Генеральный партнёр конкурса – компания "Автосеть". Исчерпывающий выбор летних шин R13 – R22 и быстрая доставка по Беларуси

События последних полутора лет поставили временный крест на дальних автомобильных путешествиях. Границы закрыты, автобокс пылится на балконе. Перебиваемся небольшими вылазками по Беларуси, узнаем Родину заново, но душа, как и у многих подсевших на иглу автотуризма, просит дальних волшебных стран.

Тем не менее жизнь сделала из меня сдержанного оптимиста, и я уверен: все вернется на круги своя через определенное время, мы снова сможем путешествовать. Правда, есть опасения, что бюджеты наши к тому времени сильно похудеют.

В этом рассказе я решил описать наше небольшое путешествие, предпринятое несколько лет назад, а также бюджетные лайфхаки, которые вынес для себя во время этой короткой автомобильной поездки в Норвегию – страну ни разу для туристов не дешевую. Возможно, описание и информация кому-то пригодятся на будущее. Только про деньги, конечно, скучно, поэтому заодно опишу наши небольшие семейные приключения. Сейчас для многих из нас это и есть маршрут мечты, сложившийся в кажущиеся далекими времена до COVID и открытых границ.

Проработка маршрута исходя из бюджета

Не открою Америку, если скажу, что здесь важны два момента. Первый – нужно прикинуть примерную стоимость поездки и иметь еще примерно 50% от планируемой суммы "неприкосновенный запас" на случай непредвиденных ситуаций. И второй – если нужны бронирования, заниматься ими следует как можно раньше, особенно это касается покупки билетов на паромы.

Исходя из бюджета, времени и имеющегося снаряжения маршрут у меня тогда сложился такой: паром в Швецию – оттуда в Норвегию денька на три – обратный паром в Данию – потом Германия – неделя релакса на польской Балтике – домой. Посмотреть намеревались южную часть Норвегии, так как для более холодной части нужна соответствующая экипировка либо совсем другие суммы. Расходы при размещении в норвежских отелях и пользовании местным общепитом возрастут до 150-200 евро в день. Норвегия широко известна как страна, максимально приспособленная для автотуризма, – кемпинги на разный кошелек там практически на каждом шагу.

Подготовку начали "с хвоста". Ехать в путешествие мы собирались в июле, но еще в феврале стали мониторить предложения апартаментов на юге Балтийского моря – в Польше, Литве, Латвии. Выбрали очень выгодное предложение на Airbnb в Гданьске (139 евро за 7 суток) и забронировали с возможностью отмены (правда, и с потерей комиссии).

В Стокгольм паромами можно попасть из Латвии и Эстонии. Мы выбрали отправной точкой Ригу, так как до нее всего около 500 км. Забронировали билеты в апреле – место для автомобиля и каюту для трех человек (варианты либо на 2, либо на 4 места), цена составила 252 евро. Через месяц она выросла еще на 20 евро, а потом все недорогие места вообще исчезли, остались люксы. В июне свободных мест для перевозки автомобилей уже не было – все раскупили.

Чтобы попасть из Норвегии в Данию, были варианты: либо вернуться через Швецию (мост Мальме – Копенгаген), либо опять же паромом из норвежского Кристиансанна в датский Хиртсвальдс. Остановились на втором, более экономичном и удобном. Бронировали в мае, хотя в апреле было на 20 евро дешевле.

Дальше маршрут прокладывался через точки, наиболее привлекательные для осмотра. Всю информацию (карты, координаты, описание мест, данные бронирований) вносил в отдельный файл, к моменту путешествия он составил 80 страниц.

В этом путешествии по Скандинавии мы решились на полное "автономное плавание" – по сути, мы собирались по-цыгански бродяжничать неделю, переезжая с место на место, с крышей над головой в виде палатки. Останавливаться решили только в кемпингах. Так значительно дешевле, не требуется предварительное бронирование и оплаты, маршрут можно скорректировать по ситуации. Тем не менее для нас, не сильно опытных туристов, это был в некотором роде вызов. Карты с кемпингами были проработаны и заранее забиты в навигатор.

