Возрождение величия

Первая серийная модель Bentley с турбонаддувом была представлена 40 лет назад на Женевском автосалоне – это был седан Mulsanne Turbo. На тот момент Bentley, напомним, принадлежала компании Rolls-Royce и переживала не самые лучшие времена – в конце 1970-х продажи были совсем скромными. На этом фоне тогдашний глава Rolls-Royce Дэвид Пластоу, желая возродить былое величие Bentley, предложил главному инженеру Джону Холлингсу "развлечься", то есть установить турбонаддув на 6,75-литровый мотор V8, который представлял собой карбюраторный "атмосферник" и был единственным силовым агрегатом компании с 1959 года.

Без наддува "восьмерка" с алюминиевыми поршнями, коленчатым валом из кованой стали и полусферической камерой сгорания развивала 200 л.с., а установка турбокомпрессора Garrett AiResearch T04 позволила поднять мощность до 300 л.с. В результате седан массой 2,3 тонны разгонялся до 100 км/ч за 7 секунд и развивал максимальные 217 км/ч.

Всего было изготовлено немногим более 500 единиц Mulsanne Turbo, в том числе 18 седанов с удлиненной колесной базой. В 1985 году на смену этой модели приходит Turbo R.

R или S?

По сравнению с Mulsanne Turbo у нового седана была более жесткая подвеска, что позволило значительно улучшить управляемость и устойчивость на дороге. В 1987 году Turbo R был модернизирован – он обзавелся новыми спортивными сиденьями, ABS и системой впрыска топлива Bosch вместо карбюраторов. Отдача V8 выросла до 328 л.с. Позже 3-ступенчатый "автомат" заменили на более современную 4-ступенчатую коробку General Motors 4L80-E.

В 1995 году подоспела "подзаряженная" эксклюзивная модификация Turbo S, тираж которой ограничили 60 экземплярами. 6,75-литровый V8 под капотом развивал 402 л.с. и разгонял автомобиль массой без малого 2,5 тонны до первой "сотни" за 6,1 секунды. Максимальная скорость была ограничена на отметке 250 км/ч. В 1996-м двигатель исходного Turbo R снова модернизировали (мощность выросла до 385 л.с.), также седан немного преобразился внешне, получил улучшенное оснащение и новые 17-дюймовые колесные диски.

Больше чем 140-й

Шестью годами ранее в гамме Bentley появилась еще одна знаковая турбомодель – в 1991 году на автошоу в Женеве состоялась премьера купе Continental R. Это была поистине величественная "двухдверка" длиной 5,34 м – больше длиннобазного Mercedes S-класса V140, также представленного в том же году.

6,75-литровый V8 на тот момент являлся одним из самых мощных и тяговитых моторов – на Continental R изначально он развивал 328 л.с., затем мощность подняли до 355 и 381 л.с. Пиковый крутящий момент достигал 881 Нм, до 100 км/ч роскошное купе с отделкой салона дорогой кожей и деревом разгонялось за 6,3 секунды и максимальных 250 км/ч (данные для версии 1997 модельного года).

С баварской примесью

В 1998 году предприятие в Крю начинает выпуск нового флагманского седана Arnage, под капотом которого прописался 4,4-литровый битурбо V8 разработки концерна BMW (в его доработке участвовала британская фирма Cosworth). Ввиду того что многие поклонники марки оказались недовольны фактом наличия баварского мотора под капотом британской машины, вскоре Bentley вернулась к использованию своей "восьмерки".

В 2000 году дебютировал Arnage Red Label, оснащенный старым добрым 6,75-литровым мотором с отдачей 405 л.с. и 835 Нм крутящего момента. На разгон до 100 км/ч уходило 6,3 секунды, "максималка" упиралась в электронный ограничитель (традиционные 250 км/ч).

Двумя годами позже появляется еще более интересная модификация – Arnage T, для которой оригинальную "восьмерку" 6.75 основательно переработали. Мотористы Bentley применили схему с двумя турбонагнетателями Garrett, в результате чего мощность и крутящий момент выросли до 457 л.с. и 875 Нм соответственно. На момент дебюта Arnage T преподносился как самый быстрый серийный седан в мире – ускорение до "сотни" занимало менее 6 секунд, максимальная скорость достигала 270 км/ч.

В 2007 году на базе Arnage было создано большое купе Brooklands – общественности его показали, как водится, в Женеве. Купе было названо в честь трассы в Великобритании, где первых успехов в автоспорте добились знаменитые Bentley Boys, как называли гонщиков марки на рубеже 20-30-х гг. прошлого века.

Дальнейшие изменения классического V8 с двойным турбонаддувом повысили мощность до 535 л.с., а крутящий момент до 1050 Нм. Максимальная скорость составляла 296 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 5,3 секунды – отличные показатели для роскошного купе весом 2,7 тонны. На всех желающих его не хватило – всего до 2010 года было собрано менее 500 единиц Brooklands.

Новая эра

2003 год ознаменовал собой начало новой эры в истории Bentley. Новое купе Continental GT, пришедшее на смену Continental R, было целиком разработано под патронатом концерна Volkswagen и делило платформу с седаном Phaeton. Под капотом скрывался 6-литровый W12 с двойным турбонаддувом, отличавшийся компактностью конструкции, – по сути, это два мотора V6, объединенных в одном блоке на общем коленвале. Двигатель развивал 560 л.с. и 650 Нм и работал в паре с 6-ступенчатым "автоматом" ZF.

С тех пор Continental GT успел сменить три поколения (нынешняя машина базируется на общей с Porsche Panamera платформе), а в 2012 году обзавестись эффективным базовым битурбо V8 4.0 с системой отключения половины цилиндров при низких нагрузках, который также устанавливается на родственный седан Flying Spur и кроссовер Bentayga.

Что касается легендарного V8 объемом 6,75 л, то его производство Bentley прекратила два года назад – это был один из самых "долгоиграющих" моторов в мире. С ним же в Крю собрали и последний экземпляр седана Mulsanne. Речь идет о втором поколении модели, выпускавшемся с 2010 года, когда он пришел на смену Arnage.

За 61 год выпуска конструкция нижневальной "восьмерки" не раз совершенствовалась, к моменту дебюта Mulsanne практически все исходные узлы и компоненты двигателя были полностью заменены – последняя версия располагала двумя турбинами и интеркулерами, системой деактивации цилиндров и фазовращателем. Отдачу нарастили до внушительных 537 л.с. и 1100 Нм.

А напоследок отметим, что 40-летний юбилей турбо-Bentley компания, разумеется, без внимания не оставила, проведя красочный мини-парад на Фестивале скорости в Гудвуде, который прошел в поместье герцога Ричмонда в начале текущего месяца. В нем приняли участие десять исторических и современных моделей, оснащенных турбодвигателями. Пройдет еще несколько лет, и эпоха турбо-Bentley сменится электрификацией – к 2030 году компания планирует полностью перейти на электротягу.

Роскошь и не только. Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса