Увидеть все металлы

Сейчас в большинстве толщиномеров используется два основных принципа измерения: электромагнитный и вихретоковый. Не будем вдаваться в физику процесса, а скажем лишь, что у каждого из них есть свои недостатки. Электромагнитные толщиномеры способны оценить только толщину ЛКП, под которым находится ферромагнитная поверхность. Такой прибор будет спокойно показывать весьма точные данные на стальных элементах, но окажется бессилен, если капот или крылья выполнены из алюминия.

Вихретоковые устройства, наоборот, прекрасно работают на элементах из цветных металлов, но при измерениях на черных в результатах появляется значительная погрешность. Конечно, с помощью такого толщиномера вы без проблем увидите шпатлевку на стальном крыле, а вот понять, заводской окрас или вторичный, можно не всегда, особенно если кузов перекрашен полностью, сделано это хорошо и нет разбежки в показаниях на разных элементах.

Так как на современных автомобилях регулярно возникает необходимость измерения толщины ЛКП как на черных, так и на цветных металлах, инженеры пошли по простому пути и поместили в одно устройство два типа датчиков: электромагнитный и вихретоковый. Получился комбинированный толщиномер. Если вы видите, что прибор способен производить измерения как на стали, так и на алюминии, с большой долей вероятности можете быть уверены, что это именно комбинированное устройство. Но лучше уточните у продавца. 

Конечно, в продаже встречаются и копеечные магнитные толщиномеры, принцип действия которых основан на фиксации силы, которая требуется для отрыва магнита от поверхности. Это предельно простые устройства с очень условной точностью. Килограмм шпатлевки с их помощью вы, скорее всего, увидите, вторичный косметический окрас – маловероятно.

Кроме того, существуют и ультразвуковые приборы, которые предельно точны и способны измерять большую толщину покрытия, но они дороги, их использование при выборе автомобиля нецелесообразно.

Поэтому оптимальный выбор – комбинированный толщиномер. Но если вы выбираете себе автомобиль из сегмента, в котором никто и никогда не использовал и в ближайшее время не будет использовать цветные металлы, то можете немного сэкономить и приобрести электромагнитный прибор.

"Пистолеты" неудобны

Еще пару лет назад едва ли не самыми популярными были толщиномеры пистолетного типа. Выглядят они как пирометры. Но если для пирометра это удобный форм-фактор, то для толщиномера – нет. Во-первых, при каждом измерении нужно нажимать на курок. Во-вторых, "пистолетом" неудобно измерять толщину ЛКП на крыше. В-третьих, им крайне тяжело что-то померить в труднодоступных местах. Наконец, в таких толщиномерах ввиду особенности конструкции довольно быстро изнашивается наконечник, что приводит к искажению результатов измерений.

Еще один неудобный тип – толщиномеры с выносным датчиком на кабеле. При пользовании ими у вас постоянно заняты обе руки; неудобно промерить проемы, поочередно открывая двери; нужно постоянно переводить взгляд. Единственный очевидный плюс такого прибора – небольшим сенсором легко достать до труднодоступных несущих элементов, тех же лонжеронов. Только мерить все равно не всегда удобно.

Поэтому оптимальными являются форм-факторы, один из которых похож на шоколадный батончик, а второй имеет экран на скошенном верхнем торце. Правда, во втором варианте при измерениях ниже уровня глаз приходится либо смотреть на перевернутые цифры, либо каждый раз поворачивать прибор, чтобы увидеть значения на экране. Поэтому большинство смотрит на результаты измерений вверх ногами.

На что еще стоит обратить внимание при выборе? 

  • Важный параметр – диапазон рабочих температур. В наших реалиях толщиномер должен работать хотя бы до минус 20 градусов. Те приборы, которые корректно работают лишь при плюсовых температурах, зимой окажутся бесполезными.
  • Диапазон измерений. Хороший толщиномер должен определять слой до 1000 мкм, а еще лучше до 2000 микрон. Топовые модели справляются со слоем толщиной 3 мм. 
  • Погрешность измерений. Здесь все предельно просто: чем она меньше в процентах, тем лучше. 

  • Скорость измерений, она же время отклика: чем выше, тем быстрее прибор выдает показание толщины ЛКП. Эта характеристика волнует в первую очередь тех, кто профессионально занимается подбором автомобилей. Если вы приобретаете толщиномер для себя, чтобы убедиться в отсутствии поврежденных элементов, то вряд ли стоит переплачивать за "скорострельность". Отклика в одну секунду более чем достаточно.
  • Элементы питания. Самые дешевые устройства питаются от батареек-таблеток, в более серьезных применяются или "пальчики", или "кроны". Естественно, приборы, работающие от пальчиковых батареек, которые можно приобрести в любом магазине, предпочтительнее.

