– Цена – вот что сыграло главную роль при выборе модели. Может, какой-нибудь Logan был бы дешевле, но большинство новых «бюджетников» – седаны, а машину с таким кузовом я не хотел. Правда, когда начал присматривать автомобиль, первоначально думал взять Granta-лифтбек. Пока размышлял, брать или не брать, появился X-Ray. Внешне он выглядел привлекательней и современней – как легкий «паркетник», посадка более высокая, за рулем сидеть удобно, хорошая обзорность, но оказалось, что в X-Ray на задний ряд даже мне, относительно невысокому и стройному, сесть невозможно.

А я в автомобиле далеко не всегда езжу один. Подумал – нет, надо, чтобы сзади было просторнее и комфортнее. Внешне Vesta тоже выглядела современно, но ее в тот момент выпускали только в виде седана. Тем не менее сел и вижу – вот где все отлично, в большинстве «бюджетников» сзади теснее. Позже доводилось ездить на заднем сиденье самому – убедился, что первое впечатление от посадки и простора сзади не оказалось обманчивым.

И обустройство салона понравилось. Если Granta – еще «Жигули», в нее садишься и это чувствуешь буквально во всем, то в Vesta «жигулевского» только мотор и коробка передач. Комплектация – с Granta не сравнить.

Взять хотя бы мультимедиа. В более простых комплектациях она кнопочная, а здесь с сенсорным экраном – пусть не самая навороченная, но меня устраивает более чем.

А ведь изначально я хотел только кондиционер, но даже в базе у Vesta имеются другие интересные опции. Конкретно в этой машине есть круиз-контроль, подогревы сидений, громкая связь… Кнопки управления вынесены на рулевое колесо. Убери с руля эмблему – чем не иномарка? Хорошо, что на ВАЗе не стали долго тянуть с выпуском универсала. Вскоре, как он появился, я его и купил. Было это в 2018 году.

Двигатель бензиновый 1.6. На самые первые Vesta кроме этого и еще одного «вазовского» мотора 1.8 ставили также 1.6 Nissan. Когда покупал, двигателя Nissan уже не было, а из двух оставшихся вариантов хотел именно с 1.6 – он проверенный и более надежный, чем 1.8, который на тот момент еще не довели до ума.

С 1.8 машина, наверное, была бы динамичней, а динамики 1.6 хватает только для спокойной езды. Чтобы ездить резвей, надо не просто давить на педаль «газа», но и скидывать передачи вниз, крутить двигатель. По этой причине конкретно в этой машине мне не хотелось бы иметь «автомат». А на «механике» на третьей передаче быстрый обгон выполняется легко.

Сейчас средний расход топлива по компьютеру 7,1 литра на 100 километров. В будние дни машина ездит по городу, в выходные выбираемся за город – по километражу город-трасса выходит 50 на 50. За городом получается в районе 6,6 литров на «сотню», в городе – как угораздит попасть на пробки, плотный трафик, светофоры. В десятку укладываюсь – и ладно, но можно уложиться и в восемь.

Возможно, «одноклассники» расходуют топлива меньше, но эта машина берет дешевым обслуживанием. На гарантии автомобиль пробыл год. Если бы имелся какой-то заводской брак, за это время он должен был себя показать, но поскольку ничего за год так и не вылезло, решил, что от гарантии можно отказаться. Цена обслуживания у «официалов» приемлемая, но приходилось оставлять машину на сутки, а значит искать транспорт, чтобы вернуться домой, утром как-то уехать на работу, затем ехать за машиной. Или же заранее надо было записываться и сидеть на сервисе три часа, а то и больше.

А мне нравится заниматься машиной самому в удобное для себя время, а не кроить планы так, чтобы удачно попасть к «официалам». Если обслуживать самостоятельно, на замену масла и фильтров требуется час, и можно уложиться рублей в 150, что дешевле, чем у дилера. При замене четырехлитровая канистра масла входит в мотор вся. Обслуживаю через 10 тысяч километров – между заменами ничего не доливаю.

По регламенту через 30 тысяч километров надо менять свечи зажигания. Сейчас они подорожали, но раньше стоили 15 рублей за 4 штуки. Масляный фильтр MANN при последней покупке обошелся в 10 рублей 60 копеек, воздушный фильтр тоже стоит в этом же районе, обычный салонный и вовсе дешевле 10 рублей. В общем, все недорого. Дешевое обслуживание наряду с невысокой покупной ценой считаю одним из главных достоинств этого автомобиля.

