"Маленькое чудо"

– На самом деле проект стартовал еще до меня. Предыдущий владелец работал над ним в течение пяти лет, но финансово не потянул, и "запорожец" перешел в мои руки. У меня времени ушло намного меньше – два года. Теперь мы можем любоваться этим красавцем и получать удовольствие от его вождения. 

Как видите, внешне это "запорожец", но с изюминкой. Автоконцерны на линии сборки "женят" верх и низ автомобиля, так произошло и здесь. "Поженили" дедушку ЗАЗ-965 и Daewoo Matiz. "Невеста" оказалась намного моложе "жениха", но получился хороший тандем. 

Если говорить очень условно, то взяли "запорожец", вырезали каркас и установили на базу "Матиза". А Matiz, наоборот, обрезался сверху, затем распиливался пополам, укорачивался и вставлялся в корпус ЗАЗ. Все обваривалось, центровалось – и в итоге получилось это маленькое чудо.

Спереди под крышкой капота, понятное дело, не багажник, как было в "запорожце" изначально, а двигатель вместе со всей передней частью Matiz: стойками, распоркой, моторным щитом и т.д. Самым сложным было все это обварить так, чтобы оси стояли по диагоналям, можно было сделать развал-схождение и машина ехала прямо, а не боком. Огромной проблемой оказалось разместить радиатор – пришлось делать переходники. Были сложности с размещением ручного тормоза, настройкой тросов коробки передач. Все остальные вопросы как-то сами по себе решились в процессе.

"Матизовская" база на 10 сантиметров шире зазовской, поэтому крылья разваривались. На дверях также пришлось делать наварки, чтобы элементы сочетались между собой, а переделанные не выглядели чужеродными. 

Спереди на крышке капота установил надпись "запорожец", снятую с одного из "доноров". Все для молодежи. Если взрослые люди, которые знают эту машину, удивляются, увидев сзади багажник вместо моторного отсека, то молодые ребята часто высказывают предположение, что это Fiat, MINI или Луиджи из мультфильма "Тачки". А о том, что двигатель в 965-м изначально стоял сзади, они вообще не в курсе. 

"Ремни безопасности? Не знаем о таких"

В салоне хотелось сохранить аутентичность "запорожца", поэтому в нем почти все "родное". Но некоторых доработок все же избежать не удалось. Задний диван был пружинным, но поскольку бак в "Матизе" расположен сзади, то при размещении сверху оригинального дивана уместиться сзади пассажирам было невозможно. Поэтому пришлось пружинный блок заменить поролоном. Внешний вид не изменился, зато на втором ряду теперь можно ехать. 

Изменения коснулись и перегородки между салоном и моторным отсеком, которая варилась заново. Сиденья и обивку дверей перетянул дерматином для красоты, но все каркасы остались "родными" из 1968 года. На торпедо добавил ручку и несколько дополнительных лампочек, ну а все остальное сохранилось как было. 

Управление указателями поворотов, фарами и "дворниками" осуществляется тумблерами на панели. Правда, современную электрику "подружить" с тумблерами было не очень просто. Переключение ближний-дальний осуществляется ногой.

Руль установлен от экспортной версии "Ялта", ради него пришлось даже покупать "донора", поскольку отдельно такой руль стоил космических денег, сопоставимых со стоимостью 965-го на ходу. 

Ремни безопасности? Не знаем о таких. На стойках есть небольшие ручки, не более того.

Поскольку начинка машины современная, то и аудиосистему установил современную. Один динамик располагается под панелью, четыре – в багажнике. Внешне ничего не видно, зато музыку слышно. Есть Bluetooth, AUX – можно проигрывать любимые треки прямо с телефона. 

"Машина прошла техосмотр"

Апофеозом работ стал гостехосмотр. Машина прошла его и получила допуск к участию в дорожном движении. Когда на станции поинтересовались пробегом, я ответил, что он составляет ноль километров. Одометр обнуляли, все запчасти при сборке ставились новые: сайлент-блоки, резинки, ремни, тормозные диски и колодки. Реально на тот момент в машине не было ничего старого.

Машинка спокойно заводится, тарахтит, носится свои разрешенные 60 километров в час в городе и 120 на трассе. По сравнению с оригинальным ЗАЗ-965 она чутко реагирует на движения руля, ускоряется резво, потребляя при этом около семи литров бензина на "сотню" в городе. Подвеска плотная, сбитая, в меру мягкая. Автомобиль ничем не уступает современным и полностью пригоден к повседневной эксплуатации. На действительно дальние расстояния на этой машине ездить не доводилось, но 70-100 километров проезжал и скажу, что это наверняка не предел. Дистанция преодолевается легко и с удовольствием. Главное – следить за скоростью, потому что машинка легкая, мотор – зверь, можно легко получить платную фотографию. 

Это автомобиль не для драйва, а для радости. Кто-то едет за границу за покупками, кто-то идет за впечатлениями на Зыбицкую, а я приезжаю в гараж, сажусь в машину и как энергетический вампир катаюсь по городу, впитывая в себя позитив. Когда люди улыбаются, это кайф, это реально здорово. Наверное, для этого машина и делалась. На выставках часто спрашивают: для чего это, зачем? Не знаю. Продать ее невозможно, денег за нее не предлагают, а если и предложат – не продам. 

Если бы мне предложили повторить такой проект еще раз, я бы точно сказал нет. Ни за что! Я лучше реализую какую-нибудь дурную затею – устроюсь на работу, например. Но машину заново точно строить не буду. Это титанический труд. Люди, которые завершают подобные проекты и продают их, практически никогда не возвращают вложенные средства. Если вам это интересно, такие машины нужно выхватывать как горячие пирожки. 

Прошлый хозяин работал над этой машиной пять лет и потратил на нее около 10 тысяч долларов, мною за два года в проект было вложено около 8 тысяч. Итого сумма всех расходов на постройку этого автомобиля составляет примерно 18 тысяч долларов. Стоит оно того или нет – не знаю.

Есть уникальные, а есть и вполне обычные. Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса