Братья по оружию

Какой-то неизвестный автомобиль с оружием на значке – это точно Ferrari? Как выяснил историк автомобилестроения Грэм Голд, за этим значком скрывается достаточно интересная и отчасти закулисная история, которую ему удалось выяснить в разговоре с Уго Беретта – наследником известной на весь мир одноименной оружейной компании.

У Beretta долгая и успешная история, но не без черных полос. Одна такая полоса наступила после окончания Второй мировой войны: воинственные настроения несколько усмирились, спрос на оружие упал – в Beretta начали искать новые возможности заработать.

Бывший у руля компании Пьер Беретта вместе с известным гонщиком того времени Луиджи Кастельбарко и владельцем моторостроительной компании Джузеппе Бенелли решили «сообразить на троих» и построить собственный автомобиль. Проект назвали BBC – по первым буквам фамилий.

Сказано – сделано. Объединенными усилиями спустя какое-то время были готовы три прототипа со скромными 750-кубовыми двигателями с воздушным охлаждением. И тут компания поняла, что дальше этих прототипов дела не пойдут. На дворе был 1948 год, экономика Италии переживала не лучшие времена – на производство авто банально не хватало стали. От идеи, хоть она и была заманчивой, отказались.

Не жеребец, а жеребенок

Шли годы, Пьера Беретта сменил сын Джузеппе. В 1959 году случилось то, чего никто не ожидал: Джузеппе получил приглашение от Энцо Феррари. Беретта отправился к нему вместе с племянником Уго, который и поведал эту историю.

По его словам, Феррари лично встретил гостей, после чего отвел в неприметный ангар, где под накидкой скрывался новенький автомобиль. И вместо привычного логотипа с лошадью на решетке его радиатора был изображен пистолет-пулемет Beretta Modello 38 – «хит» продаж компании.

За логотипом скрывалось двухдверное купе с 854-кубовым двигателем под капотом. Невиданный объем для бренда с логотипом лошади! Но каким точно был этот двигатель, мнения расходятся. По словам Уго, он был построен на блоке от FIAT, к которому в Ferrari приделали двухраспредвальную голову. Более красивые легенды сообщают о том, что двигатель был, по сути, одной третью от 3-литрового V12.

Джузеппе сразу понял, что к чему. Феррари знал об уже начавшей забываться попытке Беретта построить автомобиль и без лишних слов сделал деловое предложение в весьма необычным формате.

Зачем это нужно было Феррари, можно судить только по слухам. Но, думается, всё было просто: Энцо Феррари хотел увеличить доходы, но в то же время не желал порочить бренд скромным «бюджетником». Beretta со своими производственными мощностями виделась ему неплохим партнером. Купе, которое прозвали Ferrarini, должно было стоить чуть дороже актуального тогда и относительно доступного FIAT 1200, в то время как самая доступная «настоящая» Ferrari оценивалась примерно в три раза дороже.

Джузеппе Беретта, несмотря на заманчивое предложение, в конечном итоге его отклонил. Возможно, посчитал сделку невыгодной, возможно, просто не захотел диверсифицировать производство и сосредоточить всё внимание на оружии, как это и было раньше.

Совсем другая история

Энцо Феррари не забросил попытки запустить автомобиль в производство «чужими руками», но поиски партнера успехом не увенчались. Автомобиль не раз дорабатывали: увеличивали мощность двигателя, дорабатывали шасси, пытались рекламировать – всё было тщетно. Лишь в 1962 году, когда прототип перестал быть похож на начальную версию самого себя, на него «клюнула» итальянская компания ASA.

И это был уже совершенно другой автомобиль со своей историей. Впрочем, тоже не особо удачной: на конвейере он пробыл всего лишь три года, а спустя два года обанкротилась и сама ASA.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!