Фантазий на тему того, что будет дальше, вообще существует немалое количество. Некоторые из них оптимистичные – вроде сверхбыстрой зарядки аккумуляторов, некоторые похуже – как мысли о том, что с массовым распространением электромобилей от их экономичности не останется и следа. Есть и целые концепции возможного будущего электромобилей. Одна из них получила отдельное название Vehicle-2-grid (V2G).

Дословно это переводится примерно как «транспортное средство к сети», а говоря проще, это возможность использовать электрические автомобили как большие «пауэрбанки» для бытовых сетей электроэнергии. Идея не так нова, как можно подумать. Впервые к подобной концепции пришла калифорнийская компания AC Propulsion в начале 1990-х. Ее двухместный электрический TZero поддерживал двустороннюю зарядку, то есть мог как заряжаться от электросети, так и возвращать в нее излишки электроэнергии.

Говорить о применении этого концепта на практике пока рано. Но потенциально это может быть достаточно интересная система. Не секрет, что во многих странах электричество поставляется к потребителям по дифференцированным тарифам: днем – дороже, ночью – дешевле.

И электромобили могут как облегчить жизнь владельцу, так и снизить нагрузку на городские сети в принципе. Например, в 2022 году губернатор одного из американских штатов попросил владельцев электромобилей временно сократить их зарядку: из-за аномальной жары энергосистема испытывала серьезные перегрузки. Будь система V2G рабочей, электромобили могли бы не просто не создавать дополнительный спрос на электроэнергию, а, наоборот, помочь справиться системе с нагрузкой в пиковые часы потребления, пополняя резерв собственного аккумулятора ночью, когда нагрузка на сеть снижена.

Как именно это происходило бы, еще предстоит выяснить. Возможно, это была бы прямая продажа электроэнергии государству, возможно, «зарядка» электросети могла бы учитываться при выставлении счета за электричество в конце периода оплаты. Наконец, возможен и более простой вариант: автомобиль мог бы использоваться в качество источника электроэнергии в домашнем хозяйстве. Зарядились ночью по недорогому тарифу – и весь день можно не отказывать себе ни в каких электроприборах. Это и экономия для владельца, и опять-таки снижение нагрузки на электросеть в дневное активное время.

Более того, если представить, что за день в доме тратится 10 кВт·ч (в белорусских реалиях значение можно и вовсе делить едва ли не на два), то даже аккумулятора какого-нибудь Nissan Leaf на 24 кВт·ч будет достаточно, чтобы оставалось достаточно энергии на поездку по делам при необходимости. А придумай кто быструю зарядку от той же солнечной энергии – получилось бы вообще интересно. Япония, США, Германия, Австралия, Дания – в этих странах уже начались первые шаги в сторону V2G, хотя до реальных результатов еще далеко.

«Зеленая» энергия, забота об окружающей среде – всё это хорошо, но что касается более насущных вопросов? Насколько на самом деле подключение электромобилей к общей сети поможет снизить нагрузку на нее и насколько это будет эффективным? Мнения расходятся – уж слишком много переменных возникает, от энергосети отдельных городов до непонятного пока что КПД. Некоторые исследователи и вовсе пришли к выводам, что с учетом различных очевидных и скрытых затрат польза от систем V2G может быть не просто нулевой, но и отрицательной.

А что будет с аккумуляторами самих электромобилей? Подобный режим эксплуатации наверняка снизит их ресурс. При стоимости аккумулятора около 30% цены авто владельцы электромобилей возьмут в руки калькуляторы и начнут считать, стоит ли овчинка выделки. И здесь тоже не всё так прозрачно: одни уверены в быстрой деградации аккумулятора, другие предпочитают думать, что V2G даже способен продлить его ресурс по сравнению с традиционными сценариями эксплуатации. Как оно будет на самом деле, гадать пока бессмысленно. Но очень интересно.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!