Как восстанавливают аккумуляторы и сколько это стоит

У разных водителей АКБ живут по-разному: у одних аккумуляторы служат 7 и даже 10 лет, а другие имеют проблемы даже с теми батареями, которые находятся на гарантии. В Минске фирмы, занимающиеся продажей и обслуживанием аккумуляторов, предлагают услугу восстановления или ремонта АКБ. Можно ли продлить аккумулятору жизнь? 

Прежде всего вспомним, что со временем происходит внутри батареи. Подробно об этом мы писали несколько лет назад. Вкратце: если АКБ долго стоит в разряженном состоянии, на поверхности пластин происходит образование плотного слоя сульфатов свинца, который препятствует их контакту с электролитом и мешает протеканию нормальных химических реакций, происходящих в процессе эксплуатации. Аккумулятор в этом случае не будет принимать зарядку обычным устройством, но его можно восстановить с помощью специального оборудования.

Второй распространенный и, к сожалению, необратимый процесс – выпадение активной массы из решеток пластин и их разрушение, ускорение которого происходит из-за длительной работы в режиме недозаряда или, наоборот, перезарядки. Каким бы новым ни был автомобиль и как бы человек ни заботился о батарее, разрушение все равно будет происходить. Вопрос только в скорости процесса. Если владелец следит за состоянием АКБ, она прослужит не меньше 5 лет, если же условия эксплуатации были нарушены, то даже абсолютно новый аккумулятор сдаст позиции уже через год. 

Что нужно делать, чтобы батарея дольше служила? Первое и самое важное – не допускать глубокого разряда аккумулятора и не хранить его в таком состоянии продолжительное время, особенно при низких температурах. Такое может произойти, если автомобиль оставить в гараже на всю зиму, не удостоверившись в том, что аккумулятор полностью заряжен, и не проверяя уровень в течение простоя. 

В режиме постоянного недозаряда батарея будет работать при регулярных поездках на небольшие расстояния, когда генератор не успевает восстановить потерянный при запуске двигателя уровень заряда. Поэтому у обслуживаемых аккумуляторов стоит следить за плотностью электролита, у необслуживаемых – за напряжением на клеммах. Нормальным показателем является плотность в пределах 1,26-1,28 г/куб.см при температуре окружающего воздуха около плюс 25°С и напряжение в районе 12,7 В – эти показатели свидетельствует о 100-процентном заряде. Если плотность окажется ниже 1,22 г/куб.см, аккумулятор требуется подзарядить. 

Любую АКБ возрастом от года сотрудники центров рекомендуют профилактически снимать с автомобиля и заряжать с помощью специального устройства 1-2 раза в год. Также специалисты рекомендуют следить за чистотой аккумулятора, поскольку грязь вызывает медленный саморазряд, и, конечно, вовремя ремонтировать и обслуживать свой автомобиль. 

Нахождение в автомобиле на улице разряженного аккумулятора зимой приводит к замерзанию электролита и разрушению свинцовых пластин. Если батарея разряжена в ноль, замерзнуть она может уже при минус 7°C. При этом аккумулятор может принять шаровидную форму. Ели его и удается после этого вернуть к жизни, прослужит он недолго, так как пластины будут деформированы.

Не каждый владелец автомобиля имеет возможность, желание и приборы для диагностики и зарядки АКБ. Поэтому некоторые обращаются в сервисные центры. Обслуживание аккумулятора подразумевает под собой чистку батареи, зарядку, долив дистиллированной воды. В сервисе также при необходимости могут восстановить клемму, отремонтировать трещину в корпусе. 

Сначала сотрудники диагностируют причину проблемы: осматривают аккумулятор на предмет трещин и дефектов, измеряют напряжение на полюсных выводах под нагрузкой и без, а также проверяют уровень и плотность электролита. Если выяснится, что причиной плохой работы АКБ стала сульфатация пластин, аккумулятор будет восстанавливаться с помощью десульфатирующего зарядного устройства, которое может производить зарядку реверсивным током в течение нескольких суток. В процессе такой зарядки кристаллы сульфата свинца с поверхности пластин растворяются, поверхность соприкосновения электролита с ними увеличивается, пусковой ток и емкость восстанавливаются. 

Стоимость обслуживания аккумулятора в Минске составляет в среднем от 1 до 20 руб. в зависимости от вида операции. "Зарядка" в разных фирмах стоит от 8 до 10 руб., диагностика батареи, зачистка и смазка клемм – еще 7-9 руб., десульфатация – от 20 руб., долив дистиллированной воды – 3 рубля. Еще около 8-10 руб. в компании возьмут за подменный аккумулятор. За ремонт большинство фирм берет от 1 до 35 руб., например замена клеммы обойдется в 12 рублей. 

Проверяем народный способ

Что делать, если ваш практический новый аккумулятор перестал справляться с возложенными на него функциями?  В интернете активно обсуждается такой способ восстановления обслуживаемого аккумулятора, как очистка пластин с помощью дистиллированной воды или воды с добавлением пищевой соды. 

Суть метода в следующем: из аккумулятора сливается электролит, после чего в каждую из "банок" заливается раствор пищевой соды – примерно 400 грамм на 5 литров воды. Он провоцирует активную химическую реакцию, которая в теории должна очистить пластины от сульфатов свинца и восстановить рабочие параметры. И хотя народные умельцы используют этот способ и для тех аккумуляторов, электролит в которых уже почернел, то есть пластины начали разрушаться, по логике он должен хорошо сработать только в относительно новых батареях с целыми пластинами.

