Слушайте "попсу"

В 2015 году израильский ученый Уоррен Бродски (Warren Brodsky), профессор психологии музыки университета Бен-Гуриона, опубликовал книгу "Вождение под музыку: когнитивно-поведенческие глубинные взаимосвязи" (Driving with Music: Cognitive-Behavioral Implications). "Автомобиль – единственное место, где вы можете умереть от неправильного выбора музыки, – пишет Бродски. – Исследования подтверждают, что прослушивание музыки в автомобиле влияет на ваше поведение за рулем. И не важно, Бетховен играет, Бейси или Джастин Бибер. Водители должны подбирать мелодии, которые не вызывают отвлекающих мыслей, воспоминаний, эмоций и стука рукой в такт во время движения".

В 2019-м исследователи из Южно-Китайского технологического университета в Гуанчжоу проанализировали поведение водителей и обнаружили, что те из них, у кого звучала тяжелая и громкая музыка, ехали в среднем на 8 км/ч быстрее и вдвое чаще совершали перестроения.

Также ученые пришли к выводу, что вероятность попадания в ДТП выше у автомобилистов, которые слушают в машине музыку в ритме 120 ударов в минуту и выше. Влияние BPM на поведение водителей отмечается и другими исследованиями. Замечено, что когда этот показатель превышает 60, у водителя учащается сердцебиение, повышается давление, следствием чего становится более резкая езда. Полностью сходятся исследователи в одном: тяжелый рок, металл, панк-рок – это те жанры музыки, которые невольно провоцируют водителей превышать скорость и вести себя на дороге агрессивно.

Интересно, что классическая музыка, которая долгое время считалась максимально нейтральной для водителей, также может быть опасной, потому что оказывает излишне расслабляющее воздействие, тогда как за рулем необходимо оставаться собранным.

Поэтому наиболее безопасной для водителей считается популярная музыка. Простые мелодии, отсутствие ярких акцентов, тексты, лишенные серьезной смысловой нагрузки, делают поп-треки самыми подходящими для прослушивания в автомобиле.

Ученые также отмечают, что есть взаимосвязь влияния музыки на мозг с тем, на какое полушарие мозга она воздействует. Дело в том, что за восприятие информации, необходимой водителю во время движения, отвечает левое полушарие, в то время как музыка, не несущая особой смысловой нагрузки, воспринимается правым. И зачастую ненавязчивая музыка даже полезна при управлении автомобилем. Другой вопрос, что треки с серьезными текстами, яркими гитарными соло и т.п. начинают восприниматься левым полушарием, и в этом случае музыка уже мешает.

Пойте за рулем, но без фанатизма

I've put my trust in you
Pushed as far as I can go
For all this
There's only one thing you should know.

Естественно, Linkin Park далеко не единственные, кому я подпеваю в машине, когда еду один, но именно эти строки ору едва ли не громче, чем Честер Беннингтон. И, похоже, не зря, ведь психологи считают, что петь за рулем полезно.

Так, пение улучшает психологическое состояние человека, позволяет справиться со стрессом и невыраженными эмоциями.

В процессе пения выделяется гормон радости дофамин, благодаря которому дорожные пробки или не всегда адекватное поведение соседей по потоку раздражают куда меньше обычного. Дофамин снижает внутреннюю агрессию и способствует более аккуратному вождению. Получается, что если подпевать металл-группам, то это нивелирует воздействие тяжелой музыки?

Впрочем, кроме психологов есть и другие специалисты. Так, исследование канадских ученых, проведенное в 2012 году, говорит о том, что пение за рулем оказывает повышенную нагрузку на мозг и увеличивает время реакции на неожиданно возникшую опасность. Поэтому, если поете в процессе управления автомобилем, делайте это осторожно.

Исследования и реальность

Проведенный в нашем Telegram опрос показал: примерно 2/3 его участников согласны с тем, что играющая в машине музыка оказывает влияние на поведение за рулем. Спокойные композиции увеличивают аккуратность вождения, а динамичные делают его агрессивнее. Около трети опрошенных не замечают влияния музыки на стиль управления автомобилем.

