От маленькой мастерской до собственного производства

Ключевую роль в истории компании сыграл, разумеется, ее основатель Ферруччо Ламборгини, родившийся в небольшой итальянской деревушке Ренаццо (провинция Феррара) 28 апреля 1916 года. Родители Ферруччо, Антонио и Эвелина Ламборгини, были фермерами, а поскольку по традиции старший сын должен был идти по стопам отца и получить в наследство ферму, его судьба казалась предопределенной. Однако юного Ферруччо больше привлекало не земледелие, а механика.

Ему удалось устроиться на работу в одну из автомастерских в Болонье, где он осваивал секреты мастерства. Когда началась Вторая мировая война, Ферруччо уже был опытным и авторитетным механиком. Ему доводилось чинить (и, как он позже рассказывал, иногда приводить в неисправное состояние) различную технику, принадлежавшую итальянцам, немцам и британцам. Вскоре после окончания войны он основал на Родосе свою первую компанию – небольшую ремонтную мастерскую.

В 1946 году Ферруччо вернулся в Италию. Воспользовавшись льготами, направленными на восстановление экономики, он открыл в Ченто еще одну мастерскую, занимавшуюся ремонтом небольших автомобилей. Работая в мастерской и наблюдая кризис сельского хозяйства в регионе, Ламборгини решил основать компанию по производству недорогих тракторов, доступных мелким землевладельцам.

Упрямый, как бык

Дела у Lamborghini Trattori шли хорошо: к началу 1960-х Ферруччо удалось заработать внушительное состояние. Денег было достаточно, чтобы бизнесмен мог позволить себе и целый гараж спортивных автомобилей, среди которых были, разумеется, и Ferrari. По популярной легенде в одном из личных Ferrari Ферруччо регулярно ломалось сцепление, и он, недовольный качеством спорткаров из Маранелло, обратился с претензиями лично к Энцо Феррари. Коммендаторе заявил, что в тракторах Ламборгини, может, и разбирается, но нормально управлять Ferrari не может.

Раздосадованный Ламборгини вознамерился насолить Энцо во что бы то ни стало – промышленник всерьез задумался о создании спорткара, который по всем параметрам превосходил бы Ferrari. Ферруччо отличался невероятным упорством, и уже в мае 1963 года появляется фирма Automobili Ferruccio Lamborghini. Тогда же началось возведение нового завода в местечке Сант-Агата-Болоньезе в 25 км от Болоньи – строительство главного корпуса завершилось осенью 1963 года.

Разъяренный бык в качестве логотипа бренда был выбран неспроста. У тракторов, носивших имя Lamborghini, была весьма простецкая и незатейливая эмблема, поэтому для мощных спортивных машин требовался новый логотип. Для его разработки Ферруччо обратился к графическому дизайнеру Паоло Рамбальди. Паоло спросил у Ферруччо, какими чертами характера он, как ему кажется, обладает. Ответ последовал простой: «Я tamugno (на одном из диалектов итальянского языка это означает «жесткий, сильный, упрямый»), как бык».

Прямиком из Ferrari

Для создания первого спорткара Ферруччо пригласил двух бывших сотрудников Ferrari – в его компанию пришли Джанпаоло Даллара, ставший техническим директором, и Джотто Биццаррини, отвечавший за конструирование мотора и шасси. За дизайн взялся Франко Скальоне, до этого приложивший карандаш к автомобилям Alfa Romeo, Aston Martin, Fiat и Maserati.

Первая модель Lamborghini была создана очень быстро – это прототип 350 GTV, который показали прессе в октябре 1963 года, а чуть позже и широкой публике в рамках Туринского автосалона. Под капотом скрывался 3,5-литровый двигатель V12 мощностью 360 л.с., сблокированный с 5-ступенчатой «механикой». «Сотню» купе разменивало за 6,7 секунды, максимальная скорость достигала 280 км/ч.

Этот прототип и лег в основу «двухдверки» 350 GT – первого серийного спорткара марки. Знаковым и эпохальным моделям Lamborghini будет посвящен наш отдельный материал, а пока пройдемся по основным вехам в становлении и развитии компании.

Чехарда во главе

Предприятие в Сант-Агата-Болоньезе неоднократно расширялось. В 1968 году компания завершила строительство трех новых промышленных зданий, включая испытательный цех. Были увеличены производственные мощности, а спустя пару лет общая территория предприятия увеличилась на 500 кв.м.

В начале 1970-х социальные потрясения и протесты профсоюзов в Италии стали причиной сложной обстановки на всех предприятиях, особенно на севере страны, включая и Lamborghini. Усугубил ситуацию разразившийся нефтяной кризис: продажи постоянно снижались, и в 1979 году фирма произвела всего 55 машин, годом ранее объявив о банкротстве. В итоге Lamborghini была продана инвесторам из Швейцарии, ее новыми хозяевами стали братья Жан-Клод и Патрик Мимран, владельцы сахарной корпорации в Сингапуре и любители спорткаров.

Они сразу же приступили к преобразованиям. На должность технического директора компании был назначен Джулио Альфиери, которому удалось сформировать сплоченный и преданный рабочий коллектив. В 1983 году был создан отдел E.Co (Esperienza Materiali Compositi), занявшийся производством облегченных высокопрочных элементов и деталей из композитных материалов для применения на серийных спорткарах.

Несмотря на финансовые вливания семьи Мимран, трудности для Lamborghini не закончились, и в 1987 году она была перепродана Chrysler. Американцы одобрили проект разработки мотора V12 для Формулы-1, а также занялись обновлением линейки дорожных машин: в 1990 году на свет появляется знаменитый Diablo с 492-сильным V12, с которым суперкар мог развивать максимальные 325 км/ч. В 1994 году в Chrysler решают избавиться от Lamborghini, продав компанию инвестиционной группе Megatech.

Чехарда со сменой владельцев компании закончилась в 1998 году, когда Automobili Lamborghini была приобретена Audi и вошла в состав автогиганта Volkswagen. В истории предприятия наступила новая веха – благодаря немцам развитие шло стремительными темпами: росло количество сотрудников и число выпускаемых автомобилей, проведена реконструкция штаб-квартиры, открылся новый центр исследований и разработок.

В прошлом году Lamborghini установила очередной рекорд продаж, реализовав 9233 автомобиля (+10% по сравнению с 2021 годом), и больше половины объема продаж пришлось на кроссовер Urus. Для сравнения: в 1965 году компания произвела всего 67 спорткаров.

Ламборгини ушел из жизни в 1993 году, оставив яркий след в автомобильной истории. О самых ярких и культовых машинах, созданных основанной им 60 лет назад компанией, речь пойдет во второй части материала Автобизнеса, посвященного юбилею Automobili Lamborghini. Следите за сайтом!

Машины с аукциона в базе объявлений Автобизнеса