За все время по двигателю вылезла только одна проблема – на моторе появились подтеки масла. Думал что-то серьезное, с медлительностью «официалов» и предположительным объемом работ останусь без автомобиля надолго, но загнал машину на дилерский сервис: через два часа вдруг звонят – можете забирать. Оказалось, что масло протекало по датчику давления. Заменили датчик – опять все стало хорошо.

На сегодня проехала Vesta 102.517 километров. Примерно на 60 тысячах в передней подвеске менялись стойки и втулки стабилизатора. Втулки еще походили бы, но они начали скрипеть. Ставить взамен оригинальные детали смысла нет, опять заскрипят. Остальное, что предлагают «официалы», на форумах не котируется, но владельцы Vesta вопрос уже изучили и нашли, что лучшей заменой являются втулки от Toyota Avensis. Я тоже поставил такие, они подходят без вопросов.

Болезнь этой модели – гофра глушителя. Держится она недолго, в моей машине гофра продержалась до 65 тысяч километров, но вопрос опять-таки владельцами изучен. Причина в том, что гофра короткая, а штатные подушки двигателя мягкие, поэтому на гофру передаются слишком большие вибрации. Чтобы продлить ей жизнь, надо укрепить установку двигателя, а для этого подушки поставить полиуретановые. Они жестче тех, которые ставятся на заводе.

Найти такие подушки можно в Lada-клубе. И в России есть фирма, выпускающая полиуретановые подушки. Их хвалят все владельцы Vesta, которые эти подушки ставили. В своем автомобиле две подушки я тоже заменил на полиуретановые. Нижняя подушка стоила в районе 20 рублей, боковая – 100.

Тормозные колодки менялись два раза самостоятельно, никаких трудностей. Скоро буду менять диски в передних тормозах. Износ есть, не скажу, что критический, поездить еще можно, но диски уже купил. Стоили они лишь 96 рублей за пару – вот вам и очередное подтверждение, что этот автомобиль, если и проигрывает в расходе топлива, берет дешевизной обслуживания, запчастей и расходных материалов.

Был вопрос с ручным тормозом. Рычаг надо было ставить чуть ли не в вертикальное положение, чтобы ручник затянуть. Предъявил претензию «официалам». Они проверили на стенде, сказали, что ручник держит нормально – если хотите, можем подтянуть за ваши деньги. Отказался и справился сам – ничего сложного. Что интересно – ручник самоподводящийся, но устроен так, что по заводу допускается, что он может срабатывать за 5-6 щелчков.

Электрооборудование ничем не беспокоило до недавнего времени, аккумулятор еще не менялся, но сейчас на приборном щитке появилась ошибка по ABS. Сначала она загорелась на трассе, затем при движении по городу погасла, но через какой-то промежуток стала выскакивать и в городе. Разгоняешься – ошибка появляется, затем гаснет, но теперь начала гореть постоянно.

На торможении это никак не отразилось – как машина тормозила раньше, так она тормозит и теперь, в сторону при торможении ее не ведет, но ведь для срабатывания ABS нужны специфические условия – экстренное торможение с резким нажатием на педаль тормоза, лед под колесами. В любом случае буду разбираться, в чем дело. Говорят, что проводка на датчики ABS слабо защищена от влаги, из-за чего со временем может теряться контакт. Посмотрим…

О стойкости к коррозии могу судить по глубокой царапине, которая есть снизу на двери с правой стороны автомобиля. Царапине скоро 5 лет, она не закрашена, но не «цветет». Скол краски на примыкании заднего правого крыла к бамперу появился позже, и он тоже не ржавеет, то есть какую-то обработку на заводе, видимо, делают. Днище, арки и скрытые полости обрабатывались антикоррозийными препаратами сразу при покупке – снизу ржавчины я тоже не нахожу, хотя и говорят, что стыки могут «цвести». Пороги и другие места, подверженные пескострую, забронированы пленкой, так что и здесь никаких проблем.

Проехал на Vesta по всей Беларуси. У меня рост 169, руки-ноги не затекают, спина не болит. К посадке за рулем у человека с таким же телосложением не должно быть никаких нареканий. Регулировок сиденья, в том числе по высоте и углу положения спинки, а также руля по вылету и наклону предостаточно, чтобы без проблем удобно устроиться и выдержать поездку на 250-300 километров смог и человек нестандартной комплекции.

