Россия – восьмой по величине автомобильный рынок в мире: в прошлом году в стране было продано около 1,66 миллиона автомобилей (это больше, чем в Канаде, Франции или Великобритании). Делать прогнозы о состоянии рынка сейчас нет никакого смысла, но и без того понятно, что по итогам текущего года ожидается серьезная просадка – компании сворачивают поставки автомобилей в Россию, равно как и локальное производство, курс рубля падает, а местные дилеры вынужденно устраивают, по сути, ценовой беспредел, переписывая рекомендованные производителями прайс-листы. Важный момент – о полном прекращении деятельности и уходе с российского рынка автопроизводители пока не заявляют.

По оценке рейтингового агентства S&P Global Mobility в ближайшие два года объем мирового выпуска автомобилей сократится на 5,2 миллиона единиц – до 81,6 миллиона экземпляров в текущем году и до 88,5 миллиона в 2023-м. В первую очередь это касается Европы, где падение производства составит около 1,7 миллиона автомобилей – заводы сократят выпуск не только из-за нехватки чипов и микросхем, но и ввиду сбоев в поставках комплектующих из Украины и российского сырья (на Россию, например, приходится до 40% добываемого в мире палладия, который используется в катализаторах). Как украинский фактор повлиял на крупнейших игроков не только российского, но и мирового авторынка? Рассказываем, что известно на данный момент.

BMW

Баварский автогигант был вынужден приостановить производство на своих заводах в Мюнхене, Дингольфинге (Германии) и Оксфорде (Великобритания) из-за ограничений поставок из Украины автомобильной проводки. Речь идет о продукции немецкой компании Leoni, у которой есть два предприятия на западе Украины, одно из них открылось в 2017 году в городе Коломыя (Ивано-Франковская область).

Кроме того, BMW прекратила экспорт машин в Россию, а также приостановила производство на калининградском “Автоторе”, где в 2021 году было собрано 12.000 автомобилей марки. К слову, BMW и "Автотор" являются партнерами с 1999 года и в феврале даже подписали новый контракт на производство автомобилей до 2028 года. Но теперь дальнейшее сотрудничество под большим вопросом.

Ford

Еще в 2019 году американский концерн прекратил в России продажи легковых автомобилей, а единственной продукцией, выпускаемой на мощностях совместного предприятия Sollers Ford, оставались фургоны и различные модификации модели Transit. В начале марта было объявлено о приостановке производства и на заводе в Елабуге, который уходит в простой.

Когда на Sollers Ford возобновится выпуск коммерческих автомобилей, пока неясно – деятельность предприятия в России приостановлена "до дальнейшего уведомления", говорится в официальном заявлении. В прошлом году СП реализовало без малого 21.000 машин.

Nissan

Российский офис Nissan сделал официальное заявление о том, что компания внимательно следит за ситуацией в связи с объявленными санкциями и тем, какое влияние они оказывают на бизнес в стране. Отмечается, что на данный момент поставки нового Pathfinder в Россию временно приостановлены до выяснения ситуации. Предприятие в Санкт-Петербурге работает, однако не исключена приостановка производства ввиду задержек в поставках комплектующих.

Mercedes

О приостановке коммерческой деятельности в России заявила и компания Mercedes, три года назад открывшая собственный завод в Подмосковье. Теперь же локальное производство замораживается, приостановлены и поставки автомобилей из-за рубежа. Кроме того, компания Daimler Truck, занимающаяся производством грузовиков, автобусов и прочей спецтехники, объявила о приостановке сотрудничества с КАМАЗом.

Stellantis

Транснациональный автогигант объявил, что экспорт легких коммерческих автомобилей из России в Европу и импорт автомобилей в Россию временно приостановлены из-за нарушений логистических цепочек. При этом калужское предприятие "ПСМА Рус", где выпускаются седаны Peugeot 408 и Citroёn C4, а также "каблучки", минивэны и фургоны под марками Peugeot, Citroёn и Opel, пока работает в штатном режиме. Тем временем руководство Stellantis пытается "найти наилучшие решения для возобновления поставок".

Suzuki

Венгерский завод Suzuki приостановил экспорт автомобилей как в Россию, так и в Украину. В Японии прекратилась сборка внедорожника Jimny для российского рынка. В эти две страны японская компания ежегодно экспортирует около 10.000 автомобилей (это десятая часть ее годового экспорта) и теперь планирует переориентироваться на другие рынки, чтобы по-прежнему выполнять производственные планы. При этом в компании отметили, что не испытывали каких-либо проблем с поставками комплектующих из-за сложившейся ситуации.

Toyota

Компания Toyota (на пару с Lexus) сообщила о временном приостановлении поставок автомобилей в Россию и производства на своем заводе в Санкт-Петербурге, но не из-за санкций, а "в связи с нарушением логистических цепочек поставок в регионе", говорится в заявлении пресс-службы производителя.

Сообщается, что предприятие, где выпускаются модели Camry и RAV4, прекратило работу 4 марта, а причиной стали задержки поставок зарубежных комплектующих. О сроках возобновления производства в России информации пока нет.

Renault и АвтоВАЗ

Московский завод Renault был остановлен из-за перебоев с логистикой, но в начале этой недели возобновил производство – как выяснилось, ненадолго. 23 марта совет директоров Renault Group принял решение о приостановке работы завода в Москве и "рассматривает различные варианты в отношении участия в АвтоВАЗ", который (чего нельзя исключать) и вовсе может быть национализирован. 

Сейчас французам принадлежит контрольный пакет акций российского производителя, который в апреле уйдет в корпоративный отпуск. Сборочные площадки АвтоВАЗа в Тольятти и Ижевске фактически не работают, хотя на прошлой неделе на несколько дней удалось возобновить выпуск Lada Granta, Vesta и Niva Legend Теперь в планах АвтоВАЗа значится выпуск "специальных версий" Lada, у которых доля импортных комплектующих будет сведена к минимуму.

Volkswagen

Немецкий концерн был вынужден приостановить производство на своем головном предприятии в Вольфсбурге, но на этой неделе выпуск Golf возобновился, а сборка Tiguan, Touran и Seat Tarraco пока осуществляется в сокращенном объеме. В начале марта в простой ушли заводы в Цвиккау и Дрездене, а также предприятие Skoda в Млада-Болеслава, о чем Автобизнес уже сообщал.

Как и в случае с BMW, конвейеры были остановлены ввиду того, что прервались поставки комплектующих из Украины. В России Volkswagen приостановил отгрузки новых машин дилерам, а также прекратил производство на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде. Не исключено, что ради "скорейшей стабилизации бизнеса" концерн теперь будет вынужден значительно усилить свое присутствие в Латинской Америке.

Кто же остается на российском рынке?

О прекращении поставок автомобилей в Россию также заявили Jaguar Land Rover и Volvo, возможность прекращения продаж и производства в стране рассматривает Mitsubishi. Зато в деле по-прежнему остаются корейские Kia и Hyundai, а также китайские производители – в нынешней ситуации они наверняка используют выпавший шанс для увеличения доли на российском рынке.

Geely: особый случай

Китайская компания продолжает работу на рынках России и Беларуси, причем во второй половине текущего года у дилеров ожидается новинка – кроссовер Monjaro. Между тем предприятие "БелДжи" приостановило производство до 1 апреля текущего года – из-за нехватки комплектующих. В российском офисе Geely сейчас занимаются пересмотром отпускных цен исходя из новой экономической реальности. Кроме того, компания пока не определилась с окончательной стратегией на рынке ТС – события развиваются стремительно, поэтому то или иное решение может измениться в любой момент.