Змеиное наследие

С того момента, как братья Додж построили свой первый автомобиль в 1914 году, и до появления Viper в ряду компании Dodge не было двухместных спорткаров, которые могли составить конкуренцию тем же Chevrolet Corvette или Ford Thunderbird. Тем не менее у фирмы был большой опыт работы с быстрыми и мощными машинами, среди которых, например, "заряженный" Charger Daytona 1969 года, оснащавшийся 7-литровым мотором Chrysler Hemi.

В статусе концепта Viper был представлен в январе 1989 года на автосалоне в Детройте. Автором внешности стал Том Гейл, известный, в частности, такими работами, как хот-род Plymouth Prowler и Lamborghini Diablo первого поколения. По словам тогдашнего исполнительного директора Chrysler Боба Лутца, свое "змеиное" имя модель получила потому, что задумывалась как идейный преемник спорткара AC Cobra, ставшего для создателей Viper основным источником вдохновения.

Весной 1991 года предсерийный Dodge Viper использовался в качестве пейс-кара на легендарной гонке Indianapolis 500. За рулем находился Кэрролл Шелби, известный американский гонщик и автомобильный конструктор, консультировавший разработчиков Viper. К соревнованиям подготовили два пейс-кара Viper – основной и запасной (для непредвиденных ситуаций).

Для смелых и умелых

Продажи первых серийных Viper RT/10 начались в 1992 году. Это был родстер со стальной пространственной рамой и кузовными панелями из стеклопластика. Под длинным капотом расположился мотор V10 объемом 8 л, изначально разработанный с привлечением специалистов Lamborghini (на тот момент итальянская компания принадлежала Chrysler).

Полностью алюминиевый агрегат с углом развала блока 90 градусов развивал 400 л.с. и в паре с 6-ступенчатой "механикой" разгонял машину массой немногим менее 1500 кг за 4,8 секунды.

Позиционировался Viper как автомобиль для умелого и опытного водителя – в списке оснащения не было ABS, антипробуксовочной системы и подушек безопасности. Спартанским было и внутреннее убранство, и оснащение оборудованием, ориентированным на комфорт, – отсутствовал даже кондиционер.

Новый Viper был представлен в 1996 году, хотя на деле речь шла о модернизированной версии первого поколения спорткара. Автомобиль стал легче, с боковин исчезли выхлопные патрубки, объем двигателя остался при 8 л, но отдача немного выросла – до 415 л.с. у родстера. При этом в ряду появилась новая версия – купе Viper GTS, у которого мощность мотора составляла 450 л.с. (позже такой показатель был и у родстера), разгон до 100 км/ч занимал 4,5 секунды, а максимальная скорость достигала без малого 300 км/ч. Оснащение пополнилось двумя подушками безопасности и кондиционером.

У Viper GTS была и гоночная версия GTS-R, выпуском которой занимался французский партнер Chrysler компания Oreca. Всего было изготовлено более 50 гоночных купе, а в 1997 году по случаю победы Viper GTS-R в чемпионате FIA GT компания выпустила дорожную версию GT2 Championship Edition, мотор которой был форсирован до 460 л.с. В "базе" у нее не было кондиционера и аудиосистемы, среди прочих особенностей – массивное заднее антикрыло и 18-дюймовые колесные диски BBS с шинами Michelin Pilot Sport.

В 1999 году на смену Viper GT2 Championship Edition пришел вариант ACR (American Club Racer), который стоил на 10.000$ дороже стандартного купе. Его внешность была менее экстремальной (без заднего антикрыла), а салон щеголял кожаной отделкой.

Новому веку – новый Viper

В 2003 году состоялся дебют нового Viper SRT10, который отличался более широким кузовом и увеличенной колесной базой. Для него разработали облегченный двигатель объемом 8,3 л, который развивал 500 л.с. и 712 Нм крутящего момента. Первое время для продажи был доступен родстер, а купе вышло на рынок позже, в конце 2005 года.

Закрытая "двухдверка" от исходного родстера отличалась оформлением кормы с агрессивным спойлером, а 8,3-литровый V10 к тому времени снова доработали. Его мощность выросла до 510 л.с., крутящий момент – до 725 Нм. Набор первой "сотни" у Viper SRT10 занимал примерно 4 секунды, максимальная скорость достигала 310 км/ч (для купе). Примечательно, что суперкар по-прежнему был доступен только с 6-ступенчатой "механикой".

В 2008 году с конвейера начал сходить Viper четвертого поколения, который внешне не сильно отличался от предшественника, – все важные изменения были скрыты от глаз. V-образная "десятка" (объемом уже 8,4 л!) была основательно модернизирована, причем в ее доработке участвовали специалисты британских McLaren и Ricardo Consulting Engineers. В итоге отдача достигла 600 л.с. и 760 Нм, по паспорту на разгон до "сотни" требовалось менее 4 секунд.

А еще в гамме была экстремальная модификация Viper SRT10, обозначаемая приставкой ACR и выпущенная лимитированным тиражом. Двигатель у нее остался стандартным, а от исходного купе "заточенная" для езды по треку версия отличалась большим антикрылом сзади, доработанной подвеской с винтовыми пружинами и усиленными тормозами Brembo с составными дисками.

Три или пять?

Пятое поколения Viper было представлено в 2012 году на автосалоне в Нью-Йорке. При этом первое время машину продавали под брендом спортивного подразделения SRT (Street and Racing Technology), но позже модель снова превратилась в Dodge Viper. Кстати, официально считается, что у Viper было пять поколений, но если судить исключительно по дизайну кузова, то их только три.

И даже спустя 20 лет после начала выпуска Viper верен себе – под капотом остался 8,4-литровый атмосферный V10 (уже с 650 л.с. и 814 Нм крутящего момента!), в пару которому полагалась только "механика", ездовой электроники – минимум. Кузов по сравнению с предшественником стал легче на 40 кг, но именно особенности его конструкции послужили причиной того, что в 2017 году производство Viper прекратилось, – с 2018-го все автомобили на американском рынке должны иметь надувные шторки безопасности, а их установка на спорткар потребовала бы слишком больших затрат.

К тому же спрос на Viper неумолимо снижался, в 2016 году, например, удалось продать всего 630 машин. Всего же за 25 лет производства было выпущено немногим более 30.000 единиц Viper. Последний экземпляр легендарного суперкара сошел с конвейера предприятия Conner Avenue Assembly в Детройте летом 2017 года.