Итальянский дизайн и мотор от поляка

Публичный дебют DB5 состоялся в сентябре 1963 года на автосалоне во Франкфурте, где, к слову, был представлен и прототип Porsche 901, ставший впоследствии знаменитым 911.

В ряду британской фирмы DB5 пришел на смену спорткару предыдущего поколения – DB4, который выпускался с 1958 года. Несмотря на внешнее сходство этих моделей, конструкторы изменили более двухсот деталей, основательно перестроив машину.

Созданием внешнего облика DB5 занималось итальянское кузовное ателье Carrozzeria Touring Superleggera. Округлые формы кузова, множество хромированных деталей, крупная решетка радиатора, украсившие передние крылья декоративные вставки-жабры и 15-дюймовые колеса на дисках со спицами – купе сразу же привлекло внимание. Даже неискушенный в автомобилях человек понимал, что перед ним нечто особенное.

Задний привод, четырехместный салон. Во втором ряду места не так уж много, но часто ли его использовали? Все же DB5 – автомобиль для водителя. Большой трехспицевый руль с деревянным ободом, за ним – панель приборов. Помимо спидометра и тахометра это еще указатели уровня топлива и охлаждающей жидкости, давления масла. Посередине торпедо – большие часы, под которыми располагались рычаги управления печкой и радиоприемник.

Для переднего пассажира установили ручку, за которую он держался при динамичной езде, ведь именно для этого и создавался DB5. В стандартную комплектацию спорткара были включены шерстяные коврики, электрические стеклоподъемники, кожаный салон и огнетушитель. Также была возможность заказать машину с кондиционером.

Под капотом была установлена рядная «шестерка» разработки польского инженера Тадека Марека. Ее объем за счет увеличения диаметра цилиндров вырос с 3,7 л у DB4 до 4 л, мощность составила 286 л.с., а пик крутящего момента в 390 Н*м достигался при 3850 об/мин.

Разгон до «сотни» занимал 8 секунд, максимальная скорость DB5 – 230 км/ч. Первое время купе комплектовали 4-ступенчатой механической коробкой передач, но вскоре появилась 5-ступенчатая от ZF. Также была возможность заказать машину с трехскоростным «автоматом».

Купе? Универсал!

Кроме купе, на заводе в Ньюпорт-Пагнелле (графство Бакингемшир) выпускался DB5 с кузовом кабриолет, обозначаемый приставкой Volante. Из 123 выпущенных открытых версий спорткара только 19 имели левый руль, остальные – праворульные «британцы».

Особняком стоит серия DB5 Vantage 1964 года, которую комплектовали форсированным мотором. Инженеры установили иные распределительные валы и три двухкамерных карбюратора Weber 45DCOE, увеличили степень сжатия. В итоге мощность возросла до впечатляющих для того времени 325 л.с., а разгон до 100 км/ч занимал 6,5 секунды.

Пожалуй, самый уникальный DB5 – это четырехместный универсал под названием DB5 Shooting Brake. Один такой автомобиль изготовили специально для тогдашнего владельца Aston Martin Дэвида Брауна, а еще 11 «шутинг-брейков» построили в ателье Harold Radford & Co по заказу других клиентов, захотевших себе машину «как у босса».

Киногерой

Всемирную известность DB5 обрел не в последнюю очередь благодаря кинотандему с самым известным в мире секретным агентом. Впервые Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери сел за руль Aston Martin в фильме «Голдфингер». И хотя в книге Яна Флеминга герой ездил на DB Mark III, к моменту съемок эта машина уже не выпускалась. Шпионский DB5 был оснащен парой пулеметов под фарами, выдвижным бронированным щитом сзади, лезвиями в колесах и прочими примочками вроде дымовой завесы и разбрызгивателя масла. Для смены «номера» достаточно было нажать кнопку в салоне.

В самих съемках участвовало два DB5, еще два автомобиля использовали в рекламных целях. Одно из двух снимавшихся в фильме купе в 1997 году бесследно исчезло из ангара предпринимателя и коллекционера Энтони Пульезе, тогдашнего владельца автомобиля. Машина до сих пор не найдена. Второй спорткар в 1969 году купил некий Джерри Ли из Филадельфии за 12.000 долларов – в 2010 году эта машина была продана на аукционе в Лондоне за 4,6 миллиона.

DB5 полюбился сценаристам «бондианы» – за руль спорткара садились Бонды разных эпох: в «Шаровой молнии» (1965 год) это снова Шон Коннери, спустя 20 лет уже Пирс Броснан в фильме «Золотой глаз», а затем и Дэниел Крейг в «Казино Рояль» 2006 года (Бонд тогда выиграл DB5 в карты), «007: Координаты Скайфолл» (2012 год) и «Не время умирать» (2021 год).

Напомним также, что в 2020 году Aston Martin анонсировала выпуск ограниченной 25 экземплярами партии классических «двухдверок» – реплик той самой версии купе DB5, подготовленной для съемок в «Голдфингере». Но «007» – далеко не единственная «знаменитость», которую видели за рулем ставшего культовым спорткара Aston Martin. Среди владельцев DB5 – Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Мик Джаггер и Роберт Плант.

И спустя шесть десятилетий DB5 остается одним из самых узнаваемых автомобилей в мире. Неспроста на прошедшем в сентябре традиционном фестивале винтажных машин Goodwood Revival в Сассексе историческая «двухдверка» заняла центральное место в экспозиции Aston Martin наряду с новейшим представителем семейства DB12.

Выпуск DB5 продолжался чуть более двух лет. За это время было изготовлено немногим более 1000 экземпляров модели, 887 из которых купе. Большинство из них и сейчас на ходу – каждая из этих машин является предметом гордости музейной экспозиции или частной коллекции.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!