"Всегда важно выглядывать из-за стойки"

Это ДТП произошло 15 апреля текущего года в Могилеве. Две подруги бежали по тротуару и, не посмотрев по сторонам, начали пересекать проезжую часть на моргающий зеленый сигнал светофора. Женщина на Toyota поворачивала налево и сбила одну из школьниц. После водитель поинтересовалась самочувствием ребенка и уехала. Девочка позже обратилась за медицинской помощью. Водителя разыскали инспекторы ГАИ и составили протоколы за совершенное ДТП и оставление места аварии.

"Девочки бегут на мигающий зеленый, и стоит напомнить, что они нарушают Правила дорожного движения, ведь начало движения на этот сигнал светофора запрещено, – говорит Сергей Овчинников. – Водитель совершила наезд, и тут важно понимать, как она действует при выполнении тех или иных маневров. Наезд произошел, потому что водитель не видела этих детей. Когда мы двигаемся, мы зачастую смотрим туда, куда хотим приехать, поэтому, скорее всего, водитель не смотрела на тротуар.

Еще один важный момент – у человека за рулем авто имеется "слепая" зона, которая возникает за счет стоек автомобиля. В данном случае при выполнении левого поворота правая передняя стойка закрывает часть обзора, и это ограничение может совпасть с траекторией движения пешехода. Поэтому всегда важно выглядывать из-за стойки, не скрылся ли за ней человек.

Еще один момент касается того, что водитель уехала с места ДТП. Считать ее за это злостной нарушительницей не стоит, и я сейчас объясню почему. Девушка остановилась и спросила, все ли с девочкой в порядке. Скорее всего, та ответила, что да. Но стоит понимать, что момент ДТП – это шок, человек может сказать, что все хорошо, иногда пешеход может даже встать и убежать. Травмы могут дать о себе знать позже, он обратится за помощью. Или не обратится, тогда водителя могут и не наказать, так как нет пострадавшей стороны, как было с одной из моих курсанток. В любом случае лучшее, что может сделать водитель в этой ситуации, – сообщить об инциденте в ГАИ".

"Надо понимать, что за свои действия ребенок не отвечает"

Во второй ситуации мальчик начинает переходить проезжую часть раньше, а не позже остальных пешеходов. Не посмотрев по сторонам, все ли машины успели завершить проезд перекрестка, он срывается с места и попадает под колеса Volvo, водитель которого пересекал перекресток уже на запрещающий сигнал светофора.

"В этой ситуации пешеходом может оказаться как ребенок, так и взрослый, – считает эксперт. – В любом случае после проезда перекрестка водителю стоит посмотреть, какой сигнал светофора горит пешеходам, чтобы понимать, что они могут начать движение. А если мы видим на переходе ребенка, надо предполагать, что за свои действия он не отвечает, то есть опасность возникает тогда, когда мы видим его вблизи дороги. По видео сложно сообразить, возможно, рядом находится автобусная остановка, то есть дополнительный сигнал для водителя, что человек может торопиться. В любом случае, если есть явные признаки того, что ребенок торопится, лучше притормозить".

"Смотреть прямо с распределенным зрением и держать ногу на тормозе"

Следующая ситуация произошла с 6-летней девочкой во дворе дома на улице Шпилевского в Минске в августе прошлого года. На видео заметно, что ребенок, не глядя по сторонам, выскочил из-за припаркованного автомобиля в проезд, где в это время двигалась Skoda. Что скажет Сергей Олегович?

"Во-первых, у нас психологически во дворе есть такой момент: я дома – значит, в безопасности. Родителям стоит контролировать, где играют их дети, как они выходят на проезжую часть. Еще один момент проиллюстрирую примером. Разбиралось ДТП с участием водителя, который сбил мальчика возле школы. Мужчина ехал со скоростью около 18 километров в час, то есть без превышения. Так вот, следователями было установлено, что он мог видеть ребенка, когда тот только бежал от школы в направлении дороги. А если мог, значит, должен был видеть и предугадать его дальнейшие действия.

В данной ситуации видно, что возле подъезда стоят люди. С одной стороны, это привлекает внимание к правой стороне, поэтому ребенка слева увидеть сложнее, тем более из-за припаркованных машин. Это непростая ситуация, и в таких случаях я лично делаю следующее: не смотрю налево или направо, а смотрю вперед как бы распределенным зрением и держу ногу на педали тормоза. И если вижу какое-то подозрительное движение, торможу".

"Есть ограничение обзора – ожидайте, что кто-то выскочит"

Одно дело, когда ребенок выбегает под колеса по невнимательности, и совсем другое, когда это превращается в жестокую игру. Одно время у подростков Беларуси было популярным развлечение "Беги или умри", суть которого заключалась в том, что человеку нужно было пробежать перед движущимся авто и не быть сбитым. Судя по недавней истории, еще есть желающие пощекотать себе нервы. Парень выбежал из-за самой высокой машины на парковке, заметить его водителю было гораздо сложнее.