Еду планировали купить по максимуму в Литве, так как в Норвегии, судя по отзывам, цены просто сумасшедшие.

Итак, визы сделаны, страховки готовы, маршрут составлен, а машина упакована.

Он сказал: "Поехали!"

Мы стартовали в ночь на воскресенье, пересекли границу в Котловке, без спешки проехали сонную столицу Литвы и взяли курс на Паневежис, где у нас была запланирована остановка на закупку провианта. К городу ведет отличная магистраль. Потратив около 60 евро, мы забили багажник под завязку (крупы, макароны, консервированные мясо и рыба, хорошо хранящиеся овощи и фрукты, хлебцы, паштеты, вода и соки) и выдвинулись в сторону Риги.

Прибыв в находящийся в старой части прекрасной Риги порт, решили проверить нашу регистрацию, хотя до отплытия парома было еще более 4 часов. Как оказалось, не зря. Проблема выскочила с неожиданной стороны. Оказалось, что наша машина с установленным автобоксом не вписывается по высоте в оплаченное место. Нужно не более 190 см, а у нас – 194. Бокс можно было снять и положить в салон, благо он помещался, а можно доплатить 15 евро – и нас поставят на площадку для кемперов. Мы выбрали второй вариант.

Покончив с формальностями, отправились в уютный и немного готичный старый город, прошлись по улочкам, постояли на набережной.

Очень скоро надо было становиться в очередь на погрузку. Мы получили погрузочные квитки с номером каюты, а также скидочные купоны на пару коктейлей в баре парома. Вместе с огромным количеством машин запарковались в трюме корабля и нашли в его необъятном чреве свою каюту – четырехместный номер по типу купе в поезде. Две кровати на втором ярусе, столик, прихожая с вешалкой и санузел с душевой кабиной. Скромно, но очень удобно и функционально. Оставили вещи и с детской радостью пошли осматривать корабль.

Первым делом выбрались на открытую палубу – очень хотелось увидеть отход парома.

Мы никогда раньше не плавали на таких больших судах, нам все было в новинку, все интересно. Мимо портовых построек по руслу Даугавы вышли в море. Над вечерней Балтикой дул довольно сильный ветер. Спустились вниз – и впечатлились размерами парома. Целые две палубы отведены под развлекательные заведения – бары, фудкорты и рестораны. Оказывается, плавание на таком пароме – довольно гламурное мероприятие! Мы облюбовали бар с живой музыкой и использовали свои купоны. Ну что же, завтра нас ждет Стокгольм и начало кочевой жизни.

Шведский день

Утро понедельника встретили на верхней палубе, попивая кофе и наблюдая, как наш корабль чинно огибает бесчисленные островки, заполнившие прибрежные воды. Некоторые совсем крошечные, но на них обязательно выстроен симпатичный домик. Интересный вариант дачи.

Выписывая зигзаги, паром часам к 11 пришвартовался к терминалу. К этому времени мы были уже в машине и ждали сигнала на выезд. Распахиваются створки трюма, на выезде из порта ждет обязательная продувка водителя на алкоголь. Прибор моргает зеленым, открывается шлагбаум – и мы наконец-то в Швеции.

Так как времени у нас было около четырех часов, для знакомства с городом мы выбрали старую часть Стокгольма – сохранивший средневековый стиль и архаичную архитектуру Гамла-Стан. Эта часть нам очень понравилась, как и королевский дворец со своей суровой архитектурой и обязательным нарядным караулом.

Впечатленные, мы выехали из шведской столицы и взяли курс на Осло. Стояла задача максимально близко подобраться к нему и стать на ночевку в кемпинге. С приличной (не менее 100 км/ч) скоростью мы пролетели по прекрасным шведским дорогам и разместились в кемпинге First Camp Karlstad Skutberget.

Выбранный нами вариант был порядком заполнен, нашлось место для палатки, но без подключения к электричеству. Однако рядом находилась кухня с плитами, микроволновкой и даже духовым шкафом. Огромное преимущество – расположение кемпинга рядом с прекрасным озером, а также хорошая инфраструктура: батуты, мини-гольф, кафе, места для пикников и лежаки на живописном берегу. Цена ночлега стандартная – около 25 евро за все (три человека, автомобиль, место для палатки). Для приготовления ужина и разогрева завтрака использовали прихваченную мультиварку.

