На самом деле примеров предостаточно. Взять, допустисм, Suzuki и их моторы 1.2 и 1.6. Или многочисленных американских производителей, которые все еще верны большим объемам. Но мы решили не вспоминать все подряд, а оставили в списке марки, которые, во-первых, в достаточной мере представлены в нашей стране, во-вторых, атмосферные двигатели в их линейке вовсе не случайность, а часть политики по развитию модельного ряда.

Honda

Японцы до сих пор умудряются применять свои "атмосферники" на Civic, Accord, CR-V и других моделях. Так, под капотом современных авто все еще можно встретить двухлитровый R20A (150 л.с.). Как водится, надежность на высоте, ресурс приличный, правда, помним, что двигатели Honda традиционно требовательны к качеству топлива и масла. Последнее время наблюдается давление со стороны турбомоторов (в частности, 1,5-литрового), но "ветеранам", если что, зарезервировано место в составе гибридных установок. К слову, таким же образом "атмосферники" готовы применять и другие производители, например, Nissan, Ford и Renault.

Hyundai и Kia

Хотя в Европе модельный ряд оснащается преимущественно турбомоторами с непосредственным впрыском, на многих рынках (не только на нашем, но и, например, на североамериканском) корейцы продолжают предлагать куда более простые атмосферные двигатели с распределенным впрыском: моторы 1.6 – для компактных моделей, 2.0 и 2.5 – для более крупных. Причем и сочетаются они, как правило, с механическими коробками или "автоматами", тогда как "роботы" предлагаются с более технологичными турбомоторами, например, с 1.6 T-GDI.

В свое время корейские "атмосферники" отметились случаями задиров стенок цилиндров. Корейцы утверждают, что работа над ошибками успешно проведена, – что же, время покажет. Собственно говоря, с проблемами стакивался небольшой процент владельцев, а в остальном моторы оказались вполне ресурсными.

Mazda

Японская компания одна из тех, кто упорно пытается доказать, что можно обходиться и без наддува. Например, атмосферные двигатели 2.0 (145-156 л.с.) и 2.5 (192-192 л.с.) ставят и на легковую "шестерку", и на кроссовер СХ-5. Впрочем, у 2,5-литрового агрегата есть турбоверсия на 231 л.с. Также следует учитывать, что двигатели семейства Skyactive вовсе не так просты, как может показаться. Например, у них непосредственный впрыск топлива, а геометрическая степень сжатия составляет 14:1 у 2,0-литрового мотора и 13:1 у 2,5-литрового. Тем не менее, несмотря на конструктивную сложность, моторы получились надежными, но требовательными к горюче-смазочным материалам и "расходникам".

Подробно о конструктивных особенностях и недостатках двигателей Mazda мы рассказывали, "разбирая" кроссовер CX-5. Там же можете прочитать и про 6-ступенчатую автоматическую коробку передач SkyActiv-Drive. Да-да, Mazda остается адептом гидромеханической трансмиссии, что, на наш взгляд, совсем неплохо.

Mitsubishi

Атмосферные двигатели 2.0 и 2.4, ведущие родословную с 1980-х, применялись на многих моделях "трех бриллиантов", из актуальных сегодня это кроссоверы ASX, Eclipse Cross и Outlander. Последний еще могут оснащать 3,0-литровой "шестеркой", причем в сочетании с классическим "автоматом", в то время как 4-цилиндровые моторы "дружат" с вариатором. Консерватизм, конечно, оборачивается ограниченной мощностью (146-167 л.с. у 4-цилиндровых моторов и 227 л.с. у 6-цилиндрового) при вполне приличном топливном "аппетите", зато двигатели действительно демонстрируют неплохую надежность и ресурс.

Nissan

1,6-литровый HR16DE (113-117 л.с.), который раньше применяли на Qashqai первого поколения, Note и Tiida, уже неактуален, хотя и нашел вторую жизнь на моделях Renault и Lada. А вот 2,0-литровый MR20DE (144-147 л.с.) ставили на Qashqai II и X-Trail, и это довольно интересный вариант для тех, кто хочет технику "попроще-понадежнее". Конструктивных особенностей и недостатков, правда, хватает, но в целом агрегат демонстрирует неплохой ресурс и при аккуратном обращении способен пройти не одну сотню тысяч километров.

