– Машину я покупал в июле 2020 года. Из того, что появилось к тому времени о Coolray в интернете, стало понятно, что люди в основном отзываются об автомобиле позитивно. Мнения о Tiguan и Karoq тоже были положительными, но в нормальной комплектации эти машины стоили в районе 30 тысяч долларов, а на Coolray тогда оставались еще те цены, которые были назначены в феврале, когда модель начали продавать.

За автомобиль в предмаксимальной комплектации просили 40.900 рублей, или по курсу в районе 17.000 долларов с небольшим, то есть за цену Tiguan и Karoq можно было купить два Coolray. Плюс какие-то льготы от дилера и кредитная ставка 3,9 процента, а инфляция на тот момент была 7 процентов. Выходило, что брать Coolray не только целесообразно, но и выгодно, а если зарплата привязана к доллару, это вообще идеальный вариант.

К тому же мне хотелось ощущения современного автомобиля. Садишься в Tiguan или Karoq – интерьер десятилетней давности. Здесь же впечатление, что будущее, пусть и не в полной мере, уже наступило. И важно, что все сделано качественно. Мне есть с чем сравнивать. Взять, к примеру, камеру заднего вида – очень хорошая. У Coolray достаточно большой экран и лучше всего видно, что делается сзади, в сравнении с теми машинами, на которых довелось ездить и где камера имеется.

Также предусмотрена вторая камера. Она вмонтирована в правое зеркало и очень помогает подъезжать на автомобиле вплотную к бордюру, но не притираться. Был бы круговой обзор – была бы вообще красота, но габариты автомобиля я чувствую, так что отсутствие кругового обзора большой роли не играло, хотя это несомненный плюс.

А вот люк был важен, потому что до сих пор помню старую родительскую Audi с ним. Насколько комфортно было ездить даже без кондиционера! Опять же шторка у люка – хорошее дело. Датчики давления в колесах, автодожим стекол и люка – таких приятных мелочей в Coolray много.

Выбрал предмаксимальную комплектацию, потому что разница в цене между ней и "максималкой" была где-то 3000 долларов, но полезными в максимальной комплектации посчитал только светодиодные фары Full LED и круговой обзор, а переплачивать за спойлеры и тормозные механизмы красного цвета, как и красный "будуар" в интерьере, не видел смысла. Решил, что лучше вложу разницу в устранение недостатков, известных по рассказам тех, кто уже купил Coolray, чтобы автомобиль из неплохого стал почти идеальным.

Дело в том, что резина, с которой Coolray продается, никуда не годится. Если почитать отзывы, это уровень "Белшины", даже хуже. А машина динамичная: даешь "газ" – колеса шлифуют асфальт. Заменил на Michelin Premacy 4 – идеально подходят, ничего не шлифуют, как бы резко на педаль ни давил. Если на стоковой резине машина могла "рыскать" на трассе при резком добавлении "газа", то с Michelin идет как по рельсам. Комплект колес стоил в районе 1400 рублей, если память не изменяет.

"Дворники", которые ставятся на заводе, тоже надо сразу в мусор, потому что годятся они только для лета, а зимой дубеют, скрипят, не чистят, а скорее размазывают грязь по стеклу. Купил Bosch Air Blade за 80 рублей – прекрасно работают что зимой, что летом.

Поставил светодиодные лампы в ближний свет. Он линзованный. Что ни поставь, пучок будет четкий, все фокусируется как надо, ничего перенастраивать не нужно – проверено. Цена вопроса – 40 долларов, и этим я практически свел на нет преимущество в LED, которое имелось в максимальной комплектации. Дальний свет больше понравился желтый, поэтому в нем оставил галогенные лампочки.

Проблему шума от песка, летящего из-под колес, устранил звукоизоляцией колесных арок. Также делался антикор днища, что стоило порядка 400 рублей. Ставилась металлическая защита маслокартера двигателя и сетка от насекомых перед радиатором. В общем, примерно за 2000 рублей дополнительных вложений, а это меньше, чем планировалось, я получил совсем другую машину.

Двигатель здесь бензиновый 1.5 с турбонаддувом. Автомобиль сравнительно легкий, мощности мотора хватает, чтобы, как я говорил, делать Coolray динамичным. В заявленный по паспорту разгон до "сотни" за 8 секунд верю. А больше и не надо: ездил на Jaguar, где разгон за 5 секунд, – физически неприятно, когда "втопишь", а внутри все переворачивается.

В коробке предусмотрен режим Sport. Вот в нем на штатной резине при старте со светофора асфальт шлифуется точно, а на хорошей будет сильный рывок вперед. Попробовал Sport – не понравился, некомфортно. Динамикой машины пользуюсь в основном при выезде на трассу, когда надо с полосы разгона быстро встроиться в поток, а так езжу спокойно. И кстати, при движении по трассе со скоростью 120-130 в салоне можно разговаривать тихим голосом.

Сейчас средний расход топлива по бортовому компьютеру ровненько 10 литров на "сотню". Это зима и утренние прогревы с помощью автозапуска. Живу в частном доме – удобно завести двигатель через окно заранее, чтобы выйти, сесть и сразу ехать. Летом компьютер показывал расход около 9 литров, на трассе расходуется 6-7 литров на 100 километров.

При росте 184 за рулем мне сидеть очень комфортно. Перед Coolray я ездил на Volkswagen Polo. В нем мне тоже было удобно, но когда довелось проехать в Kia Rio X-Line, удобной посадки, чтобы ни во что не упираться коленями, я так и не нашел. Здесь для человека моего телосложения посадка идеальная.

