На самом деле электромобили появились еще в XIX веке, намного раньше, чем авто с ДВС. И в начале 1900-х годов они пользовались большой популярностью. Тем не менее на фоне различных обстоятельств между самой первой каретой с аккумуляторным питанием и первым массовым электромобилем прошло почти 200 лет. Почему упала их популярность? Как электромобили снова стали востребованными?

Рождение первого электромобиля

Первые упоминания об электромобилях можно найти еще в начале XIX века. Шотландец Роберт Андерсон между 1832 и 1839 годами построил электрическую карету, работающую на неперезаряжаемых гальванических элементах. В 1837 году другой шотландец, Роберт Дэвидсон из Абердина, построил прототип электровоза. Его более крупная и улучшенная версия, продемонстрированная в 1841 году, могла проехать почти 2,5 км со скоростью 6,5 км в час, буксируя при этом шесть тонн. Это впечатляющее выступление настолько встревожило железнодорожников, которые увидели в этом угрозу своей работе по обслуживанию паровых двигателей, что они уничтожили эту «дьявольскую машину». А в 1859 году Гастон Планте, французский физик, изобрел свинцово-кислотный аккумулятор, который можно было перезаряжать, что сделало идею электромобиля еще более жизнеспособной.

"дьявольская машина" Роберта Дэвидсона

И уже в 1884 году Томас Паркер, известный тем, что электрифицировал лондонское метро, построил первый полностью электрический серийный автомобиль в Великобритании. Это произошло за два года до того, как Карл Бенц в 1886 году вывел на рынок первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. И именно изобретение Томаса Паркера стало поворотным моментом в истории, ведь он был ближе всех к современному электромобилю.

полностью электрический серийный автомобиль Томаса Паркера

При этом лишь к 1890 году Уильям Моррисон, химик шотландского происхождения, подал заявку на патент электрической кареты. С мощностью в 4 лошадиные силы и заявленной максимальной скоростью 32 км/ч она имела 24 аккумуляторных элемента, которые требовали подзарядки каждые 80 км. Самоходная карета У.Моррисона произвела фурор на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года и разожгла воображение других изобретателей.электрическая карета Уильяма Моррисона

Electrobat VS Ford Model T

Первый коммерчески жизнеспособный электромобиль Electrobat был запатентован в 1894 году инженером-механиком Генри Моррисом и химиком Педро Саломом. Он был быстрее, легче и эффективнее конкурентов с бензиновым двигателем. К 1896 году Electrobat мог ехать со скоростью более 32 км в час, преодолевая при этом впечатляющие расстояния без необходимости подзарядки.

Electrobat VS Ford Model T

Чтобы «обналичить» успешный стартап, изобретатели сначала построили несколько электрических кэбов. Они могли конкурировать с конными транспортными средствами, которые тогда обслуживали Нью-Йорк. А затем продали свой бизнес Иссаку Райсу, который основал компанию Electric Vehicle Company (EVC) и уже к началу 1900-х годов имел более 600 электрических такси в нескольких городах.

В начале XX века электромобили составляли около трети всех транспортных средств на дорогах США.

Они были популярны благодаря простоте использования и бесшумной работе по сравнению с автомобилями, работающими на топливе. Однако, как и многие стартапы, Electric Vehicle Company слишком быстро расширилась и столкнулась с непредвиденными проблемами, и уже к 1907 году предприятие рухнуло.

Еще больше электромобили добил Генри Форд, выпустив в 1908 году Ford Model T. Этот серийный автомобиль полностью изменил всю промышленность, сделав авто с бензиновым двигателем более дешевым, эффективным и простым в дозаправке. Для сравнения: бензиновые автомобили тогда можно было купить всего за $650, а электрический стоил $1750. Так много переплачивать никто не хотел.

Ford Model T

Вдобавок к этому в 1920-х годах цены на бензин в США начали падать из-за открытия нефтяных месторождений в Техасе. Дорожные системы расширились, а изобретение двигателей внутреннего сгорания сделало автомобили, работающие на бензине, еще более выгодными. Благодаря низкой стоимости и расширенной инфраструктуре такие машины быстро обогнали электромобили и стали ведущим транспортным средством во всем мире. И хотя ограниченный рынок авто, состоящий тогда в основном из дорогих игрушек для богатых людей, позволял ДВС доминировать, некоторые торговые марки, известные и сегодня, все равно баловались электрикой. Речь про Oldsmobile, Studebaker и даже Porsche.

Detroit Electric

Еще одной важной моделью в мире электромобилей стал Detroit Electric, производимый компанией Anderson Electric Car Company. Он предлагал запас хода до 128 км при максимальной скорости 32 км в час на одной зарядке. И, несмотря на то, что автомобили с двигателем внутреннего сгорания начали выигрывать в технологической гонке, электромобили сохранили рынок в городах, где их бесшумная работа и простота использования нравились большинству. А водителями зачастую были женщины, которые не хотели вручную запускать двигатель.