  • Во многих толщиномерах предусмотрена возможность калибровки по специальным пластинам в комплекте, время от времени ее стоит проводить. Дорогие приборы, выполненные из качественных комплектующих и материалов, не сбиваются и после десятков тысяч измерений, эта процедура им не нужна. 
  • Из реально полезных опций стоит отметить подсветку экрана и возможность переворота изображения на нем. В некоторые толщиномеры также интегрированы фонарики: как обычный для подсветки труднодоступных мест, так и ультрафиолетовый – с его помощью можно оценить оригинальность маркировочных табличек. 
  • Также некоторые современные модели умеют определять наличие оцинковки. С помощью этой функции можно увидеть, например, дешевый неоригинальный элемент.

На экране можно увидеть надпись "Fe+Zn"

Весь остальной функционал вроде запоминания 100 последних измерений, вычисления средней толщины ЛКП и т.п. в реальности может никогда не пригодиться, поэтому и переплачивать за него не стоит.

Осторожно с AliExpress

Для непрофессионального использования точно не нужен Qnix 4500 за 700-800 долларов, но и покупать приборы за 30 долларов не стоит – об этом ниже.

В белорусских магазинах цены на хорошие комбинированные толщиномеры начинаются со 120-130 долларов. Примерно столько же они стоят и на российском Ozon. 

Большинство приборов, само собой, производится в Китае. Конструктивно одни и те же модели заказывают разные поставщики и продают под своими брендами. Визуально одинаковые Etari, rDevice, Profiline и т.д. с различными индексами могут быть полностью идентичными и внутри. Но и цены на них, как правило, плюс-минус одинаковые. Если же прибор выглядит аналогично, но стоит втрое дешевле – стоит задуматься, ведь все мы знаем, что у китайцев цена соответствует начинке. Заплатил больше – получил более качественные компоненты, заплатил мало – получил дешевку.

А если поискать аналоги на AliExpress? Здравая идея, наверняка получится их найти. Но нужно внимательно знакомиться с характеристиками и читать отзывы. Ведь вряд ли вам понравится, если вы получите качественное и точное устройство, но оно будет показывать значения в микродюймах (mils) и только. 

Совсем дешевые толщиномеры покупать на "Алике" не стоит. Многие из них способны выводить результаты только в тех самых микродюймах или в долях миллиметра. Привычные 150 мкм куда понятнее, нежели 0,15 мм. А некоторые и вовсе округляют только до десятых долей. В итоге поди пойми, 0,2 мм – это 155 микрон или 240. 

Кроме того, дешевые устройства имеют большую погрешность, часто достоверно с их помощью можно установить разве что факт наличия шпатлевки. 

Дешевый толщиномер с AliExpress

В общем, гнаться за дешевизной не стоит. Если нет желания покупать прибор за 100 и более долларов, его можно взять напрокат – таких предложений сегодня достаточно.

Как с помощью толщиномера можно купить автохлам?

Вы купили хороший толщиномер и теперь уверены, что уж точно найдете отличный автомобиль, который "не бит, не крашен, бабушка в церковь ездила". Спешим вас разочаровать: положившись только на показания прибора, можно купить восстановленный тотал – автомобиль, который страховая компания сочла конструктивно погибшим.

Дело в том, что толщиномер показывает исключительно толщину лакокрасочного покрытия на металле, и ничего более. Если у автомобиля в результате ДТП серьезно пострадала передняя часть, никто ведь не мешает вытянуть лонжероны, брызговики, поставить "телевизор" с разборки, заодно купив там же в цвет капот, крылья и бампер. 

Когда все это будет собрано, при осмотре вы увидите на экране прибора заводские значения толщины лакокрасочного покрытия. Аналогичную картину получите и в том случае, если элементы покрасили "под толщиномер", то есть положили слой краски и лака той же толщины, что и с завода. Красить в заводские значения сегодня научились многие.

Поэтому для специалиста толщиномер – это вспомогательный инструмент, а основной – глаза. Прибор полезен там, где есть сомнения. Или в ситуациях, когда перед вами черная машина, которую не мыли 2 недели, а на улице туман. Ну и само собой, чтобы оценить масштабы ремонта и понять, где косметический окрас, а где миллиметры шпатлевки.

Наш вердикт

Безусловно, при выборе подержанного, да и не только подержанного, автомобиля толщиномер – полезная вещь. Качественный точный прибор в совокупности с хотя бы базовым пониманием, куда и на что смотреть, поможет выбрать машину с хорошим кузовом. Главное – не полагаться слепо на один лишь толщиномер, чтобы избежать покупки покрашенного "под прибор" или восстановленного с помощью деталей в цвет с "разборки" битого автомобиля.

Кузовные запчасти в базе объявлений Автобизнеса