В последнее время на тематических форумах, новостных лентах и в социальных сетях стали все чаще появляться призывы о помощи в поиске скрывшихся с места виновников ДТП. Не особо надеясь на органы, пострадавшие начинают собственные расследования, сами ищут возможных очевидцев и предполагаемые автомобили с характерными повреждениями. Ситуации у всех разные, однако автовладельцы сходятся в одном: ГАИ не очень-то спешит заниматься подобными делами, если нет пострадавших, отношение ее сотрудников к «железу» нередко раскрывается уже в момент оформления таких ДТП, когда они «со старта» заявляют, что дело бесперспективное. Но то, что для одних «железо», для других – заработанное нелегким трудом. Кроме того, всегда хочется справедливости, а не очередного убеждения в том, что она всего лишь дело случая.

История первая

"Это произошло 25 декабря между 19.10 и 19.20 во дворе дома №1 на улице Янковского в Минске, - рассказывает наш читатель Юрий. - Автомобиль моей мамы был припаркован вдоль тротуара, а какой-то человек на прямой парковке совершил ДТП, после чего развернулся и уехал. Был вызван наряд ДПС, чтобы данное происшествие зафиксировать. Следователь, которому было это дело поручено, когда узнал, что машина не застрахована по КАСКО, даже не посчитал нужным прибыть на место ДТП, а лишь сказал, что с вероятностью 99 процентов виновника не найдут.

Позже нашелся свидетель, который наблюдал ситуацию с балкона 12-го этажа соседнего дома. Он сообщил, что автомобиль был светлого цвета, предположительно Peugeot. Оказалось также, что на здании расположенного рядом магазина есть камера видеонаблюдения. Также камера имеется на перекрестке, в направлении которого уехал нарушитель, но запись с нее покажут только сотрудникам милиции.

На месте происшествия остались осколки фары и бампера, по которым впоследствии удалось выяснить, что автомобиль виновника - BMW 5-й серии в кузове Е34 серого цвета. Марку удалось установить по номеру запчасти, которым была промаркирована фара, причем это заняло 10 минут.

Мама решила сообщить эту деталь в милицию, чтобы там знали, какой конкретно автомобиль искать. Позвонила в дежурную часть, там сказали, что этим делом занимается ГАИ города. Мама позвонила дежурному в ГАИ города, где ответили, что все уточнения и новые детали можно сообщить следователю, который этим занимается. Вот только ближайший рабочий день у следователя - понедельник, 29.12, начинается с 14.00 (через 4 дня после ДТП). Но за 4 дня автомобиль можно не только спрятать или починить, но и перевезти в другую страну! То есть, как сказал мой знакомый, можно все выходные куролесить, и ничего тебе за это не будет.

Тогда я решил бить тревогу посредством Интернета: оставил сообщения на нескольких форумах, подключил BMW-клуб.

Вскоре выяснилось, что камера на перекрестке (она принадлежит ГАИ), на которую была надежда, размещена там для общего наблюдения за дорожной обстановкой и работает в режиме реального времени. Спрашивается: зачем тогда вообще такая камера нужна, если даже в случае ДТП от нее не будет проку?!

Далее была сообщена информация, что по осколкам фары мы самостоятельно установили марку и цвет автомобиля, на что следователь ответил, что в базе таких автомобилей будет очень много, но он просмотрит близлежащие дома. Мама ответила, что это бессмысленно, потому как на подъездах этих домов расклеены объявления и уже бы кто-нибудь позвонил, если такой автомобиль был в округе. Следователь только посетовал, что у него много работы, а поиск автомобиля усложняет то, что наш двор находится на границе с Московским районом.

И когда уже надежды на то, что виновника аварии найдут, растаяли как снег, в один прекрасный день, остановившись на светофоре, я повернул голову и увидел автомобиль, похожий на тот, который мы искали. Странным мне показалось то, что он стоял передом к забору в дальнем углу охраняемой стоянки, на нем была снежная шапка. Стоянка находится неподалеку от моего дома, поэтому, припарковав свой автомобиль, решил проверить. И оказалось, что у автомобиля точно такие повреждения, как мы и  предполагали.

На место вызвали ГАИ (тут тоже из одного отдела посылали в другой, потом в третий, потом обратно). Приехал сотрудник, нашел понятых и начал составлять протокол. Спустя какое-то время к BMW подошел молодой человек - сын владелицы авто. Далее между ним и инспектором произошел примерно следующий диалог:

- Откуда повреждения?