А будет ли хоть какой-то эффект на отработавшем несколько лет аккумуляторе? Мы проверили метод на батарее емкостью 74 А/ч, прослужившей на дизельном автомобиле около трех лет. Срок небольшой, однако за время эксплуатации прошлой зимой аккумулятор не раз подвергался глубокой разрядке, и владелец решил купить новый. С тестом нам помогли в сервисном центре "РИМБАТ" на ул. Стебенева.

Сначала здесь оценили показатели – плотность электролита в нашем аккумуляторе в норме, в разных банках колеблется в пределах 1,25-1,27 г/куб.см. 

При измерении напряжения под нагрузкой показатель начинает стремительно падать с 12,52 В до 5,73 В, в то время как на рабочем аккумуляторе цифры не должны опускаться ниже 9 В. 

Кроме того, поднятый со дна электролит сигнализирует, что процесс разрушения пластин уже начался.

Но мы хотим дать батарее последний шанс, поэтому сливаем раствор. Сверху он относительно прозрачный, снизу – с коричневым осадком. Заливаем в аккумулятор раствор пищевой соды. 

Щелочь взаимодействует с кислотой, заметно характерное кипение. Ждем минут 20 и вымываем раствор электролитом. 

Судя по всему, реакция подействовала на разрушенные пластины, так как слитый содовый раствор стал грязно-коричневым, даже чернее, чем электролит. 

После промывки заливаем чистый электролит и ставим аккумулятор на зарядку в зарядный шкаф на 10 часов. 

Утром следующего дня повторяем замеры. Плотность электролита снова держится на отметке 1,26 г/куб.см, то есть аккумулятор заряжен полностью. 

Напряжение под нагрузкой упало, но на этот раз до 7,8 В – в числовом выражении показатели несколько улучшились, но все равно падение ниже нормы, то есть, чтобы ездить зимой без проблем, придется купить новый аккумулятор. 

"80 процентов водителей приносят просто разряженные батареи"

В сертифицированных сервисных центрах содой, водой и другими жидкостями аккумуляторы клиентов никто промывать не будет, как и не станут менять электролит. Во-первых, делать это не рекомендуют производители, которые заливают его на весь срок службы и разрешают максимум, если батарея обслуживаемая, долить в нее дистиллированную воду. Во-вторых, это вредно для здоровья, так как в процессе человек будет дышать парами кислоты и иметь дело с едкими химическими веществами, обращение с которыми требует большой осторожности. 

Но самый важный аргумент специалистов – бессмысленность проделанной работы, так как от сульфатов можно избавиться современным и безопасным способом в зарядном шкафу, а разрушенные пластины или заводской брак сода не исправит. Наоборот, переворачивание аккумулятора для слива электролита может привести к короткому замыканию, после чего он гарантированно выйдет из строя. 

"Зимой у нас обращений больше, и 80 процентов наших клиентов приносят просто разряженные аккумуляторы, думая, что с ними что-то не так, – рассказывает Анатолий, сотрудник сервисного центра ООО "РИМБАТ". – Так как они думают, что проблема в самом аккумуляторе, многие просто покупают новую батарею". 

В качестве причин, по которым аккумулятор оказывается разряженным, специалисты называют и короткие поездки, и неисправности в автомобиле. Но хуже всего, когда в таком режиме батарея используется длительное время.

"Плотность электролита 1,22 грамма на кубический сантиметр – в теплую погоду это незаметно, человек продолжает ездить. В результате происходит осыпание активной массы, емкость становится меньше, но замечает владелец это ближе к зиме, когда начинаются проблемы с запуском. Процесс этот необратимый, поэтому приходится покупать новый аккумулятор". 

Интересуемся у специалиста, можно ли самостоятельно определить, аккумулятор "умер" окончательно или его еще можно оживить.

"Некоторые предположения можно сделать, если знать, как эксплуатировали аккумулятор. Например, у машин, прибывших из Америки, батареи часто разряжены, нередко их работоспособность удается восстановить зарядкой в режиме десульфатации. Точно о состоянии можно узнать, только измерив плотность электролита и напряжение нагрузочной вилкой. Внешне без приборов ничего понять не получится: даже если открутить крышки, разрушенные пластины вы не увидите, осадок находится внизу, но если ареометром поднять его со дна, электролит станет черным, мутным". 

Чтобы аккумулятор отслужил положенные ему 5 лет, специалисты советуют периодически контролировать плотность электролита, подзаряжать АКБ зарядным устройством и устанавливать на авто аккумулятор нужного типа и емкости, например, не ставить обычный "кислотник" туда, где должен стоять AGM.

"Раньше была практика, когда аккумулятор в морозы заносили домой. В теории, если вашей батарее больше 4-5 лет и электроника позволяет снять ее без ошибок, сделать это можно. А новый и заряженный аккумулятор без проблем переживет даже 30-градусный мороз".

Наш вердикт

По мнению специалистов, чтобы аккумулятор служил долго, автомобилисты должны следить за его состоянием с момента покупки: не использовать аккумулятор длительно в разряженном состоянии, следить за плотностью электролита и не меньше раза в год подзаряжать его с помощью зарядного устройства. 

Попытка восстановить "умершую" батарею народным способом поможет как мертвому припарка. По крайней мере в нашем случае: хотя небольшую разницу при измерении напряжения мы заметили, но пользоваться АКБ зимой без проблем все равно не получится. Если аккумулятор долгое время не использовался и пластины покрылись сульфатом, восстановить его работоспособность можно с помощью специального зарядного устройства, а не опасными экспериментами с химическими веществами.