В начале августа многие автомобильные СМИ рассказали о скандале, разразившемся вокруг Volkswagen. Все дело в том, что китайский концерн FAW-Volkswagen в начале июля официально вышел на российский рынок с брендом Jettа, игнорируя санкционные ограничения. Немецкий автопроизводитель, обвиненный Die Zeit в обходе санкций, открестился от бизнеса в России, сайт работать перестал. Тем не менее продажи китайского бренда «с немецкой ДНК» еще идут.

Не секрет, что по параллельному импорту китайская Jettа появилась в России достаточно давно, определенный интерес к модели у российских покупателей был. В Беларусь она (не знаю, к счастью или к сожалению) не доехала. И – да! – не путайте китайскую Jettа с легендарной моделью Volkswagen.

Более доступная альтернатива

Бренд Jettа появился на китайском рынке еще в 2019 году как бюджетная альтернатива оригинальным моделям немецкого бренда. В то же время на мировом рынке VW Jettа по-прежнему продается – не так давно мы рассказывали об обновлении уже седьмого поколения седана Volkswagen Jettа.

Зачем же понадобилось выпускать то, что уже существует?

Поскольку контрольные пакеты в совместных предприятиях китайского автопрома принадлежат государству, влияние немецкой стороны на производственную политику весьма ограничено, поэтому возникновение бюджетного варианта для молодежи, которая посматривала в сторону Volkswagen, но не могла себе позволить его как первый автомобиль, в первую очередь по финансовым причинам, вполне логично.

И здесь история бренда «Джетта» показательна: рынку требовался автомобиль с надежностью Volkswagen, но в бюджетном сегменте. Де-факто седан VA3, кроссоверы VS5 и VS7 стали упрощенными и, следовательно, более дешевыми версиями автомобилей, выпускаемых в Вольфсбурге. А в корпоративном табеле о рангах Jettа находится даже ниже Skoda. Зато со своим логотипом, по форме напоминающим лого марвеловского супермена. Вживую нам удалось их увидеть на Пекинском автосалоне в апреле этого года, где FAW-Volkswagen представил весь пока небольшой модельный ряд Jettа.

Кроссовер Jettа VS5

Первым на китайский рынок вышел компактный кроссовер VS5. По факту это условно творческая переработка известных европейских моделей Skoda Karoq и Seat Ateca, также построенных на платформе MQB. У них одинаковые кузов и ходовая часть, а с Ateca роднит еще и форма бокового остекления. Колесная база – те же 2630 мм. За счет измененного дизайна передней части и кормы VS5 стал немного длиннее: 4419 мм. А китайское происхождение выдает обилие хрома и глянцевого пластика.

Jettа VS5

Под капотом – четырехцилиндровый фольксвагеновский турбомотор 1.4 TSI мощностью 150 л.с. вкупе с классическим 6-ступенчатым автоматом Aisin, который устанавливался в «Шкодах» и «Фольксвагенах» российской сборки. А вот по подвеске сюрприз: сзади – многорычажка, при том что также переднеприводные Karoq и Ateca имеют простую балку.

Jettа VS5

Удешевили автомобиль прежде всего за счет интерьера: жесткий пластик, простые отделочные материалы, почти полное отсутствие шумоизоляции, классические стрелочные шкалы приборки. По оптике тоже без изысков: рефлекторные светодиодные фары и ламповая задняя оптика. А вот на оснащении особо не экономили: климат-контроль и круиз-контроль, электропривод водительского и пассажирского сидений, медиасистема с немаленьким дисплеем – все только необходимое и без излишеств.

Седан Jettа VA3

VA3 – это самая простая и дешевая модель из всей линейки китайской «Джетты», представляющая собой почти полную копию Skoda Rapid, так же, как и «Рапид», построенную на платформе PQ25. Колесная база – 2604 мм, общая длина – 4501 мм, объем багажника – 546 литров.

Jettа VA3

В технической части также ничего нового: известный атмосферник 1.5 MPI мощностью 112 л.с., из вариантов оснащения – 5-ступенчатая механика или 6-ступенчатый автомат. В базовой версии – галогенная оптика, механический кондиционер, монохромный монитор бортового компьютера, фронтальные подушки безопасности, механические регулировки передних сидений. Опционально в более высоких комплектациях доступны медиасистема с 8-дюймовым экраном, дополнительные подушки безопасности, климат-контроль, электрообогрев передних сидений, светодиодная оптика, пакет электронных систем безопасности.

Jettа VA3

Изменения в дизайне внешности коснулись разве что только передней части, а в интерьере продиктованы исключительно удешевлением: все тот же пластик в базовой версии. Но главная цель была достигнута – Jetta VA3 дешевле исходного «Фольксвагена».