Из-за пандемии дальняя поездка была только одна. Проехали 700 километров. Остановки делались, но ради заправки и пассажиров, чтобы они могли кофе попить, немного размяться, потому что долгая поездка утомительна монотонностью. А так никакой усталости не почувствовал ни я, ни они. Для головы, для ног пространства хватает на всех посадочных местах в салоне. Думаю, что с экипажем из четырех человек Coolray вполне пригоден для поездки на тысячу-две.

Видел отзывы, что простор в салоне создан в ущерб багажному отделению. Не знаю – у меня к багажнику претензий нет, легко брал в поездку вещи на четверых. Если что, можно убрать полку, которая мешает грузить поклажу в высоту.

На ходу автомобиль не мягкий и не жесткий – что-то среднее. Возможно, так сделано для лучшей устойчивости и управляемости. Вроде бы едет мягко, но если на скорости 90-100 наезжаете на острый стык или даже при 30-40 на неправильно сделанного "лежачего полицейского", это почувствуете и вы, и ваши пассажиры.

На природу выезжали, по лесу ездили, но, понятное дело, не в непогоду, когда дороги размыты. Ямы, рытвины преодолевались без проблем, так ведь это какой-никакой, а кроссовер, то есть автомобиль повышенной проходимости. Конечно, при отсутствии полного привода она сильно ограничена, но это можно компенсировать включением в коробке передач ручного режима. Пару раз приходилось пользоваться этой функцией, когда надо было преодолеть какую-то совсем уж лютую грязь. А так даже в достаточно глубоком снегу, ведь живу в частном доме, где снег надо чистить самому, что не всегда возможно, коробка и трекшн-контроль справлялись сами.

С момента покупки проехал автомобиль 26.449 километров. После прогулки по лесам в подвеске начала постукивать передняя левая тяга стабилизатора – заменили по гарантии.

Точно так же по гарантии менялись шланги топливной системы. Говорили, что в России их разъедает от химикатов, после чего начинает вытекать топливо. Поэтому была объявлена отзывная кампания, моя машина в нее попала.

Опять же по гарантии перекрашивалась крышка багажника. Появились вздутия краски, сначала одно, а когда приехал это документировать, их было уже пять. Документы отправили на завод, который, как я понял, дал указание устранять вздутия точечно. Дилер на это ответил, что крышка станет пятнистой. Так они "бодались" два месяца, пока наконец-то крышку не перекрасили целиком.

Для кого-то ржавчина в новом автомобиле – настоящий кошмар, но я отношусь к этому спокойней. Да, это ненормально, но кошмаром считаю, когда у брата на новой Audi стоимостью свыше 40 тысяч долларов на ходу разорвало помпу. Сейчас брат и его партнер по бизнесу ездят на новых Nissan Qashqai и X-Trail. В X-Trail из-за ржавчины по гарантии уже красилась крыша, в Qashqai до этого не дошло, но был другой гарантийный случай. Думаю, среди современных новых автомобилей – дешевых, дорогих, китайских, не китайских – нет таких, чтобы совсем без проблем. Либо владелец закрывает на это глаза и спит спокойно, либо переживает.

В этой машине меня больше расстраивает не ее стойкость к коррозии, а как организован обдув лобового стекла. Всегда остается запотевание, а это чуть ли не ежедневный раздражитель, который постоянно видеть приятного мало. Понятно, что можно взять тряпочку и протереть, но ведь это неправильно. Обдув должен справляться сам, но всегда остается запотевшая зона – вот в чем беда.

А в снегопад к этому добавляется широкая полоса из снега, которую оставляют на лобовом стекле "дворники". Учитывая, что передние стойки здесь достаточно массивные, при определенных условиях видимость через лобовое стекло тоже превращается в сильный раздражающий фактор. В темное время суток поворот налево становится просто опасным, потому что пешехода или что-то еще за стойкой, зоной запотевания и полосой снега не видно.

К запотеванию можно добавить известную проблему Coolray с работой климат-контроля в автоматическом режиме. Разогреется – все равно продолжает гнать теплый воздух. Чтобы не мучиться от жары, приходится пользоваться климат-контролем как обычным кондиционером – вручную уменьшать температуру, перенаправлять потоки воздуха. Говорят, это проблема программного обеспечения. Сейчас дилер перепрошивает управление "климатом" – поеду на очередное ТО, узнаю, так ли это.

Или такой нюанс – лючок бензобака открывается после нажатия на него. Зимой может примерзнуть. Мойка, оттепель – причин, чтобы под лючок попала капелька воды, хватает. Приезжаете на заправку и не можете открыть лючок – это тоже явная недоработка для наших условий, как и запотевание лобового стекла.

Тем не менее в этом автомобиле достоинств реально больше, чем можно ожидать, хотя, безусловно, важно, с какой машины пересаживаешься в эту. Я пересаживался из Polo, поэтому для меня это был несомненный шаг вперед. Но если до Coolray человек ездил на "премиуме", он, конечно, почувствует, что это бюджетная модель, ведь в Китае она стоит 13-14 тысяч долларов, как и полагается "бюджетнику". У нас дороже, но все равно ощущение, будто покупаешь что-то на "Алиэкспресс", – товар тот же, что в обычном магазине, но на 50 процентов дешевле.

Правда, сейчас, насколько я знаю, цены стали не такими адекватными. В Америке через год после покупки опрашивают владельцев, купили бы они автомобиль снова, зная теперь точно все его достоинства и недостатки. Полтора года назад соотношение стоимости и качества Coolray меня приятно удивило, но при нынешней его цене я бы, пожалуй, уже подумал, стоит ли эта машина того, сколько за нее хотят. Впрочем, скорее всего, купил бы и сейчас.

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня" (Минск, ул. Петруся Бровки, 30, +375 (29) 602-30-30)