- Давно ездили на дачу и попали в ДТП.
- Происшествие оформлялось?
- Нет.
- Тогда вам придется приехать с автомобилем в ГАИ.
- Хорошо, приеду.
- Как же вы приедете, если вас в сентябре "прав" лишили?
- Что-нибудь придумаю.

Потом инспектор сказал ему, что автомобиль нельзя ремонтировать, будет произведена экспертиза. Если подтвердится причастность BMW к нашему ДТП, будет проводиться разбирательство. Позже молодой человек признался в совершении ДТП. В страховой сказали, что деньги будут не раньше чем через месяц, потому что виновник скрылся, и будут с него эту сумму взыскивать.

Считаю, что мне очень сильно повезло найти автомобиль самостоятельно. Только не понимаю, почему у ГАИ к таким делам нет энтузиазма. На мой взгляд, если человек скрылся с места ДТП, ему либо есть что скрывать (пьяный, без "прав"), либо он просто недалекий человек. Но в любом случае он опасен, его нужно с дороги убирать, а ГАИ до таких нет дела. Печально".

История вторая

В нее попал наш коллега Александр. Вечером 11 декабря в его автомобиль Skoda Oktavia и стоявший за ним в ожидании зеленого сигнала светофора автомобиль-такси Renault Laguna на перекресте Богдановича - Машерова въехал другой автомобиль, водитель которого удрал с места аварии.

У этой аварии было достаточно свидетелей, а один из водителей на микроавтобусе VW даже попытался догнать нарушителя, но тот вел авто агрессивно, и преследование было остановлено. Водитель буса успел рассмотреть, что это был VW Golf III темного цвета, а также две цифры "номера", буквы и регион - 14хх КХ-7. На месте ДТП были обнаружены части бампера, пластиковая защита колеса и нижняя часть решетки радиатора автомобиля виновника.

"Пробили по базе ГАИ схожую комбинацию цифр и марки авто - нашлась всего одна машина, да и та под горой снега, - рассказывает Александр. - Целая, не битая, водитель был дома. Да и автомобиль - Passat, а не Golf".

Сразу же после случившегося Александр разместил сообщение о поиске виновника ДТП везде, где это оказалось возможным, включая социальные сети. Помощь пришла с форума: уже на следующий день ему написали в "личку" о том, что похожий по описанию автомобиль с характерными повреждениями стоит во дворе на ул. Куйбышева.

Александр без промедления выехал по указанному адресу и караулил автомобиль, пока не приехал наряд ГАИ. Владелец авто оказался дома, пообщаться лично с ним не удалось, однако когда инспекторы грузили его Golf на эвакуатор, один из стражей порядка сказал, что он, скорее всего, наркоман, и в тот вечер совершил еще одно ДТП.

История третья

В отличие от двух предыдущих, ситуация Алины, хозяйки MINI, подбитого неизвестным авто на трассе Минск - Нарочь 27 декабря, более печальна как с позиции повреждений, так и по части поиска виновника.

«Мы возвращались из Гервят в Минск, - рассказывает она. - Недалеко от Радошковичей около 18.30 двигавшийся на большой скорости по встречной полосе автомобиль резко выехал на нашу полосу и пошел на таран. Я выкрутила руль резко вправо, чудом избежав лобового столкновения. Встречный автомобиль столкнулся с моим по касательной и, не останавливаясь, скрылся с места ДТП.

Мы вызвали ГАИ. Приехавший наряд составил протокол. Повреждения на моей машине осмотрели по моей просьбе. В итоге в моем автомобиле сильно повреждена левая сторона, порвано крыло, помята дверь, разбит задний бампер, зеркало, сорвано заднее колесо. Осколки на дороге, среди которых, возможно, были улики, сотрудники ГАИ осматривать отказались. Мы сами собирали осколки, подсвечивая себе телефонами.

Так как было темно, а встречный автомобиль двигался на большой скорости, мы не увидели марку, цвет и "номера" автомобиля. Сотрудники ГАИ с ходу сказали, что найти нарушителя не получится. Но встречный автомобиль уехал со значительными повреждениями с левой стороны и без зеркала. Эта трасса оборудована камерами наблюдения. По остаткам краски на вмятинах моего автомобиля понятно, что скрывшийся автомобиль был голубого цвета. Кроме того, я нашла остатки зеркала с маркировкой 2001 г».

Алина также обратилась к людям через Интернет, и некоторые подвижки все же произошли, но совсем по другому поводу.

«На следующий день после ДТП мы поехали на авторынок "Малиновку" и по осколкам и зеркалу установили марку и модель автомобиля. Оказалось, что это был Opel Vectra A темно-синего цвета. Эта процедура заняла у нас, непрофессионалов, полчаса, профессионалы за это даже не взялись.

