Если вам о чем-то говорит название Линготто, скорее всего, вы уже знаете или хотя бы догадываетесь, о чем пойдет речь. Линготто – это название одного из районов итальянского города Турина, но, кроме района, за ним скрывается и название целого здания, появлению которого город обязан компании FIAT.

В начале XX века FIAT только начинал свой путь как автомобильный бренд. Компания была основана в 1899 году группой инвесторов, среди которых был Джованни Аньелли. Отставной офицер, он очень любил армейскую дисциплину и порядок, даже если они кому-то казались слишком жесткими. Но в управлении автомобилестроительным предприятием это было только на руку. Тем более что Аньелли был весьма прогрессивным управленцем. В те годы Ford считался компаний с передовым производством, и Аньелли, посетив США, постарался перенять лучший опыт. Он хотел построить первый в Европе автомобильный конвейер, причем подошел к этому с грандиозным размахом.

О возможных вариантах, как новое производство могло бы выглядеть, сейчас уже ничего не известно. Но из всех был выбран проект молодого архитектора Джакомо Матте-Трукко. Он был впечатляющим: в новом здании должен был осуществляться полный цикл производства автомобилей, в том числе и их тестирование.

Строительство велось на протяжении шести лет, с 1916 по 1923 годы. Пятиэтажное здание состояло из двух продольных корпусов длиной 507 метров и шириной 24 метра. Здания соединялись между собой поперечными корпусами и двумя пандусами на каждом конце. Каждый этаж был предназначен под отдельные этапы постройки автомобиля: на первый прибывали материалы, а на пятом в конце сборочной линии получались уже готовые автомобили.

Вишенкой на торте была крыша здания. Там располагался полноценный трек для испытаний и, если хотите, гонок. Две прямые по 443 метра и плавные повороты с расположенным под углом полотном образовывали трассу длинной около 1,5 км.

После ввода в эксплуатацию завод начал активную деятельность. В лучшие его времена работа велась в три смены, над выпуском авто трудилось 12 тысяч рабочих. Завод стал сдавать позиции лишь к концу 1970-х, спустя 50 лет после запуска. Закрыли производство в 1982 году, когда ему на смену пришла еще более технологичная фабрика. Всего с конвейера в Линготто сошло порядка 80 моделей авто.

Городу оставалось решить судьбу здания. Снести его было бы кощунством, потому общественные дебаты о том, что делать с этим наследием, были бурными. В ходе архитектурного конкурса победил проект, который предлагал переделать производство в общественное пространство. После этой переделки, которая завершилась в 1989 году, комплекс вместил в себя театр, концертный зал, гостиницу и торговые ряды.

А вот трек на крыше сохранили. Еще во время работы завода он стал знаковой локацией и даже появлялся в фильмах вроде известного «Ограбления по-итальянски» 1969 года. Уничтожать или закрывать доступ к такому месту было бы глупо, поэтому время от времени там проводились различные мероприятия. В 2021 году трек освежили, разместив на нем сад.

Также было объявлено, что теперь по треку могут передвигаться только электромобили: машины с ДВС плохо совмещаются с новой экологичной направленностью и десятками тысяч высаженных растений.

Слава фабрики не утихает и в наши дни. Весной, к 100-летию с момента постройки Линготто, FIAT продемонстрировал рендеры будущего концепта, источник вдохновения которого вряд ли можно с чем-то перепутать.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!