Почему автомобили теряют популярность

Массовая автомобилизация жителей крупных городов и желание каждого из них непременно добраться от дверей до дверей создала массу проблем, которые начали сводить на нет удобство от использования личного транспорта. Во-первых, вопросы с парковкой. Автомобилей стало настолько много, что если построить отдельные места для каждого автовладельца многоквартирного жилого дома, то дворы лишатся зеленой зоны и детской площадки, но велика вероятность, что и этого будет недостаточно. Коммунальные службы все понимают и не спешат превращать наши дворы в парковки, зато это делают сами автомобилисты, чем вызывают недовольство соседей.

Второй момент – пробки. Затруднения движения в час пик лишают личный транспорт его основного преимущества – скорости. В результате жителям крупных городов, той же Москвы, порой оказывается быстрее и надежнее добраться куда-то без опоздания на метро, чем на автомобиле.

Третий момент, который очень актуален, в том числе для Минска, – поиск парковочного места в центре. Днем, особенно в рабочее время, приходится немало покрутиться, прежде чем получится оставить автомобиль возле офиса или торгового центра в центральной части города. Из-за этого опять же во многих ситуациях теряется смысл использования личного транспорта: автомобилист тратит время и силы на то, чтобы припарковать авто, но не всегда удается поставить его близко к месту назначения, то есть в довершение ему придется пройти какое-то расстояние пешком. По сути, с тем же успехом можно добраться до места и на общественном транспорте.

И это далеко не полный перечень неудобств. Добавим сюда затраты на обслуживание авто и топливо, а в пробках они возрастают, вред для экологии и т.д. В общем, если раньше правительства многих стран старались сделать жизнь автомобилистов удобнее с помощью создания большего количества парковочных мест, расширения и строительства дорог, то сейчас в моде тенденция отказа от полного или частичного использования личного автомобиля и замена его на более компактный и экологичный вид транспорта.

Появление платных парковок в центре Минска и запрет на парковку на других участках частично решили проблему захламления этой части города, но все идет к тому, что это далеко не конечные меры. Специалисты давно советуют закрыть въезд для автомобилей в центр Минска или сделать его платным, чтобы мотивировать владельцев оставлять машины на окраинах и передвигаться по центру на альтернативном транспорте. Об этом же говорят и активисты в Москве и Санкт-Петербурге, а в некоторых городах, например, в Лондоне, это уже давно и успешно применяется. Так что, возможно, и белорусов спустя какое-то время ждет ограничение на передвижение в центре Минска, им придется искать альтернативные варианты. Даже сейчас наличие платных парковок в районе Немиги заставляет многих задуматься о поиске альтернативы.

Почему за транспортом последней мили будущее

В некоторых европейских странах велосипеды давно используются как альтернатива личному автомобилю. Например, Нидерланды называют страной велосипедистов – этого транспорта там больше, чем жителей. Вся инфраструктура в стране построена таким образом, чтобы по ее территории можно было комфортно проехать на велосипеде, причем не только в городах, но и за их пределами. Велосипедные дорожки там отделены от пешеходных конструктивно или цветом, а во многих офисах есть душ для сотрудников. Как транспорт велосипед нередко используют и жители Германии.

В странах СНГ велосипед в качестве средства передвижения не настолько популярен по многим причинам. Инфраструктура для велосипедистов только начинает развиваться, так что до удобства еще достаточно далеко. Пешеходы не привыкли к присутствию на тротуарах велосипедистов и зачастую там, где есть разметка, заходят на их зону. Велосипедисты же жалуются на качество организации движения и отмечают, что часто выезд на пешеходную часть тротуара – вынужденная мера. Да и поездка на велосипеде на работу не очень удобна – все же это физическая нагрузка, после которой не мешало бы сходить в душ и привести себя в порядок, но не во всех белорусских офисах есть такая возможность.

