– Машина пришла из Германии. И пригнали ее не одну, а вместе с Audi A8 в кузове D2. Комплектом их и продавали. Предложение было очень выгодное: если бы мы покупали их по отдельности, получилось бы гораздо дороже. Но два автомобиля нам в то время были не нужны. Отец оставил Caravelle, а Audi продал.

В Германии эта машина работала в такси. Она 1999 года выпуска – мы с ней почти ровесники. Взяли ее с пробегом 490 тысяч километров. Когда я увидел документы, с которыми ее пригнали, оказалось, что на пробеге 411 тысяч разорвался ремень ГРМ. Немцы заменили двигатель и коробку, причем по бумагам они были с нулевым пробегом, но если штатный мотор был в версии ACV, то немцы поставили AJT.

Сейчас пробег 888.864 километра, то есть мы проехали на машине почти 400 тысяч. Двигатель не разбирали ни разу, внутрь никто не смотрел, но для себя два года назад проверил компрессию – была такая, какой должна быть по заводу.

Мотор заводится в любые морозы. Правда, зимой в солярку я добавляю керосин, потому что сталкивался с ситуациями, когда она становилась как кисель. Также подливаю масло для двухтактных двигателей. Через одну-две заправки добавляю масло и летом. Мне кажется, что оно продлевает жизнь системе питания.

Топливная аппаратура менялась. В дизеле AJT мощность по заводу лишь 88 "лошадей" против 102 у ACV, форсунки очень сложные – в Беларуси их ремонтировать не берутся. А пятицилиндровый рядный дизель 2.5 как конструктор – во всех исполнениях он отличается только навеской, а она при этом становится на те же болты.

Я купил интеркулер, форсунки от ACV и после всех переделок из AJT получил двигатель ACV. Съездил к специалистам, которые не только "перешили" блок управления, но и увеличили заводскую мощность, повысив давление турбины, еще, наверное, на 30 сил. Машина поехала, понятно, бодрее, но вообще-то переделку я затеял ради экономии топлива. Такова программа, которую установили при "перешивке".

Расход, когда стояла топливная система AJT, был пусть не сильно, но больше 10 литров на 100 километров. Сейчас при спокойной езде можно "втиснуться" в 7-7,5. Можете мне не поверить, но это так. Живем за городом, отец ездил в основном по трассе на работу в Шабаны, у него столько и получалось. Я езжу активнее, поэтому выходит больше – 8-8,5. И в отличие от отца у меня трасса-город – 50 на 50.

Коробка передач механическая. Слабое место – 5-я передача. Ее шестерне банально не хватает смазки. Чтобы не иметь проблем, во-первых, нельзя ездить на этой передаче со скоростью ниже 80. Кто включает ее на 60-70 километрах в час, через два-три года сталкиваются с тем, что коробку надо ремонтировать или менять. Отсюда и идут жалобы, что коробка ненадежная. На "разборках" она стоит в районе 700 долларов.

Во-вторых, уровень масла в коробке должен быть выше нормы по заводу. Тогда смазки достаточно. Увеличить уровень просто – поддомкрачиваем машину с одной стороны, заливаем масло, пока оно не появится из контрольного отверстия, и заворачиваем пробку. Масло должно быть GL-4, другое сюда не идет.

Мы этих правил придерживались всегда, поэтому коробка до сих пор работает без вопросов. А вот сцепление менялось дважды. Оно двухмассовое и недешевое. Пробовали сэкономить и поставили восстановленный маховик, но он отходил лишь года два-три, а затем начал издавать такие страшные звуки, что я сначала даже перепугался, не случилось ли чего с коробкой.

Для последней замены сцепления запчасти обошлись в 1470 рублей, но тогда одновременно покупались тормозные колодки и масло. Менял сцепление и колодки сам. И все другое в этом автомобиле делал своими руками.

Если запчасти новые, держится сцепление долго, а выходит из строя, потому что по износу истек срок службы. Тормозные колодки и диски меняются по той же причине. Собственно практически все, с чем довелось столкнуться, было возрастными "болячками", вызванными естественными причинами старения.

На одномассовое сцепление переходить не захотел. У нас одновременно с Caravelle в семье побывали еще два "тэчика" – дорестайлинговый и переходной. У одного стоял дизель 2.4, у другого – 1.9. Мотор 1.9 шел с одномассовым сцеплением, и мне не нравилось, как машина трогалась с места. Если это грузовик, на котором овощи на рынок возить, – ладно, сойдет. Но Caravelle – пассажирский вариант "Тэ-четвертых", ездить она должна как легковой автомобиль, с места трогаться плавно.

