, для отдельных модификаций объем работ может быть иным. В-третьих, от особенностей эксплуатации (суровый климат, короткие городские поездки, дополнительная нагрузка в виде буксировки прицепов – основания для более частых ТО).
Соответственно межсервисный интервал и входящие в ТО операции могут отличаться. А в некоторых современных моделях все это определяет бортовой компьютер на основании анализа текущей эксплуатации и собираемых данных.
Как узнать, что предписано для вашего автомобиля? Обычно такая информация размещена в сервисной книге, руководстве по эксплуатации и уж точно в руководстве по обслуживанию и ремонту. Сейчас онлайн-руководство можно найти практически к каждой модели автомобиля, так что это не представляет большой проблемы.
Автомобили большинства официально представленных в Беларуси марок имеют рекомендуемый межсервисный интервал 15 тыс. км, хотя многие владельцы предпочитают его сокращать. Здесь, конечно, в первую очередь ими подразумевается именно замена моторного масла и фильтра, которые стараются обновлять каждые 10 тыс. км. Впрочем, некоторые автомобилисты сокращают интервал замены до 7-8 тыс. км. Чем чаще, тем лучше? Для техники – точно. Но ведь есть же еще и экономическая целесообразность. И с этой точки зрения делать ТО еще чаще, скажем, каждые 5-6 тыс. км, оправдано для "заряженных" моделей с соответствующими нагрузками на трек-днях или в драге.
Перед сезоном
Еще один тип технического обслуживания – сезонный. Он подразумевает дополнительные проверки или операции с учетом предстоящих климатических условий. Скажем, накануне зимнего периода эксплуатации не помешает дополнительная проверка аккумулятора (батарею и клеммы необходимо очистить, проверить зарядку, при технической возможности – проверить уровень и плотность электролита), системы зажигания у бензиновой версии (проверка состояния свечей зажигания, высоковольтных проводов, катушки), а у дизельной – работоспособность свечей накала, ревизия топливной системы и подогревателя.
Если есть нарекания к работе тормозов, в частности, "ручника", лучше решить все вопросы сейчас, так как повышенная влажность и перепады температур будут провоцировать закисание тросов и механизмов. Само собой, производится замена шин с летних на зимние, в омыватель заливается незамерзающая жидкость, проверяется плотность антифриза в системе охлаждения, обрабатываются замки и уплотнители всех дверей.
Все эти операции проводятся отдельно или же являются частью планового ТО (некоторые владельцы предпочитают проводить его как раз перед наступлением сезона, под него же заливают и моторное масло меньшей вязкости). Потратив чуть больше сил и средств сейчас, владелец выигрывает в перспективе: у него больше шансов избежать неприятных сюрпризов в самый неподходящий момент. Ну и конечно, своевременное обслуживание положительно сказывается на ресурсе основных агрегатов, в первую очередь двигателя и коробки передач.
СТО в базе Автобизнеса
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт
heapby
17 Ноября 2021 11:02
Полагаю, что при всем желании иметь масляный щуп в двигателе, Вы даже не пытались его найти. Вот какой номер мне выдал интернет за 5 минут поиска: 48814
Экзист пишет, что он подходит на S500 - Бензиновый двигатель M 113.966, M 113.960
4966 Куб. см. 306 л.с.