Как следует из названия, в это воскресенье людей по всему миру призывают оставить свои машины дома и насладиться улицами, свободными от движения и загрязнений. Во многих странах в этот день (или даже в течение целой недели) принято ездить на велосипедах, ходить пешком или пользоваться общественным транспортом. В общем, делать все, лишь бы не слышать привычный шум автомобильных двигателей. Но как началась история car-free days и удалось ли этому движению добиться хоть какого-то прогресса?

Нефтяной кризис 1973 года и ни слово об экологии

Движения против автомобилей начались еще в 50-х годах и в основном в Штатах, когда первые плохо одетые, но отважные местные группы начали собираться здесь и там, чтобы протестовать против вторжения машин в их города и районы. Например, в 1958 году в Нью-Йорке жители района Вашингтон-Сквер-парка устроили демонстрацию. Они требовали заблокировать предлагаемое расширение Пятой авеню, что уничтожило бы этот популярный общественный парк и социальный оазис.

Но история Всемирного дня без автомобиля все-таки берет свое начало с энергетического кризиса. Причем изначально в этом движении было мало «зеленого» и ни о каком переосмыслении городского транспорта речи не шло. Все было куда проще. Первый зарегистрированный случай Дня без автомобиля произошел во время нефтяного кризиса 1973 года, когда дефицит на черное золото был очень серьезным. А первой страной, которая организовала car-free days, стали Нидерланды. В то время такой незамысловатый праздник стал одной из немногих мер, которые помогли быстро сократить потребление нефти и, соответственно, снизить спрос на нее. После этого День без автомобиля также стал активно применяться в Дании, Швейцарии, Франции и Германии. Но официальный статус этот праздник получил еще не скоро.

Спустя 20 лет после нефтяного кризиса мир столкнулся с новой проблемой – чрезмерное увеличение количества автомобилей, которые наносят вред нашей среде обитания, здоровью и общему благополучию планеты. Вот здесь люди начали задумываться о том, как препятствовать этой тенденции и способствовать более эффективному использованию транспорта. И День без автомобиля стал ответом на все эти вопросы.

Интернационализация эксперимента «День без автомобиля»

Наша собственная вовлеченность в идею время от времени убирать все автомобили с улиц и в процессе приглашать граждан думать и говорить об этом восходит к конференции International Ciudades Accesibles, которая прошла в 1994 году в испанском городе Толедо. Уже после этого был принят документ под названием «Четверг – прорывная стратегия по сокращению зависимости от автомобилей в городах». Именно он стал своеобразным уставом car-free days. А городами, которые первыми выступили с инициативой Всемирного дня без автомобиля, стали Рейкьявик (Исландия), Ла-Рошель (Франция) и Бат (Великобритания). В 1997 году Соединенное Королевство также стало первой страной, организовавшей День без автомобиля как общенациональную кампанию. Через год это же сделала и Франция.

Инициатива освобождения улиц от транспорта быстро заняла умы людей. А британская программа «Неделя зеленого транспорта» и французская «В городе без моей машины» послужили отличной моделью для последующего распространения этого подхода на всю Европу. Уже в 1999 году Европейская комиссия одобрила и профинансировала эту идею, а в 2000-м «День без автомобиля» стал общеевропейским мероприятием.

В том же году эта мера стала международной инициативой благодаря Колумбии, которая совместно с Консорциумом Всемирного дня без автомобиля организовала свой первый День без автомобиля. Это был первый в мире крупномасштабный проект, который привел к тому, что около 850 000 частных автомобилей в Боготе остались в гаражах на целых тринадцать часов. Затем успех этого проекта перекинулся аж на Китайскую Народную Республику, где первый День без автомобиля прошел 14 октября 2000 года. Очевидно, это движение уже было не остановить. И 19 апреля 2001 года прошел первый Earth Car Free Day, в котором приняли участие более 300 городов и компаний.

А в чем смысл?

Сегодня, более двадцати лет спустя, движение «День без автомобиля» стало набирать международную известность и определенную респектабельность. При этом цель этого праздника предельно ясна: уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу. И у car-free days даже есть свои успехи в этом направлении. В 2021 году движение доказало свою эффективность в снижении шума и загрязнения воздуха. Так, в Брюсселе уровень диоксида азота (NO2), загрязняющего вещества, в основном выбрасываемого дизельными и бензиновыми автомобилями, снизился на ошеломляющие 86% по сравнению с обычным воскресеньем. А в Париже уровень снизился на 50%. Но, что еще важнее, эта инициатива демонстрирует, что города не должны вращаться вокруг автомобилей и что сокращение автомобильного движения действительно приносит пользу всем.

При этом Дни без автомобилей дают много положительных результатов не только с точки зрения экологии. Благодаря car-free days люди приобщаются к более здоровому и активному образу жизни. А еще такие воскресенья способствуют общению и создают чувство принадлежности в обществе, поскольку люди собираются вместе на открытых пространствах, свободных от автомобилей.

В любом случае мир просто становится немного лучше, когда мы на день-другой убираем несколько машин с дороги и не думаем о них. Тем более что car-free days есть и в Беларуси. В этом году в рамках республиканской экологической акции проезд в общественном транспорте для всех водителей будет бесплатным. Вам нужно будет лишь предъявить кондуктору ваше водительское удостоверение и техпаспорт на машину. Также для любителей велосипедов в парке имени Уго Чавеса пройдет велопробег «Беларусь за чистый воздух». Так что выходите, принимайте участие и наслаждайтесь более тихими и чистыми улицами в этот особенный день.