Задняя подвеска независимая с большими А-образными рычагами. Деталей с ограниченным сроком службы в ней немного, поэтому при условии использования качественных запчастей беспокоила она очень редко. Пружины, я знаю, никогда не менялись. Года два назад я менял ступичный подшипник – вот и все, что было на моей памяти.

Передняя подвеска торсионная. Проблем с ней больше, чем с задней, но тоже не скажу, что они возникают часто. Думаю, уже года четыре с последней переборки она не беспокоила. Правда, в среднем раз в две зимы спереди появляется стук, но это не подвеска. Это снегом вырывает тепловой экран, после чего он начинает барабанить по глушителю. Убрать его не могу, потому что за ним стоит одна из печек.

Состояние кузова зависит от того, как за ним следили, и второе – была ли машина битой. У "тэчиков" есть нехорошая особенность переворачиваться на крышу. Много "перевертышей" пригоняли к нам, подшаманивали и выставляли на продажу. Лично знаю человека, который отдал за "тэчик" более 10 тысяч долларов, затем решил подкрасить рамку над лобовым стеклом, потому что на ней что-то стало появляться, и оказалось, что там полтора сантиметра шпатлевки. В итоге ему пришлось вложить еще 3 тысячи, чтобы это исправить.

Впрочем, как бы хорошо за кузовом ни ухаживали и каким бы крепким он ни был, годы берут свое. Быстрее всего подгнивают передние крылья. Сверху есть ливневые отверстия. Бывает, что трубка, по которой должна стекать вода, слетает от вибраций, бывает, что ее просто выбрасывают, когда занимаются кузовным ремонтом.

Когда я снял крылья в этой машине, увидел в месте сливных отверстий перегнившую листву. Крылья можно было спасти, но я наткнулся на предложение изготовить их из пластика. Переживал насчет качества, но мне сказали, что если не понравится, крылья заберут, а деньги вернут. Одно крыло стоило 300 рублей. Возвращать их не пришлось – встали идеально.

Сзади "больное место" – сварной шов там, где сдвижная дверь. От времени высыхает и растрескивается герметик, в трещины попадает соль – пошла ржавчина. Многие на скорую руку замазывают шов шпатлевкой, но делают только хуже. Я не поленился вычистить старый герметик, купил пескоструйный пистолет, обработал шов до металла и положил новый герметик. На зиму задуваю шов аэрозольным "мовилем", весной его стираю. А перекрашивалась машина один раз. Отпескоструил все "жучки", загрунтовал, покрасил.

Что у кузова хорошо – днище ровное, соль на нем не задерживается. Сегодня она на днище попала, завтра машина по лужам поездила – все смылось. У меня был "тэчик" 1991 года с целым днищем. Когда пескоструился этот кузов, сквозные дырки нигде не вылезли.

В электрооборудовании слабых мест нет. Только возраст является причиной каких-то проблем, да и то мелких. Недавно менялся датчик температуры, который стоил 20 рублей. Аккумулятор за все время менялся лишь дважды – покупаем хорошие емкостью 110 ампер-часов.

Зимой начинает "глючить" центральный замок. Его подмораживает, начинаются проблемы с дверными замками. Думаю, это также вопрос возраста. Что пробег можно сейчас увидеть, только нажав на стекло приборного щитка, тоже отношу к возрастным "болячкам". Не нажмешь – на мониторчике будут какие-то непонятные значки. Раньше этого не было. Скоро буду менять моторчик печки, но до этого он никогда не менялся.

Отопитель Eberspacher заменил, потому что захотелось поставить более мощный. Стоял трехкиловаттный – поставил на 5 киловатт от Mercedes Sprinter, он греет лучше. Отопитель добавляет к расходу топлива где-то пол-литра за час работы, а может, и больше, потому что в морозы под 20 градусов он работает без остановок. Но вещь эта необходимая. Тут в систему охлаждения из-за нескольких печек входит 8 литров антифриза – попробуй двигателем их нагреть.

Штатной "музыки" не осталось, хотя взамен поставил минимальное из того, что приятно слушать и долетало бы до задних пассажиров. Также добавил сабвуфер, но в итоге получилось, что сзади теперь перебор, слишком много баса. Если спереди мне комфортно, то задние пассажиры могут попросить уменьшить звук.