Утром двинулись в сторону Осло – в загадочную Норвегию, о которой столько мечтали.

Хроники Норвегии

Природа Норвегии поразила и потрясла меня намного больше, чем увиденные города Осло и Берген. Яркие деревянные домики в скандинавском стиле в центре Бергена и мрачноватый Акерсхуз в Осло ни в какое сравнение не идут с фьордами и водопадами. Поэтому об Осло напишу немного. Нам понравились небольшие тихие парки с интересными скульптурами, просторная набережная. Удивило огромное количество электромобилей и полная инфраструктура для них – бесплатные станции зарядки. Множество велосипедистов. Как в большинстве европейских столиц, огромное количество уличных кафе и ресторанчиков.

Мы отдохнули на скамейке возле пруда в средневековом дворике и отправились в кемпинг на ночевку. Погода стояла очень теплая, и мы даже не предполагали, что нас ждет.

Выбранный норвежский кемпинг находился приблизительно в 8 км от водопада Ворингфоссен, намеченного для просмотра на утро. По прогнозам предполагалось, что будет около 20 градусов тепла, однако сразу после Осло дорога начала сильно забирать в горы, постепенно изменилась, точнее, совсем исчезла растительность – даже маленькие кривые березки уступили место мху и камням.

Скоро мы увидели первый июльский снег – плотные пласты рядом с небольшими озерцами чистой прохладной воды.

Небо затянуло густой серой пеленой, задул злой ветер – не было больше теплого июля, за окном был промозглый ноябрь. Когда мы вышли из машины, чтобы потрогать снег и положить камешек "для троллей" – пополнить симпатичную пирамидку, часто встречающуюся на местных камнях, – пришлось надеть куртки и капюшоны.

Так мы проехали около 300 километров по почти безлюдной узкой дороге, 13 раз въезжали в дождь, температура опустилась ниже 10 градусов по Цельсию. Напуганные внезапной сменой времен года, мы решили попробовать снять домик в намеченном кемпинге Garen.

На форумах писали, что в сезон все домики, как правило, забронированы заранее, так и случилось. Однако не было проблем с местом для палатки с подключением к электричеству. И мы приняли вызов.

Под мелко моросящим дождем установка палатки прошла в рекордные сроки. Наличие розетки создало необходимый уровень комфорта: в мультиварке быстро закипел суп, а тепловентилятор устроил в прихожей Африку. Кемпинг приятно удивил уровнем инфраструктуры, особенно понравилась уютная гостиная с мягкими диванами, телевизором и Wi-Fi. В ней мы провели вечер, попивая горячий чай с печеньками. На случай холодной ночи были готовы перебраться сюда с пледами и подремать на диванах, но в нашей палатке к этому времени было уже даже жарко. Мы хорошо выспались, а утром проснулись в совсем другой климатической зоне. Ярко светило солнце – нас ждал прекрасный летний день. Вредные тролли смилостивились над новичками. 

Великолепный водопад Ворингфоссен – зрелище грандиозное! Первый раз я видел водопад такого размера. Мы долго смотрели, как тонны воды падают с высоты 183 (!) метра с оглушительным шумом в реку Бьорейя.

На самом деле водопадов два. Второй, поменьше, – это река Туссвико, которая также обрушивается в Ворингфоссен. Информацию о том, как подъехать и с каких точек лучше осмотреть это чудо природы, я нашел в блоге. Рядом с водопадом есть магазинчики сувениров.

Немного о норвежских дорогах

По знаменитой 7-й дороге от водопада мы направились в Берген.

Именно эта дорога доставит огромное удовольствие водителю и пассажирам своими видами и неожиданными поворотами. Около 30% ее составляют тоннели. Часть пути пролегает по берегу Эйдфьорда – можно долго смотреть на его бирюзовую воду, огромные горы со снежными вершинами, кажущиеся такими маленькими прогулочные суда, скользящие по искрящейся глади моря.