Кстати, жена Генри Форда считала продукцию своего мужа грязной и шумной и вместо этого ездила на электромобиле Detroit Electric.

Detroit Electric

Но по иронии судьбы настоящим врагом автомобилей с батарейным питанием стал именно электродвигатель. Появление электростартера, изобретенного Чарльзом Кеттерингом из Dayton Engineering для Cadillac 1912 года, решило проблему ручного запуска бензиновых автомобилей. А если учесть, что в этот момент электромобили стоили как минимум вдвое дороже Ford Model T (к 1923 году уже в 10 раз), их участь была предрешена. Поэтому перед Второй мировой войной, когда бензин выиграл технологическую битву, большинство производителей электромобилей либо перешли на двигатели внутреннего сгорания, либо вышли из бизнеса. Хотя отдельные попытки по возрождению электромобилей предпринимались.

Электромобили на Луне

Пожалуй, самый интересный момент в истории электромобилей связан с космосом. Когда НАСА заключило контракт с Boeing на производство «автомобиля» для использования на Луне, электрический вариант был очевидным выбором для безвоздушной среды. Подразделение General Motors Delco стало основным субподрядчиком системы управления приводом и двигателей лунного вездехода. А в общей сложности было построено четыре LRV за $38 миллионов, что превышало изначальный бюджет в 2 раза.

электрический лунный вездеход НАСА

Впервые развернутый в ходе миссии «Аполлон-15» в 1971 году, LRV использовал неперезаряжаемые серебряно-цинковые батареи на основе гидроксида калия с заявленной емкостью 121 А·ч. Рулевое управление на обеих осях также осуществлялось электродвигателями, питавшимися от тех же аккумуляторов. При этом лунный вездеход НАСА и по совместительству электромобиль, использованный во время миссии «Аполлон-15», знаменует собой первый опыт вождения за пределами Земли.

От нефтяного шока до Tesla

В 1960-х и 1970-х годах в США впервые возникла нехватка бензина, что вызвало политический интерес к поиску альтернативных источников топлива. А когда в 1973 году ОПЕК ввела нефтяное эмбарго, а цены в одночасье выросли в четыре раза до $12 за баррель, электромобили стали казаться лучшей идеей. Поэтому уже в 1976 году Конгресс принял Закон об исследованиях, разработках и демонстрациях электромобилей и гибридных транспортных средств, призванный способствовать развитию электромобилей в США с общей целью локализации автомобильной промышленности и всех вспомогательных ресурсов. Так появился CitiCar.

CitiCar от компании Sebring-Vanguard представлял собой двухместную машину с батарейным питанием, которая на короткое время захватила воображение Америки времен ОПЕК. Эта клиновидная коробка из-под обуви на колесах предназначалась для городского использования и могла перевозить двух пассажиров с минимальным комфортом.

CitiCar от компании Sebring-Vanguard

В последующие годы разработки продолжили и многие крупные игроки рынка. Мир увидел Toyota RAV4 EV, GM EV1 и tZero. Последнее авто особенно сильно повлияло на электромобили. Если коротко, то, прежде чем инвестировать в компанию Tesla, Илон Маск проявлял большой интерес к AC Propulsion, который и принадлежал tZero.

Именно автомобиль tZero стал прямым предшественником линейки электромобилей Tesla.

А первым серийным автомобилем с литий-ионным аккумулятором стал Tesla Roadster, выпущенный в 2008 году. И именно Tesla заставила людей думать об электромобилях как о привлекательной альтернативе и заменила CitiСar как образ, который возникал у широкой публики в ответ на слова «батарея», «электрический» и «электромобиль».

При этом титул самого продаваемого электромобиля в истории в конечном итоге завоевал Nissan Leaf – чаще всего именно его имеют в виду, когда говорят о первом серийном электромобиле. Leaf появился в 2010 году с литий-ионным аккумулятором емкостью 24,0 кВт⋅ч, а обновленная версия 2016 года имела емкость 30,0 кВт⋅ч. И хотя позже Tesla Model 3 обогнала Nissan Leaf, эта машина заслужила свое место в истории электромобилей.

первый серийный электромобиль Nissan Leaf

Сегодня технологии продолжают двигаться вперед, почти все автопроизводители запустили свою «зеленую» линейку, а некоторые марки и вовсе отказались от ДВС или планируют это сделать в ближайшее время. В итоге спустя почти 200 лет электромобили вновь стали популярны. Официальная и основная причина этого – забота о планете. Хотя такое утверждение в отношении электричек с их аккумуляторами очень спорное. Есть и другой тезис – электромобили намного дешевле в эксплуатации и обслуживании по сравнению с автомобилями, работающими на бензине.

Но стоит учитывать и «государственные стимулы». Во многих странах переход на чистую энергию и вместе с тем на экологичный транспорт стал обязательным. Такая политика происходит гласно или негласно, но всегда вне зависимости от того, что об этом думают обычные люди. А о том, сколько в этом решении заботы о планете, мы узнаем еще не скоро.