На ходу, если сравнивать с одноклассниками, эта машина мягкая. Если бы еще улучшить шумоизоляцию, то по ездовому комфорту Vesta – вполне себе автомобиль.

Дорожный просвет однозначно нравится – не было еще таких мест, чтобы я не проехал. У версии Cross клиренс еще больше, но как по мне – это уже лишнее, потому что и на этой машине я спокойно ездил по лесным дорогам, не цепляясь за коренья и пеньки, подъезжал к речке.

Колея на дороге зимой – не проблема. У друга была Alfa Romeo-трехдверка: поехали забирать его дочку из садика, а там типично дворовая дорога с колеей. Он говорит: поехали дальше – там развернемся, а будем разворачиваться здесь – сядем на днище. Отвечаю: я и тут развернусь. Посмотрел он, как Vesta колею поперек переехала – и через какое-то время купил себе такую же машину.

Когда выезжаем на природу, берем с собой всякую всячину – складную мебель, гамаки, мангал, посуду, продукты и прочие вещи. Может, в седане объем багажника в литрах больше, но там погрузочный проем в багажник маленький и неудобный. Универсал в этом плане гораздо лучше. В общем, худо-бедно вмещаем все, что хотелось бы взять, пусть и кладется оно друг на дружку. Опять же задний ряд складывается по частям, так что и на дачу можно какие-то доски отвезти.

Зимой каждый день на работу выезжаешь – темно, домой возвращаешься – темно. В принципе, качество света меня устраивает, разве что в сумерки желтый свет как-то слабоват, сливается с полумраком. Возможно, со временем поставлю в фары более мощные лампы. Также думаю установить «противотуманки». Насколько они улучшат освещение – не знаю, но то, что внешний вид выиграет, это наверняка. Сейчас на месте «противотуманок» заглушки, мне это не нравится.

А вот лампы в фонарях заднего хода поменял. Светили они плохо, спасало то, что в комплектации предусмотрены парктроники – для маневрирования задним ходом это очень удобно. Но фонари только обозначали, что машина едет назад, а разглядеть, что сзади делается, было проблематично. В зеркала вообще ничего не было видно, хотя у Vesta круговая обзорность хорошая. У отца Skoda Rapid – у него обзорность хуже, мне не нравится.

Когда поставил в фонари заднего хода этой машины светодиодные лампочки, стало видно практически все. Правда, после того как установил камеру заднего вида, необходимость в светодиодных лампах для заднего хода отпала. Видеокамера – это вещь, в темноте отрабатывает нормально. В отцовский Rapid я ее тоже поставил, теперь совсем другое дело.

Кроме имеющихся опций в автомобиле предусмотрены дополнительные функции, но они не активированы. Не понимаю, зачем завод их скрывает, если они есть, а на форумах владельцев Vesta уже давно расписали, как их активировать самостоятельно. Например, есть контроль давления в шинах, и я его активировал. Он, правда, не такой точный, как если бы в колесах стояли датчики давления, потому что работает через ABS, но если какое-то колесо начинает спускать воздух, из-за чего появляется разница в скорости вращения колес, система это фиксирует и зажигает предупредительный сигнал, что надо проверить давление в шинах. И, кстати, как только появилась ошибка по ABS, тут же появился и сигнал по неправильному давлению в шинах.

Особой необходимости что-то улучшать в этом автомобиле не было. Но руки чешутся что-то сделать, а машина не ломается. Была бы она подержанной, нашлось бы к чему руки приложить в плане ремонтов, а так все, что делалось, считаю не улучшениями, а «хотелками». Захотелось активизировать скрытые функции – активизировал, захотелось, чтобы в бардачке был яркий свет – поставил лампочку поярче. Чехлы на сиденья, шторки на окнах – это тоже все «хотелки».

Так что дополнительные затраты кроме основных – на топливо и регламентную замену расходных материалов – идут на мое хотение, а не на устранение неисправностей. А учитывая, что мне нравится что-нибудь в машине делать, о дополнительных затратах ничуть не жалею. Для кошелька они не в тягость, ведь, повторюсь, что Vesta берет дешевизной планового обслуживания, так что на «хотелки» ресурсы остаются.

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса «Автобаня» (Минск, ул. Брыля, 2, +375 29 355 42 55)