Нужно помнить, что быстро по Норвегии вы не проедете. И дело даже не в прекрасных видах, а в средней скорости и характере дорог. При допустимой скорости 80 км/ч ваша средняя составит скорее всего около 50 км/ч. Дорожная полоса очень узкая и извилистая, две легковые машины с трудом могут разминуться на ней, а если встретится грузовик или автобус – нужно пятиться до кармана, благодаря которому можно разъехаться.

При планировании поездки стоит осознавать, что для преодоления участка, скажем, в 200 км вам потребуется около четырех часов. Дороги в Норвегии имеют платные участки, платными могут быть тоннели и мосты. Для оплаты есть автоматическая система Visitors Payment, в которой можно зарегистрироваться, внести данные кредитной карты, и тогда суммы будут списываться при проезде с помощью считывающих устройств. Есть и второй способ, абсолютно законный, – система сама определяет владельца по "номеру" машины, счета приходят на дом (нам не пришли).

По дороге в Берген мы проехали по мосту Хардангербруа (большинство норвежских топонимов для нас непроизносимо).  

Это самый длинный подвесной мост в Норвегии – изящная конструкция, словно парящая в воздухе над узкой частью Эйдфьорда. Эффект достигается благодаря тому, что въезд и выезд происходят через тоннели, которые внутри ярко подсвечены, что усиливает ощущение сказочного происхождения моста.

В Бергене мы прогулялись по центру и набережной Брюгген (прекрасный вид на Норвежское море), взглянули на башню Розенкраца. В высокий сезон городок наполнен туристами, жизнь кипит. Однако мы с трудом нашли возможность для обмена евро на кроны (понадобились наличные), в результате сделали это в местном книжном магазине у невозмутимого продавца. Боковые улочки представляют собой что-то вроде музея под открытым небом – сохранены старые стены, деревянные мостки, выставлены предметы быта.

После покупки очередной тарелки с видами города (мы их собираем), мы выехали в сторону Долины водопадов. В этот раз до моста доехали по 7-й дороге, идущей по берегу роскошного Хиссфьорда.

Мы остановились в маленьком кемпинге, расположенном в некотором отдалении от шоссе, прямо на берегу фьорда, с прекрасным видом на мост (просто свернули по указателю).

Кемпинг не имел традиционных домиков, не было даже здания администрации, но на берегу исправно работал небольшой санузел, душевые и крошечная кухня. Для туристов много точек доступа к электричеству и просто шикарный вид с зеленого берега. Располагаться в таких кемпингах можно в любом приглянувшемся месте. Оплату у нас приняла администратор – шустрая бабулька, прибывшая на велосипеде с портативным кассовым аппаратом на плече. Принимали только наличные и только кроны, стоимость невысокая – около 20 евро в эквиваленте. Очень уставшие, мы сразу после ужина с наслаждением завалились спать. До Долины водопадов – Хусседалена – оставалось 20 км.

Долина водопадов

На следующий день нас ждала кульминация поездки Долина водопадов. Для встречи с ней мы встали пораньше и приехали к городку Кинсарвик, повернули к старой электростанции и припарковались на еще свободной от машин стоянке.

Солнце не поднялось высоко, было не жарко. Первый из четырех водопадов находится прямо возле парковки – шумный Твитафоссен.

Для его осмотра есть огороженная площадка. Мы воспользовались маршрутом, детально описанным все в том же блоге. Следует быть готовыми к тому, что Долина водопадов – это ни разу не долина, а довольно крутой склон горы, по которому нужно карабкаться в течение нескольких часов.

Есть два варианта – проложенная трактором дорога, довольно ровная, но идущая под приличным углом вверх почти до третьего водопада, либо тропинка в лесу, обозначенная красными буквами Т и идущая вдоль берега реки Кинсо, образующей все четыре чуда природы. Тропинка дает возможность подобраться к водопаду максимально близко.

Бывалые путешественники советуют подняться по "тракторной" дороге и спуститься по "лесной". Мы же поступили наоборот – и нам такой вариант понравился. Было более безопасно карабкаться по скользким камням именно вверх, а так как ритм движения менялся, то успевали немного передохнуть, в тени деревьев было прохладно, множество ручьев с прекрасной питьевой водой. Мы также довольно долго сидели на камнях, любуясь водопадами. Как сказала моя дочь, "красиво так, что аж в носу щекочет".

