Немного истории

Karl-Marx-Stadt, Karl-Marx-Stadt, du bist die Stadt roter Blumen. Гэдээровский Карл-Маркс-Штадт, ныне Хемниц, был не только городом красных цветов по версии группы «Мегаполис», но и местом, где располагалось народное предприятие VEB Barkas-Werke. Именно там с 1961 года выпускались Barkas B1000 различных модификаций. Модель, в которой использовались агрегаты Wartburg, продержалась на конвейере 30 лет, за это время было выпущено чуть более 175 тысяч автомобилей, которые постоянно улучшались и модернизировались. В 1989 году место двухтактного мотора занял четырехтактный карбюраторный двигатель Volkswagen.

Годом позже состоялось объединение Германии, дни «Баркаса» были сочтены – серьезно устаревший к тому времени автомобиль проигрывал конкуренцию аналогам, выпускавшимся к западу от Бранденбургских ворот. В 1991 году производство модели было прекращено, а предприятие VEB Barkas-Werke обанкротилось. В 1993-м оборудование завода было подготовлено к транспортировке в Россию, но что-то пошло не так, и в итоге оно отправилось на металлолом.

А сами «Баркасы» из Германии поехали в том числе и в Беларусь. Не сказать, что эти милые машинки в 1990-х были у нас эксклюзивом, но те же Volkswagen T3 и Mercedes-Benz T1 встречались на дорогах намного чаще. Многие из них всё еще на ходу, а вот Barkas B1000 стали краснокнижным видом, причем некоторые из сохранившихся машин превратились в фуд-траки. Так произошло и с бело-голубым героем этого текста. Его владелец Александр вложил немало средств, чтобы привести автомобиль из плачевного состояния в сегодняшний вид:

«Зачем я ее купил?»

– Изначально у меня не стояло цели купить именно Barkas, – говорит хозяин машины. – Просто хотелось что-то интересное. Но попадалось много фотографий этого автомобиля, который не похож ни на одну машину, и они зацепили. Сейчас в городе мне часто задают вопросы типа: «Это что?», «Это Т1?» и т.д. Barkas B1000 знают старые советские люди, которые подходят на выставках и говорят комплименты за состояние машины.

Я приобрел ее четыре года назад, на восстановление ушел год. Этот экземпляр 1984 года выпуска был в собственности моего друга, который тоже купил его под восстановление, но я уговорил продать автомобиль мне. Он находился не то что в состоянии «дров» – хуже. По низу не было ничего «живого», кроме лонжеронов. Остальное вырезалось, вваривались новые элементы, новый пол. Честно говоря, глубоко в нюансы работ не вдавался – перед мастерами из Гродно была поставлена задача восстановить машину. Они ее выполняли, а я финансировал процесс.

Зачем я ее купил? Во-первых, для рекламы моего магазина, которая сейчас нанесена на кузов. Во-вторых, чтобы построить фуд-трак, что и было сделано. Мы сдаем его в аренду или сами ездим на мероприятия и фестивали.

Изначально машина была пассажирской, в ней присутствовали окна. Но при трансформации в фуд-трак их заварили, сделали надстройку из стеклопластика, чтобы внутри мог без проблем перемещаться человек ростом 178 сантиметров, добавили окно выдачи. В поднятом виде крышка фиксируется петлями от 124-го Mercedes.

Кухня выполнена в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к фуд-тракам. Использованы обычные столешницы, остальная отделка из пластика, который легко моется и поддается обработке, потому что перед каждым мероприятием надо получать соответствующие разрешения.

Расскажу, как всё устроено. Сейчас оборудование убрано, но когда фуд-трак используется по прямому назначению, здесь располагаются лёдогенератор, кофе-машина, гриль для хот-догов и немного другой техники. По салону сделана разводка электричества, по сути, как в обычной квартире. Предусмотрена возможность подключения к внешней электросети, для чего установлен электросчетчик – после фестивалей мы оплачиваем организаторам электроэнергию. Собран щиток, в котором на каждую розетку свой автомат.

Требования к оборудованию фуд-трака предусматривают наличие двух моек и горячей воды. Соответственно здесь установлен кран со встроенным нагревателем, чистая вода забирается из обычной большой бутыли, отработанная сливается в канистру.

«Тормоза есть – счастье»

Кабина автомобиля внутри полностью перекрашивалась и перетягивалась. Заводская отделка, к сожалению, пришла в негодность, но всё, что осталось «живым», максимально сохраняли. В первую очередь это переключатели, тумблеры, руль. Сстарались ничего не «колхозить». Даже кулису КПП при замене двигателя оставили оригинальную, правда, пришлось немного изменить ее расположение, кроме того, четные и нечетные передачи поменялись местами. Многие думают, что это ручник, но нет – здесь такая специфическая кулиса, к которой надо приноровиться.

Педали по сравнению с современными автомобилями жестковаты, к ним тоже надо привыкать. «Газ» через обычный тросик, всё очень чувствительное и само по себе прикольное. Это не гоночный автомобиль, где надо четко работать педалями. Они нажимаются – уже хорошо, тормоза есть – счастье.

Двигатель стоит под кабиной. Чтобы добраться до него, достаточно открыть небольшую крышку между передними сиденьями. Для получения полного доступа надо снимать сиденья и поднимать кожух полностью. Конечно, с таким расположением моторного отсека летом в кабине жарковато.

В автомобиле изначально был трехцилиндровый двухтактный двигатель. Всё это напоминало мотоциклы из детства, которые надо было толкать, чтобы они ехали. Здесь происходило то же самое: толкаешь – едет. Со стартером имелись проблемы, «родной» не найти, пришлось покупать от «запорожца», «москвичей», но стабильного запуска всё равно не было. Поэтому спустя время был «свапнут» карбюраторный двигатель 1.8 от Audi 80 не помню какого года. Простой как барабан и надежный. Карбюратор почистил – и поехал.

Чтобы установить этот мотор, потребовалось изготовить новый подрамник. В результате и двигатель, и выхлопная система находятся очень близко к земле – приходится это учитывать при движении.

Тормоза стоят «родные» барабанные, скорости у автомобиля даже после замены мотора небольшие, поэтому их хватает. Правда, они одноконтурные, поэтому в планах их переделать на двухконтурные и добавить еще один цилиндр. Заодно это поможет окончательно избавиться от проблемы эпизодического подклинивания, когда тормоза не до конца отпускаются, вследствие чего перегреваются передние ступицы. Правда, она давно не напоминала о себе.

Колесные диски мы оставили оригинальные штампованные. Здесь своя разболтовка. Насколько я знаю, можно подобрать литые диски, но мы старались оставлять все в оригинале. Да и поставь сюда «литье» – что это будет? Не нравится мне такой подход к восстановлению автомобилей. Ретро должно оставаться ретро.

Ряд деталей на Barkas не найти, поэтому многое делается через кастом: сломалось, переточилось, отремонтировалось и опять поехало. Какие-то запчасти можно подобрать от других машин.

Получившимся результатом доволен. Мне изначально казалось это невозможным, но ребята постарались и сделали конфету. Теперь остается поддерживать автомобиль в хорошем состоянии, потому что эксплуатация, как ни крути, дает о себе знать. Вложенных средств жалко не было, но иногда задавал себе вопрос: зачем я это делаю? Так совпало, что машина была готова в разгар эпидемии коронавируса и стояла на месте. Но стояла в оклейке как реклама, а реклама на бигбордах в наше время стоит дорого. Поэтому будем считать, что Barkas, будучи припаркованным в центре города, окупил себя в качестве рекламной площадки. Ну и радовал прохожих – фото с отметками прилетало много.