Когда моя история появилась на одном крупном интернет-портале и от читателей посыпались негативные комментарии о работе ГАИ, мне позвонили из областной ГАИ и сказали, что хотят со мной встретиться, увидеть осколки и осмотреть автомобиль. 

Наша встреча состоялась 31 декабря. Тот факт, что причиной внимания к моей персоне стала именно та публикация, никто и не скрывал. Мне сказали: "Вообще-то мы не занимаемся такими делами, но ваше дело берем". Опросили свидетелей, ехавших в моей машине, были предельно вежливы, но сказали, что только в Минском районе около 400 таких автомобилей, проверить каждый у них нет ресурсов.

Я спросила о камерах на дороге. Мне ответили, что если бы это были камеры BelToll, то, вероятнее всего, виновника быстро установили бы, но на той дороге есть только камеры автоматической фиксации скорости, а в промежуток, когда было совершено ДТП, ни один Opel в эти камеры не попал.

Позже мне в «личку» написал парень, который когда-то попал в такую же ситуацию, и посоветовал «закинуть» ориентировку на близлежащие СТО в Молодечненском районе. Я передала эту идею ГАИ, но они, кажется, не приняли это во внимание. А сразу после ДТП я удивила инспекторов тем, что спросила, собираются ли они объявлять план «Перехват». Надо мной только посмеялись. Но если бы информацию об автомобиле со значительными повреждениями левой передней части передали хотя бы ближайшим постам ДПС, возможно, это и дало бы результат. Все-таки не так много ездит разбитых автомобилей. Я понадеялась, что у ГАИ есть свои методы, а мои дилетантские предположения им кажутся нелепыми. Но я все-таки идеализировала ситуацию, рассчитывая на то, что профессионалы знают свое дело.

На этом, по сути, все и «повисло». На СТО насчитали ремонт на 15 миллионов, а в ГАИ мне сказали ждать письма о приостановке дела. А в это время водитель, который поставил под угрозу жизнь и здоровье трех человек, где-то спокойно отсиживается, переполненный чувством собственной безнаказанности".

История четвертая. Форумная

В комментариях к одной из предыдущих историй свою рассказал пользователь под ником foxx98:

"Лет пять назад выхожу с работы зимой - в бампере Santa Fe дырка и чья-то "противотуманка". Бумажка под стеклом: мол, я все видел, вот мой телефон. Марку не запомнил, но три (!) цифры "номера" и регион. Я встретился с мужчиной, он мне все рассказал: универсал, темный. Коньяк - спасибо. Через неделю следователь меня вызывает и говорит, что установили марку и модель, - Skoda Felicia темно-зеленого цвета. Даже вызвал владельцев авто с похожими цифрами в "номерах" на осмотр, но там следов аварии не было (ржавый шрот по кругу однородной стадии). Следователь сказал: "Ну все, больше пока вариантов нет, будем ждать (базу штрафов смотреть и базу регистрации техосмотров - что к чему я не понял, ведь есть база "номеров")". По итогу смирился, забыл, покрасил машину, отдал 150 долларов. Но эти три цифры запомнил, и марка была ясна, и цвет точный.

Через 8 месяцев паркуюсь на Комаровке у магазина техники, льет дождь. Бегу к магазину - и как током бьет: стоит Skoda-универсал, цифры в "номере" те самые. Подхожу: да, бита правая сторона, разные фары, "противотуманки", покрашено чуть не из "пулика". В машине сидят мужчина и женщина, смотрят, как я фотографирую их авто, и не выходят. Я приглашаю мужчину выйти, женщина берет еще на руки ребенка, выходят вместе. Я им рассказываю: так и так, было совершено ДТП, ваша машина в розыске. Что-то промямлили, дескать, кто-то брал из знакомых, но они не местные... Слушать не стал, сказал: "Цена вопроса -150 долларов. Я еду к следователю, у вас 30 минут подумать и позвонить мне. Набрали через 25 минут. Договорились на завтра, встретились, вернули деньги. Наверное, не совсем правильно, но по справедливости".

Почему спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

К сожалению, раздобыть статистику раскрываемости подобных происшествий, когда имеет место лишь материальный ущерб, нам не удалось. Но уже из вышеизложенного понятно, что процент дел, отправленных в архив, а равно как и количество автовладельцев, оставшихся ни с чем, довольно велик. Подсчет усложняется тем обстоятельством, что, например, в Минске дела о ДТП без каких-либо зацепок, позволяющих раскрутить клубок, из районов передаются в ГАИ города. Более-менее "понятные" случаи расследуются, что называются, по месту, но даже при наличии свидетелей и улик найти автомобиль виновника удается далеко не всегда.