Рекомендация: необходима хорошая обувь, желательно трекинговая, с рифленой подошвой и хорошей фиксацией стопы. Дальше третьего водопада мы забираться не стали. После недавнего дождя почва совсем раскисла, некоторые участки превратились в лужи жидкой грязи и настоящее болото. Три осмотренных водопада полностью насытили нас впечатлениями. По тракторной дороге под уже очень жарким солнцем легко спустились вниз.

Длина маршрута – 4 км одну сторону. Для неподготовленных людей вроде нас такой поход занимает не менее половины дня.

Мы спустились на уже переполненную парковку, перекусили, переоделись и двинулись в сторону Кристиансанна – утром нас ждал паром в Данию. По дороге остановились полюбоваться еще одним водопадом – самым популярным у туристов двойным Лотефоссеном, ныряющим прямо под дорожную магистраль, рядом с городком Одда.

С 13-й дороги мы свернули на 134-ю, затем на 9-ю и поехали, подыскивая ночлег максимально близко к Кристиансанну, ведь наш паром отходил очень рано, в 6:50 утра. Остановились в кемпинге Бьонндаллен. Здесь для нас нашелся почти игрушечный свободный домик в норвежском стиле – как раз хотелось провести в таком одну ночь.

Так как кемпинг совсем небольшой и находится в отдалении от трассы, цена ночевки была около 35 евро. Очень тихое место на берегу небольшого озера, есть все необходимое, в домике – кофеварка, плитка, холодильник, посуда, 3 спальных места, небольшая терраса, очень зелено. Хорошо оснащенная кухня и приличный санузел.

Как убитые мы проспали до 4 утра, подскочили под We will rock you любимого Фредди и быстро поехали в порт. До свидания, прекрасная Норвегия, мы остались в полном восторге от тебя!

Датские сказки

Паром, которым мы воспользовались (билет – 125 евро, максимальная высота по этой цене – 195 см, у нас – 194 см, прошли впритирку), – один из самых быстрых в этом направлении, хотя цена при раннем бронировании, на наш взгляд, невысокая. Еще раз повторю совет добрых людей, которым пользовался сам: бронирование паромов лучше делать максимально заранее. Читал на форумах, что при покупке билета день в день человек заплатил около 500 евро, – оставались только самые дорогие места.

Порт мы рассмотрели, уже отчаливая от норвежских берегов в свете раннего утра. Шустрый небольшой паром быстро набрал высокую скорость, и мы понеслись к Дании.

Так как поездка занимает всего 2 часа 15 минут, салон оборудован сидячими местами – комфортабельными кожаными креслами с откидными столиками. Как всегда, есть бар, магазин дьюти-фри, детская комната.

Не успели оглянуться, как прибыли в Хиртсхальс. Для прогулки наметили городок Ольборк, расположенный на Лимфьорде. Он оказался действительно очень милым, с красивыми зданиями и фонтанами в центре, уютной набережной.

Пополнив запасы еды в местном супермаркете, мы поехали в кемпинг возле городка Сеннерборг. Изюминкой кемпинга было его расположение на берегу Балтийского моря. Кемпинг оказался небольшим и очень зеленым, пользование горячей водой платное, в остальном все было хорошо. Цена стандартная – около 25 евро с подключением к электричеству. Установив палатку и перекусив, мы пошли купаться.

О готовке в кемпингах

У нас был с собой мангал, в большинстве кемпингов пользоваться им можно, но открытый огонь не допускается, используем только уголь. Кроме того, очень упрощает жизнь маленькая газовая плита для приготовления пищи при отсутствии электричества. Их довольно большое разнообразие, от многокомфорочных до банальных насадок на газовый баллон. Наш вариант – "краб": довольно удобная, занимает мало места, очень экономичная. Но основную работу по кухне выполняла мультиварка. Незаменимая вещь! Ничего лучше для "гламурного" путешественника в случае доступа к электричеству пока нет. 

Наконец-то довелось окунуться в море.