Свечи накаливания меняются, чтобы упредить проблемы с запуском из-за них, потому что они могут быть еще рабочими, но греть не так, как греют новые. В сильный мороз их может не хватить. В моем понимании двигатель должен запускаться максимум через полторы-две секунды, как я повернул ключ. Если ключ приходится держать дольше, свечи меняются тут же, хотя для этого надо разбирать передок, выдвигать радиаторы, потому что стоят свечи под форсунками, сверху до них добраться проблематично.

В салоне сделал только вставки на подлокотники в дверях. Раньше была тканевая обивка, ее приходилось отмывать через две-три недели, особенно летом, потому что рука потеет, оставались пятна. Попали капли дождя – опять пятна. Купил рулон в цвет обивки и чехлов на сиденьях и сшил. Теперь ничего отмывать не надо. Иногда протрешь мокрой тряпкой – и чисто. Вся остальная обивка та, с которой машина покупалась.

Сиденья установлены в той конфигурации, которая мне нужна сейчас, а вообще их можно переставлять и разворачивать как угодно. Среднее сиденье – одиночка. Это сделано, чтобы задние пассажиры могли использовать его как столик, если сложат его спинку.

Но так было не всегда. Был период, когда перед армией я работал на этой машине в такси. В Германии она была такси и у нас побывала. Удобнее всего мне было возить людей в аэропорт и из него. Но продолжалось это недолго. Не потому, что для водителя, которому приходится днями сидеть за рулем, это утомительно – в этом плане никаких претензий. Просто пришел к выводу, что на своем автомобиле в такси лучше не работать. Да, ты зарабатываешь, но и машина начинает требовать больше внимания. Заработал, а теперь отдай на резину, ремонты и так далее.

Штатный свет, когда автомобиль был новым, наверное, соответствовал приличному для своего времени уровню, но фары за 20 с лишним лет состарились. Пошел от малого – поставил китайские LED-лампы. И тут же убрал их, потому что светотеневую границу они не держали от слова "совсем". Купил дорогие – что-то в районе 70 долларов за пару. И это оказалось другое дело – светят отлично, с ними Caravelle прошла техосмотр без вопросов. Недавно поставил поворотники Depo – 50 долларов за пару, после чего стало понятно, что фары тоже надо ставить новые. Хочу установить с прозрачными стеклами и би-LED-линзами.

Для буса с передним приводом проходимость у автомобиля очень неплохая. У знакомого Mercedes Vito. Он объезжал лужу и застрял. Видели бы его глаза, когда я подъехал к нему через ту же лужу, которую он пытался объехать, взял Vito на шнурок и вытащил.

Практичность автомобиля избыточной для меня не является, хотя для работы я его сейчас не использую, это семейная машина. Но было несколько ремонтов в доме, а также в квартире, где сейчас живет мама. Сколько стройматериалов переездило в Caravelle, не поддается учету. Арматуру возили, цемент – когда 600 килограммов, когда 800. А сколько свадеб она отвозила. И в обычные дни со мной могут ездить мама, сестра со своим молодым человеком, еще кто-то – места хватает на всех.

Опять же есть у нас самосвал МАЗ. Для него нужны запчасти. Обычно для них на фаркоп я беру прицеп, но однажды в Caravelle мы привезли двигатель ЯМЗ-238. Убрали среднее сиденье, через сдвижную дверь погрузили мотор вилочным погрузчиком, дома таким же погрузчиком его вытащили. Конечно, под нагрузкой от 8-цилиндрового ЯМЗ автомобиль сильно присел, но дорога была хорошей, ехали аккуратно, так что все закончилось без последствий.

Вот эта универсальность мне нравится больше всего. Машина на все случаи жизни. И что также нравится – неприхотливость и надежность. Не было такого, чтобы этот автомобиль где-то встал, и все, надо буксировать. Он всегда довозил до дома. Если появлялась какая-то неисправность, машина сначала подсказывала, что не все ладно, но давала время, чтобы разобраться, что случилось, и это устранить. А Sprinter однажды не довез. В Петербург я на нем доехал, а домой вернулся на поезде – сломался Sprinter.

Недостаток один – автомобилю почти четверть века, и хотя он еще живее всех живых в этой возрастной категории, бесконечно так продолжаться не может. А заменить его не на что, если исходить из моих финансовых возможностей. Смотрю, сколько в объявлениях за машины типа Transporter просят: как владелец я понимаю, чем руководствуются продавцы, устанавливая цену, потому что знаю, что этот автомобиль собой представляет, но когда я смотрю на цену с позиции покупателя, она выглядит неоправданно завышенной. Люди не понимают, почему так дорого.

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня" (Минск, Ольшевского, 20, здание автомойки, +375 29 365-88-58, +375 17 204-00-14)