Тот же Х-Trail комплектовали и 2,5-литровым двигателем QR25DE, который до недавнего времени применяли и на ряде других моделей, менее распространенных на нашем рынке. Этот двигатель начали выпускать еще на заре 2000-х, и как раз ранние версии были не очень удачными, однако после модернизации 2007 года мотор считается вполне надежным и долговечным. С 2018-го Nissan выпускает PR25DD того же рабочего объема, но это уже другой агрегат, оснащенный в том числе системой непосредственного впрыска.

Subaru

Это даже странно: "Плеяды" были одними из пионеров турбодвижения, но массовыми их наддувные "оппозиты" так и не стали – компания упорно продолжает продвигать "атмосферники" 2.0 и 2.5, которые ставят на современные поколения XV, Forester и Outback. Да, они тоже постоянно совершенствуются, переводятся на непосредственный впрыск топлива, становятся экономичнее, но по части динамики им сложно тягаться с турбомоторами конкурентов. Зато с надежностью все, как всегда, неплохо, а отдельные "провалы" (как, например, с масложором на ранних версиях 2,0-литровых моторов серии FB) уже позади.

С трансмиссией дело обстоит так. Вариатор Lineatronic давно заменил классический "автомат", а практически является безальтернативным вариантом – версий с МКПП сейчас исчезающе мало. А ведь от типа коробки зависит и реализация полного привода. Механический межколесный дифференциал можно увидеть на машинах с ручной коробкой, а вот с вариатором применяется многодисковая муфта в приводе задних колес. Впрочем, оба варианта выглядят очень неплохо с точки зрения как эффективности, так и надежности.

Toyota

Еще один адепт атмосферных двигателей, хотя и турбомоторы "в заначке" имеются. Городские модели Aygo X и Yaris комплектуют 1,0-литровым 3-цилиндровым двигателем (72 л.с.), Corolla оснащают моторами объемом 1,6 и 1,8 л, Camrу и RAV предлагают выбор между атмосферными 2.0 (149-150 л.с.) и 2.5 (199-200 л.с.). А, скажем, на Highlander применяют 249-сильный 3.5 V6, который доступен и для Camry. И это только самые распространенные и актуальные для нас агрегаты, на самом деле вариаций гораздо больше. И в целом любой из этих двигателей можно считать весьма неплохим в части надежности, хотя конструкция японских "атмосферников" уже не столь простая, как раньше.

Несмотря на то что последние годы Toyota активно внедряет вариаторы, некоторые версии Camry и RAV4 до сих пор могут предложить 6- и 8-ступенчатый "автомат", что повышает их привлекательность в глазах консервативно настроенных покупателей.

Skoda и VW

На европейских автомобилях "атмосферник" днем с огнем не сыщешь, но в российской спецификации двигатель 1.6 MPI предлагали не только на Polo и Rapid, но и на Golf, Octavia и даже на Taos и Karoq! Справедливости ради: двигатель семейства ЕА211 не такой уж "старый" и "простой", один навороченный модуль термостата чего стоит! С другой стороны, в отличие от "собрата" 1.4 TSI он не обременен системой надува, впрыск у него распределенный, а не прямой. Любопытно, что в части надежности моторы 1.6 MPI и 1.4 TSI примерно сопоставимы, как минимум последний не хуже. Ну а масложор и проблемы с фазовращателями – это как раз "болячки" ранних версий 1.6 MPI.

А еще, как и в случае с "корейцами", атмосферный двигатель сочетается с классическим "автоматом", тогда как для того же 1.4 TSI доступна роботизированная коробка. То есть прослеживается та же логика: кто хочет двигатель "попроще", захочет и гидромеханическую коробку, ну а тот, кто готов к более "прогрессивным" агрегатам, пусть получает все сразу.