- Ежедневно нам поступает 5-7, а то и до 10 заявлений о ДТП, в которых виновник скрылся с места аварии, - рассказывает инспектор ДПС ОГАИ Фрунзенского РУВД г. Минска Андрей Шуканов. - С учетом того, что население района составляет около полумиллиона человек, а в ГАИ всего 49 инспекторов, можно представить, какая это нагрузка. В районах нет отделов розыска, он есть только в управлении ГАИ города. Поэтому помощь очевидцев, а также активная помощь со стороны потерпевших очень кстати.

По закону на поиск виновника отводится 10 дней, после чего административный процесс приостанавливается, однако может быть возобновлен в течение последующих двух месяцев, если в деле открываются новые обстоятельства. Но, как правило, все решается в первое после ДТП время: если за несколько дней нарушитель не установлен, то надежды на это уменьшаются с каждым последующим днем. Найти виновника можно и через полгода после происшествия, однако к административной ответственности привлечь его будет уже невозможно, так как вышел срок.

Согласен с тем, что с места ДТП скрываются в основном те, за кем числится какой-то грешок: часто это "бесправники", пьяные, иногда люди просто пугаются и уезжают. Многие стараются побыстрее скрыть следы происшествия, отремонтировать автомобиль, пьяные часто отъезжают недалеко от места происшествия и оставляют автомобиль.

Самый высокий процент раскрываемости у ДТП, происходящих во дворах многоэтажных домов с припаркованными автомобилями. Как правило, такие аварии совершаются жителями или гостями этих домов, находятся очевидцы, пострадавшие часто сами находят эти авто. Если человек живет в соседнем доме, машину трудно спрятать. Первое время ее хозяин может парковаться поодаль, но вскоре возвращается в свой двор, потому и инспекторы ДПС, и сами пострадавшие первым делом стараются обследовать окрестности. Часто это приносит результат. Если же гость был заезжий, из другого региона, то это уже сложнее.

Понятно, что чем больше информации об автомобиле, тем выше шансы его найти. Если известна марка и модель, цифры из "номера", инспекторы находят по базе подходящие под описание авто и проверяют их. И даже если хозяин успел отремонтировать, это все равно не остается незамеченным. Если предполагаемый виновник установлен, ГАИ назначает экспертизу (за свой счет), которая позволяет подтвердить причастность этого автомобиля к аварии. Скажу, что примерно в половине случаев люди первоначально не сознаются в совершении ДТП.

В последние годы разыскивать автомобили стало проще, особенно в городе. Стало больше камер видеонаблюдения, информацию с которых мы можем запрашивать (записи хранятся до 30 дней), но беда в том, что иногда камеры работают в режиме реального времени, а иногда и вовсе не работают. Получили широкое распространение видеорегистраторы, что также является плюсом. Кроме того, часто помогают люди, обитающие в Сети, - ГАИ нередко "мониторит" Интернет, расследуя такие дела. Однако помощь от потерпевшей стороны - очень большое дело.

- Иногда искренне удивляешься тому, как быстро милиции удается находить водителей, сбивших человека где-нибудь на проселочной дороге, когда у происшествия не было даже очевидцев. На днях, например, нашли виновника… по следам протектора шин! И тут такая апатия в расследовании дел, где пострадало только "железо", иногда даже по некоторым цифрам в "номере" машину не находят. Видимо, скорее не хотят, чем не могут. Не исключено, что проблема заключается как раз в том, что такие ДТП не являются учетными, поэтому их раскрытие не так принципиально?

- В нашей работе с сотрудника ГАИ спрашивают за каждое вынесенное постановление, причем неважно, идет речь о ДТП с пострадавшими или без. И если дело начато, то о результате обязательно спросят.

Вместо заключения

Насмотревшимся фильмов об "идеальных преступлениях" и "крутых копах" побывавшие в передрягах советуют не отрываться от суровой белорусской действительности. Человеческий фактор, как и волю случая, никто не отменял, поэтому в ГАИ советуют дружить с соседями (или хотя бы быть с ними знакомыми) и не оставаться безучастными в случае, если вы стали свидетелем происшествия, виновник которого посчитал, что разберутся без него.

Героям же вышеизложенных историй хочется пожелать терпения.

Елена ШЕМЕТ
ABW.BY