Людей на сегвеях и моноколесах в Минске можно было заметить уже давно, но особой популярностью эти виды транспорта не пользовались. Первые оказались слишком громоздкими для передвижений по городу, вторые многим казались сложными для освоения и дорогими.

А вот самокаты и особенно их электрические аналоги завоевали популярность в качестве альтернативного транспорта, особенно если речь идет о коротких поездках. Стоят разумно, компактные и легкие, развивают неплохую скорость, да и особой физической подготовки для быстрого передвижения по городу не требуется, так что владелец не будет приезжать в офис уставшим и взмыленным. В общем, ехать на работу вполне удобно. Конечно, использовать этот транспорт в нашем климате можно не больше 6 месяцев в году, да и от осадков водитель не защищен. Но в случае чего никто не мешает владельцу сложить самокат и сесть с ним в автобус или метро.

Купить обычный самокат, на котором сможет ездить взрослый, можно примерно от 150-200 рублей. Стоимость относительно небольшая, и находятся люди, которые готовы купить такой девайс в качестве резервного для удобного и быстрого передвижения по центру.

"Я живу в районе центрального проспекта и нередко передвигаюсь по своим делам в пределах центра города на самокате или велосипеде, – рассказывает Сергей. – У меня есть автомобиль, многие вопросы я решаю на нем. Но если вижу, что поездка на самокате или велосипеде в каком-то случае будет удобнее, выбираю этот вид транспорта. Один из вариантов – доезжаю до ближайшей максимально удобной точки для парковки на авто, затем беру самокат, который обычно лежит в багажнике, и остальную часть пути преодолеваю на нем. Если сдаю машину в ремонт, пригоняю ее на сервис, затем на самокате доезжаю до ближайшей остановки общественного транспорта и еду домой. Нужно забрать машину – все то же в обратном порядке. Недавно приобрел себе складной велосипед, теперь в некоторых ситуациях можно использовать и его".

Фактически наш собеседник органично вписал компактный самокат в свои ежедневные передвижения, но сама идея использовать его таким образом вовсе не нова. Некоторые автопроизводители давно задумались о преодолении владельцами авто последней мили и предлагают им встроенный в авто девайс, для которого в автомобиле есть специальная ниша. То есть он не занимает полезный объем багажника или салона, но в то же время всегда под рукой и готов к использованию в любой момент.

Например, еще в 2007 году Opel представил концепт Flextreme с отдельным багажником для двух Segway PT.

В конце 2010-х Skoda приобрела патент на складной самокат, который вписывается в нишу для запасного колеса некоторых моделей и позиционируется компанией как транспорт последней мили.

А с 2017 года компания Hyundai ведет разработку электросамоката и станции для его зарядки, которую производитель задумал устанавливать в некоторые модели автомобилей Hyundai и Kia.

Какие еще варианты решения проблемы последней мили есть в Беларуси? По сути, в настоящий момент их не так уж много: преодолеть часть пути на общественном транспорте или пешком; купить бюджетный самокат и возить его, как зонтик, в багажнике автомобиля и использовать при необходимости. Можно воспользоваться услугами кикшеринга, который сейчас в нашей стране пользуется популярностью. С другой стороны, если власти всерьез займутся расхламлением центра, альтернативных способов передвижения может быть и больше. Например, обустройство бесплатных или копеечных перехватывающих парковок на въездах в центр с возможностью платно арендовать на них электросамокат.

В любом случае специалисты считают, что появление и развитие мобильного электротранспорта поможет решить многие проблемы больших городов. Конечно, с появлением на дорогах новых участников дорожного движения нужно решить многие задачи, в частности, задуматься о комфорте передвижения для пешеходов, самих владельцев самокатов и автомобилистов и минимизировать количество инцидентов с ними. Некоторые шаги в этом направлении в Беларуси уже делают. Но работы предстоит еще много.

Миля за милей. Мототехника в базе объявлений Автобизнеса