Как это случается

Хотя споров вокруг существования трамвая хватает и ветку в Сухарево, о которой давно говорили, строить в этом году окончательно отказались, об исчезновении существующих линий речи не идет. ГАИ и "Минсктранс" не раз упоминали, что большинство аварий происходит с участием жителей регионов, где трамвайного движения нет, и приезжие попросту забывают раздел ПДД, касающийся рельсового транспорта. Но случается, что теряют бдительность и местные.

Аварии с участием трамваев обычно происходят по нескольким сценариям: когда автомобилист пытается повернуть или развернуться через трамвайные пути, не заметив двигающийся общественный транспорт, либо столкновение происходит при выезде из двора, когда человек смотрит на находящиеся на главной дороге автомобили или сигнал светофора и забывает о трамвайном движении. К слову, в этом году в Минске на некоторых аварийно опасных участках нанесли экспериментальную разметку, призванную напомнить водителям о трамвайном движении.

В роликах видно, как происходят типичные аварии с трамваями, когда автомобиль выезжает из дворовой территории или на главную дорогу со второстепенной. В данном случае водитель Cadillac, скорее всего, ориентировался на сигнал светофора и забыл о трамваях.

Водитель Volkswagen Polo даже не пытался тормозить – вероятно, он даже не думает о приближении опасности.

Аналогичным образом произошла и недавняя авария с участием микроавтобуса и трамвая на проспекте Машерова – судя по всему, погибший водитель микроавтобуса смело выехал на пути, потому что не ожидал увидеть трамвай.

На этом видео также показан момент типичной аварии с трамваем, когда водитель пытается развернуться или повернуть налево через пути. Он либо забывает, что на них может оказаться состав, либо думает, что успеет проскочить перед движущимся транспортом.

Третий вид аварий связан с остановками и пассажирами трамвая. Некоторые остановочные пункты расположены таким образом, что людям приходится выходить из вагона прямо на проезжую часть. Если водитель автомобиля не знал о местонахождении остановки, пешеход резко выскочил на дорогу или водитель авто отвлекся, может произойти ДТП. Хотя таких остановок в Минске немного, но опасные ситуации и аварии на них происходят практически ежегодно, то есть самой инфраструктурой на дороге создаются потенциально опасные точки, где могут пострадать люди.

Если проехать по маршруту 6-го трамвая из Серебрянки в Зеленый Луг, можно насчитать около десяти остановок, где могут пострадать спешащие на транспорт люди. Остановка "Долгобродская" по обеим сторонам, "Переулок Козлова," "Буденного", остановка "Дорошевича" в сторону Зеленого Луга, "Хмельницкого", "Белинского" в сторону Зеленого Луга, "Ломоносова" в сторону центра города. Если ввести эти названия в поисковик, окажется, что практически на каждой из остановок за последние 5-7 лет сбивали пешеходов, которые садились или выходили из трамваев.

Один из последних случаев произошел в январе текущего года на остановке "Долгобродская" – Subaru сбил женщину, которая собиралась сесть в транспорт.

Еще две потенциально опасные остановки находятся на улице Я.Коласа возле входа в учебный корпус и общежитие БНТУ. На остановке рядом с пересечением улиц Я.Коласа и Сурганова ситуацию для водителей усложняет и то, что сразу за остановочным пунктом в сторону Зеленого Луга расположен регулируемый перекресток и пешеходный переход, то есть водители могут концентрировать внимание на сигнал светофора и не заметить выходящих на проезжую часть пешеходов.

Кроме того, когда поток автомобилей большой, пассажирам трамвая приходится пробираться к нему через стоящие на светофоре машины. В мае прошлого года под колесами Citroёn на этой остановке оказался 19-летний парень, который выходил из трамвая.

На остановке "Переулок Козлова" нет учебных заведений, но аварии с участием пешеходов там тоже случаются. Опять же отчасти в этом виновата близость перекрестка: водитель концентрируется на сигнале светофора и пешеходном переходе, в определенной ситуации может не обратить внимания на остановившийся трамвай – мало ли какова причина остановки, – или пассажир выйдет на проезжую часть для посадки слишком рано, или выбежит с обратной стороны трамвая и не успеет зайти в него.

Мы понаблюдали за перекрестком некоторое время и заметили, что отдельные водители останавливаются на трамвайной остановке, только когда открываются двери общественного транспорта. Например, создалось впечатление, что водитель Mercedes понял, что находится на остановке, и успел затормозить в последний момент, несмотря на предупреждающие знаки.

Что касается ДТП, то за последние три года в этом месте их было минимум два: в сентябре 2021 года под колесами автомобиля оказалась женщина, которая выходила из трамвая.

А в 2020-м водитель такси сбил мужчину и женщину. Как рассказал после инцидента таксист, он отвлекся на радиоприемник и не заметил пешеходов.

Немало неприятных ситуаций между водителями и пешеходами случается на остановке "Белинского". Например, в 2016 году на ней водитель Nissan сбил парня, в 2017-м на этой же остановке под колесами транспорта оказался ученик школы. Чтобы обезопасить пассажиров, в 2020 году на этой остановке нанесли экспериментальную дорожную разметку желтого цвета, но водители стали жаловаться на плохое сцепление нового покрытия с колесами, и разметку убрали. В этом году попробовали другой вариант разметки. Пока проблем автомобилистам она не создает, а насколько окажется эффективной в борьбе с аварийностью, покажет время.

"Трамвай – это транспорт для центра города"

Что думают о трамвайном движении специалисты и как снизить аварийность, связанную с этим видом транспорта? Мнением на эту тему с корреспондентом Автобизнеса поделился директор Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник:

"Трамвай – это хороший вид транспорта, его хотелось бы и дальше видеть на улицах Минска. Но отношение к нему должно быть соответствующим. Это идеальный транспорт для центра города – при должном уровне это быстрый и экологически чистый вид, который хорошо сочетается с пешеходной зоной. У нас же по большей части он работает как вспомогательный, на большом протяжении сеть идет вдоль линии метро, скорость трамвая невысокая. Такого быть не должно. Хорошие примеры использования трамваев можно увидеть в Западной Германии. К слову, во многих европейских городах от этого вида транспорта сначала отказались, а потом вернули трамвай на улицы города, потому что он хорошо вписывался с транспортную сеть.

У нас трамвай идеально работал бы в центральной части города. При планировании ветки в Сухарево мы предлагали пустить трамвай через Немигу и улицу Богдановича, соединив ветку с линией, которая идет в сторону Комсомольского озера. Таким способом можно было бы избавить центр города от личного транспорта и проложить трамвайную сеть там, где она была бы уместной.

Второй нюанс – создание пересадочных узлов. У нас как таковых пересадочных узлов, когда человеку требуется одна-две минуты, чтобы с комфортом пересесть с одного вида транспорта на другой, нет. Если грамотно спроектировать сеть общественного транспорта в городе, многие проблемы, в том числе аварийность, перегруженность центра автомобилями и ситуацию с нехваткой парковок, можно было бы решить.

Что касается аварийности, эта проблема вытекает опять же из неправильного планирования сети. Те остановки, где пассажиры вынуждены выходить на проезжую часть, построены давно по старому проекту. Многие из них уже реконструированы, на них появились островки безопасности, ограждения и пешеходные переходы. Остановок, где этого нет, осталось очень мало. Эту проблему надо просто взять и решить окончательно.

В вопросе аварий с автомобилями опять же дело в том, что трамвайные линии идут по всему городу наряду с автобусами и троллейбусами, и автомобилисты попросту забывают о существовании этого вида транспорта в спальных районах. Если трамвай будет ходить только в определенной центральной части города и будет там доминирующим видом транспорта, водители всегда будут помнить о его существовании".

Стали очевидцем ДТП или есть тема для редакции? Пишите на Viber +375 29 689 88 93 или в Telegram @abwochevidets