"Предугадать появление пешехода водителю было крайне сложно, особенно из-за того, что подросток выскакивает из-за микроавтобуса. Я бы посоветовал во время движения всегда обращать внимание на группы людей вблизи дороги, особенно молодежи, быть внимательными в ситуации, когда есть ограничение обзора, и ожидать, что оттуда может кто-то выскочить. Либо ехать с меньшей скоростью, или держать ногу на педали тормоза, то есть быть готовым к экстренной ситуации", – рекомендует эксперт.

"Водитель обязан понимать, что на переходе может оказаться пешеход"

Это ДТП случилось не в Беларуси, но аналогичных ситуаций хватает и у нас. Малыш выезжает на проезжую часть дороги из-за припаркованной машины, мама идет поодаль. Судя по ее поведению, женщину не волнует, что ребенок стал переходить дорогу один. В результате он оказывается сбит движущимся на приличной скорости автомобилем. Думается, немалую роль в этой истории сыграла припаркованная поперек дороги красная машина, которая не позволила водителю вовремя заметить ребенка.

"При проезде пешеходных переходов, неважно, на разрешающий или запрещающий сигнал светофора, водитель обязан понимать, что там может оказаться пешеход. Мы всегда учим курсантов: обзор ограничен, значит, водитель обязан поискать знак – то ли тень, то ли какие-то другие признаки, что там может оказаться пешеход. И особенно на переходе всегда быть готовым к его появлению", – отмечает Сергей Овчинников.

"Автомобиль слева затормозил, и нужно было делать то же самое"

А это видео из Минска. Два парня пересекали проезжую часть, когда водителям уже загорелся зеленый. Будучи пешеходами, водители вряд ли решились бы на подобный маневр, понимая, что не успеют, а тут, видимо, решили использовать свое скоростное преимущество.

"При выезде на перекресток на зеленый свет водитель должен убедиться, что все пешеходы закончили движение. И второе – водитель, наверное, не очень опытный, потому что автомобиль слева затормозил, и он должен был сделать то же самое. Он же не воспринял эту информацию, хотя об этом сказано даже в ПДД. И еще такой момент: у меня нет точной статистики, но по наблюдениям сбивают часто на многополосной дороге именно на первой полосе, потому что она завершает переход и у водителя ограниченный обзор".

"Есть три важных слова для ребенка"

Еще одно опасное место, где может неожиданно выскочить как ребенок, так и взрослый пешеход, – остановки общественного транспорта. Пассажиры спешат на автобус или выходят из него и спешат перейти дорогу. В нашем случае все закончилось без ДТП благодаря бдительности водителя. Но ситуация была напряженная, потому что вовремя заметить мальчика ему мешали припаркованные слева авто.

И главное – дети порой нарушают ПДД не потому, что их не знают, а потому, что Правила нарушают взрослые. Ребенок копирует поведение старших членов семьи, в том числе опасные для жизни и негативные поступки.

Это видео было снято около 10 лет назад и вызвало тогда шквал возмущения. Мужчина высадил дочь из машины на светофоре, та побежала между машинами и на встречной полосе была сбита автомобилем.

"Родители всегда говорят детям, когда учат их переходить дорогу, посмотреть налево и направо. Но есть три важных слова, которым взрослый должен научить ребенка в первую очередь, – их очень легко запомнить. Первое слово – "остановись". Выходит ребенок из подъезда или переходит дорогу по переходу, он первым делом обязан остановиться – это обязательное правило, которое стоит довести у ребенка до автоматизма. Второе – "посмотри", то есть посмотреть по сторонам. И третье слово – "послушай". Потому что маленький ребенок из-за стоящего автомобиля может не увидеть машину, но по звуку определит, что что-то едет", – советует эксперт.

Почему водителям нельзя терять бдительность

Основная особенность поведения детей, из-за которой эти участники движения часто попадают в ДТП, – непредсказуемость. Вторая – недостаточные знания ПДД и неумение прогнозировать ситуацию. Низкий рост ребенка и высокая скорость передвижения, а дети нередко пересекают проезжую часть бегом, на велосипеде или самокате, часто не позволяют заранее заметить его вблизи дороги и быть готовым к неожиданностям. Подростки, казалось бы, более взрослая и понимающая категория участников движения, но и от них можно ждать "сюрпризов" – интернет и друзья навязывают опасные тренды, из-за которых они тоже рискуют попасть под колеса.

Разбирательство по факту ДТП в ГАИ – отдельная эпопея, итог которой часто поворачивается не в пользу водителя, ведь он управляет источником повышенной опасности, а посему обязан контролировать и предвидеть все и вся. Но даже если у человека получится доказать свою невиновность, на что уйдет много нервов и средств, немалую роль во всей истории сыграет и моральный аспект – каково жить с мыслью, что из-за тебя погиб или пострадал ребенок?

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Aвтобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.