Прежде чем поинтересоваться мнением коллег, расскажу о своем опыте. В плане музыки я достаточно всеяден и не имею выраженных предпочтений. Одинаково люблю как тяжелую музыку (панк-рок, металл и т.д.), так и электронику (транс, хаус, D'n'B), ничего не имею против современной "попсы". То есть музыка мне либо нравится, либо нет. Если мне "зашла" песня условной группы "Винтаж", я не вижу причин не слушать ее по каким-то жанровым соображениям. Разве что рэп – совершенно не мое, хотя и в нем встречаются достойные работы.

Соответственно у меня в машине может играть самая разная музыка как по радио, так и сотни треков с флешки, воспроизводимые чаще всего в случайном порядке. И при езде по городу я практически не ощущаю взаимосвязи между звучащей в салоне музыкой и моим поведением на дороге. Другое дело на трассе, где скорости выше. Там я действительно несколько раз ловил себя на том, что невольно превышал скорость, когда играли динамичные треки, причем это касается как инструментальной музыки, так и электронной. То есть скоростной режим непроизвольно нарушается, например, и под "Эпидемию", и под Pendulum. А вот начинаю ли я ехать медленнее, когда играют, скажем, "Крылья" от "Наутилуса" – не обращал внимания. 

Что касается влияние стилей музыки на агрессивность вождения, то в моем случае его не наблюдается. От Rammstein из динамиков я точно не поеду "шашками" – скорее подпевать начну. Мне это не мешает, как и сама звучащая музыка. Разве что классику за рулем я точно слушать не буду – бороться со сном нет никакого желания.

Вадим Зенькевич, выпускающий редактор Автобизнеса: "Связь музыки и стиля вождения у себя заметил во время владения первой машиной. Тогда обычно ставил что-нибудь потяжелее. AC/DC в списке дисков были самой легкой группой. Но во время поездок начал замечать, что чем быстрее и агрессивнее музыка, тем жестче и безогляднее я еду. Ставил Five Finger Death Punch или ТТ34 – и начинались постоянные перестроения в городе, а за ним на пустой двухполоске нырял в повороты так, будто это квалификационный круг в гонках.

В общем, однажды настолько активно "затряс хаером", что при перестроении на улице Малинина едва ли не в самый последний момент заметил, что в "полосе приземления" вообще-то машина едет, а я ее нормально так "вырезаю". К счастью, за рулем тогда попался терпеливый человек, не обдудел, не обморгал фарами и уж тем более не обматерил прилюдно. Я нажал "аварийку" в качестве извинения и музыку выключил. После этого записал в машину всякое легкое типа Poets of the Fall, "Кино", "Океана Эльзы" или "попсы" 1980-1990-х, чтобы сам ездил более сдержанно, а жена на пассажирском месте не скучала и веселилась. Хотя от "тяжеляка" в салоне полностью не отказался, в том числе при супруге. Короче говоря, все зависит от настроения".

Татьяна Василевская, журналист Автобизнеса: "Если музыка быстрая, какой-то рок или веселая "попса", то по моим личным ощущениям я могу ехать быстрее и более безбашенно, что ли. Поэтому музыку я громко не включаю, чтобы не отвлекаться и слышать происходящее вокруг. Кажется, что я будто лишена одного из органов чувств, и это как-то напрягает. Аудиокниги слушать в машине вообще не смогла бы: я либо не буду сконцентрирована на дороге, либо не услышу, о чем говорят в книге, поэтому пытаться включать их бесполезно".

Бонус: что слушает редакция?

Вместо заключения предлагаем вам наш плейлист. Помимо автора этого текста его составляли Юлия Мудревская, Вадим Зенькевич, Андрей Горелик, Юрий Гладчук, Евгений Грачев, Татьяна Василевская и Иван Кришкевич. Каждый предложил по пять треков. В комментариях можно поиграть в угадайку и написать, кто из нас какие композиции выбрал. Первая часть – напористая и агрессивная, вторая – для любителей спокойной музыки.