Кроссовер Jettа VS7

VS7 – это растянутая версия VS5, очень близкая по дизайну с производимым для китайского рынка VW Tayron, который, в свою очередь, является китайским переосмыслением европейского VW Tiguan. К VS5 отсылает та же модульная платформа MQB, тот же двигатель серии ЕА211 (1,4 литра, 150 л.с.) и 6-ступенчатый автомат. Колесная база выросла с 2630 до 2730 мм, длина – с 4418 до 4624 мм, высота – с 1616 до 1624 мм. Понятно, что увеличение габаритов повлияло и на вместимость кроссовера.

Jettа VS7

Отделка не блещет шиком (опять же в целях экономии). В оснащении – светодиодная оптика, мультимедиа с сенсорным экраном, достойная аудиосистема, вентиляция сидений, датчики и камера парковки, панорамная крыша.

Jettа VS7

У российских дилеров Jettа VA3 продается по цене от $15 250 в минимальной комплектации Enjoyment и $22 400 в версии Agressive. Цена на Jettа VS5 в зависимости от комплектации колеблется от $20 000 до $23 200. Ненамного дороже кроссовер VS7: от $20 700 до $26 200. В Беларуси новых автомобилей бренда мы не нашли ни у одного из официальных продавцов. Нет их и на рынке авто с пробегом. А надо ли?

Нужен ли недорогой китайский автомобиль Jettа белорусским автомобилистам?

Что концерн Volkswagen выпускает в Китае

На сегодняшний день компания Volkswagen Group China производит около 3 млн автомобилей в год, подавляющее большинство которых продается на практически бездонном китайском рынке. На 39 заводах по производству автомобилей и комплектующих работает более 90 тысяч человек. В состав компании входит несколько совместных предприятий, ориентированных на выпуск определенных моделей (в том числе и для мирового рынка).

SAIC Volkswagen Automotive Company существует с 1984 года. Это было первое в китайском автопроме совместное предприятие с немецким капиталом. В настоящее время 50% акций принадлежит SAIC, 40% – Volkswagen Aktiengesellschaft, 10% – Volkswagen (China) Investment Company Ltd. Компания выпускает автомобили нескольких брендов прежде всего для китайского рынка:

  • Volkswagen: ID (ID.3, ID.4X, ID.6X), Polo (Polo Plus), Lavida (Lavida, Lavida XR), Lamando L, Passat (Passat, Passat PHEV), Phideon, Teramont, Teramont X, Viloran Tiguan (Tiguan, Tiguan L, Tiguan L PHEV, Tiguan X), Tharu, T-Cross, Touran L;
  • Audi: Q5e-tron, Q6, A7L;
  • Skoda: Octavia PRO, Superb, Kamiq, Kamiq GT, Karoq, Kodiaq, Kodiaq GT.

Совместное предприятие FAW-Volkswagen Automotive Company было основано в 1991 году. FAW управляет 60% капитала, 25% – у Volkswagen Aktiengesellschaft, 10% – у Volkswagen (China) Investment Company Ltd., 5% – у AUDI AG. Производит для китайского рынка следующие модели:

  • Volkswagen: Talagon, Tavendor, Magotan, Tacqua, CC (CC, CC Shooting Brake), Sagitar, Golf, T-Roc, ID.4 Crozz, ID.6 Crozz, ID.7 Vizzion, Bora, Tayron и Tayron X;
  • Audi: Q2L, A3 (A3 Sportback, A3L Limousine), Q3 (Q3, Q3 Sportback), A4L, Q5L (Q5L, Q5L Sportback), A6L, Q4e-tron;
  • Jetta: VA3, VS5, VS7.

Volkswagen (Anhui) Automotive Company (ранее известная как JAC Volkswagen Automotive Company) создана в 2017 году и специализируется на выпуске автомобилей на новой энергии. В настоящее время 3/4 капитала компании принадлежит Volkswagen (China) Investment Company Ltd., 25% – Anhui Jianghuai Automobile Group Corp., Ltd. (JAC). Компания выпускает автомобили бренда Cupra для внутреннего рынка, Cupra Tavascan – для зарубежных покупателей, а также начинает выпуск Volkswagen ID.Unyx.

Audi FAW New Energy Vehicle Company – специализированная производственная база Audi в Китае, которая будет специализироваться на выпуске электрических моделей. Среди акционеров – Audi AG (55%), FAW (40%) и Volkswagen (China) Investment Company (5%). Первый предсерийный автомобиль Audi Q6 e-tron сошел с конвейера 26 января 2024 года. В конце года предприятие начнет производить четыре модели электромобилей, специально разработанных для китайского рынка: Audi Q6 e-tron и три модели серии Audi A6 e-tron.