Для традиционных бензиновых ДВС, работающих по циклу Отто, это действительно высокое значение. Поэтому аргументы в пользу 98-го бензина кажутся разумными. Но не все так просто. О том, как октановое число коррелирует со степенью сжатия и почему высокое значение последней не всегда означает необходимость использования исключительно дорогих марок бензина, рассказывает тренер по сервисному обслуживанию холдинга «Атлант-М» Дмитрий Перлин.

Безразмерная величина

Начнем с теории. Степень сжатия – это безразмерная величина: отношение суммы рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания к объему камеры сгорания. Еще раз: (V цилиндра + V камеры сгорания) / V камеры сгорания.

Допустим у нас есть два двухлитровых двигателя. У одного степень сжатия 10, у второго – 12. О чем нам говорит эта информация? О том, что у второго двигателя рабочий ход поршня больше, соответственно и работы в единицу времени им тоже будет произведено больше. Поэтому высокая степень сжатия означает высокий механический КПД двигателя. Но есть маленький неприятный нюанс – детонационная стойкость бензина.

Детонация или взрывообразное горение – это горение со скоростью фронта пламени выше скорости звука. Когда происходят микровзрывы, мы слышим из-под клапанной крышки характерное стрекотание, которое бывалые называют стуком пальцев. На слух эти звуки не кажутся страшными, но микровзрывы способны разрушать поршни и отрывать тарелки клапанов, особенно в нагруженных режимах работы двигателя.

С точки зрения теории двигателестроения степени сжатия ниже 10,5 соответствует 92-й бензин, при степени сжатия 10,5–11,5 должен применяться 95-й, ну и когда соотношение объемов составляет 11,5–12 – 98-й и выше. У Ferrari на атмосферном моторе была степень сжатия 13 – это уже история про специализированный дорогой спортивный бензин.

Как же получается, что степень сжатия, например, 11, а производитель одобряет использование 92-го? В современных двигателях применяются датчики детонации, датчики ионизации, фазорегуляторы, системы управления впрыском и т.д. Они позволяют путем изменения момента впрыска и зажигания работать на 92-м бензине моторам со степенью сжатия 11–11,5.

Но надо понимать, что такой двигатель на 92-м будет функционировать не оптимально. ЭБУ откорректирует все параметры для исключения детонации, а не для получения максимальной отдачи. Соответственно, если степень сжатия у вашего мотора выше 10,5 – лейте 95-й, тем более что экономия на 92-м мизерная.

Обратная крайность – лить 98-й или 100-й бензин в атмосферный двигатель. Поговорка про кашу и масло в данном случае не работает. Такие бензины предназначены для турбомоторов с высокой степенью сжатия. На «атмосфернике» никакого ощутимого прироста мощности высокооктановый бензин не даст.

Степень одинаковая, а сжатие разное

Все сказанное выше касалось двигателей, работающих по циклу Отто – именно поэтому я и вспомнил мотор Ferrari со степенью сжатия 13. Но ведь двигатель BHE15-AFD, используемый на обновленном Geely Emgrand, имеет степень сжатия 13,5. Это очень современный мотор с прямым впрыском, интегрированным впускным коллектором, электрическим насосом охлаждения и электронным термостатированием. При этом производитель дает добро на использование 95-го бензина – как так, ведь из сказанного выше следует необходимость в специализированном бензине?

Дело в том, что этот двигатель работает по циклу Аткинсона. Давайте вспомним, чем он отличается от цикла Отто. В классическом цикле Отто четыре такта: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск. В каждом такте свое положение впускных и выпускных клапанов. Если очень упрощенно, то на такте впуска впускные клапаны открыты, выпускные закрыты. При сжатии и рабочем ходе закрыты все клапаны. Ну а на выпуске открываются выпускные клапаны, через которые выталкиваются отработавшие газы.

В цикле Аткинсона впускные клапаны не только открыты на впуске, но и на сжатии они закрываются с запаздыванием – через них не только подается воздух, но и стравливается во впускной коллектор часть топливовоздушной смеси. Таким образом на цикле рабочего хода производится поджигание меньшего объема смеси, чем в цикле Отто, что и позволяет избежать детонации.

Теперь вернемся к степени сжатия. Поскольку это отношение объемов, то расчетная степень сжатия не зависит от того, по какому циклу работает двигатель. Но, как вы уже догадались, из-за более позднего закрытия впускных клапанов в цикле Аткинсона топливовоздушная смесь сжимается не так сильно, как в цикле Отто.

Соответственно, в двигателе BHE15-AFD, который применяется на Emgrand, несмотря на степень сжатия 13,5, можно и нужно использовать рекомендованный 95-й бензин. А вот работы этого мотора на 92-м лучше не допускать. Если только больше ничего нет, а ехать надо, – резюмирует Дмитрий Перлин.