Вода кристально чистая, но довольно холодная (здесь недалеко Северное море переходит в Балтику). Немного пообщались с морской звездой – на ощупь довольно увесистое, шершавое тельце. Ей не очень нравилось позировать перед камерой, поэтому быстро отпустили красавицу назад под камень.

Данию, нарядную и как будто игрушечную, мы увидели краешком глаза, дали себе обещание обязательно еще раз приехать в эту спокойную и уютную страну, посетить Копенгаген.

По гамбургскому счету

По дороге в конечную точку нашего отдыха на берегу моря в Польше мы заехали в прекрасный немецкий Гамбург – крупнейший порт, "вольный ганзейский город". Для прогулки выбрали центр – площадь рядом с городской ратушей. Был выходной день, на улицах царила праздничная атмосфера. Во внутреннем дворе ратуши возле большого фонтана давал концерт местный оркестр – к восторгу публики всем желающим предлагалось немного побыть дирижером.

Знойный полдень мы встретили в пригороде – в тенистом парке небольшого, с игрушечными башенками и окошками замка Бергедорф. Рядом на газонах отдыхают велосипедисты. От замка отходят узкие улицы, заполненные магазинами и кафе, которые так и манят зайти, купить безделушку, выпить чашечку кофе. Мы воспользовались приглашением.

После обеда выехали в сторону польского Щецина, остановиться решили в 180 км от Гамбурга. Нашли небольшой кемпинг, 6 км в сторону от основной дороги. Тихий и просторный, также на берегу озера, цена – 36 евро (в стоимость включено пользование переходником для местных кемпинговых розеток). За ужином под блюдо с гриля выпили купленного в Гамбурге превосходного портера – и отправились спать. Завтра мы покидали Германию, нас ждал польский Щецин.

В Щецин приехали после обеда, до поездки в город выбрали уютный кемпинг на морском берегу. Цена с подключением к электричеству не дотянула даже до 20 евро. Поставили палатку, помылись, поели и поехали гулять. Я совсем не таким представлял себе этот город – более компактным и простеньким, что ли. Тем приятнее и интереснее было увиденное – прекрасные замки и дворцы, нарядные образцы архитектуры XVIII-XIX веков, фонтаны и хорошо сохранившиеся костелы. 

Прогулка доставила большое удовольствие. У нас была последняя "дикая" ночевка, ведь в понедельник с 16 часов нас ждали в Гданьске 2-комнатные апартаменты со всеми удобствами – кочевники возвращались в лоно цивилизации. 

Оседлый образ жизни

До Гданьска была одна небольшая остановка – дочь хотела посмотреть Башню Ведьм в польском городке Слупске. Нашли ее в глубине парка, причем не с первого раза, прочитали грустную и кровавую историю, с ней связанную: в небольшом, приземистом, совсем не страшном сооружении, оказывается, содержали перед казнью местных жительниц, обвиняемых в колдовстве.

На выезде заехали в местный магазин "Декатлон" – рай для путешественников и спортсменов.

В Гданьске мы были семьей два года назад. Еще тогда нам полюбился этот теплый город с прекрасно сохранившимся старым центром и длинной полосой превосходных песчаных пляжей.

Балтийское море мое любимое, мне нравится его неровный характер и множество оттенков всегда чуть прохладной воды. В этот раз мы получили сюрприз в виде "балтийской синьки" – водоросли, собравшиеся у пляжа, делают воду похожей на суп из шпината. Купание во время этого явления запрещают – вывешивают красный флаг. Нам пришлось ехать за 20 км на пляж в поселок Собежево – там вода была чистой, небольшая волна делала купание особенно веселым.

В этот свой приезд мы покатались на местном колесе обозрения – взглянули на старый город с высоты, разумеется, попробовали местные горячие вафли – "гофры" – со сливками и свежими ягодами, прогулялись по парку в Оливе. В один из дней съездили в местный зоопарк – очень понравилось расположение (зелено, просторно), животных можно было хорошо рассмотреть.

Также съездили в местечко Шимборк – небольшой парк с экспозицией, посвященной ссыльным (1940-1950-е годы), и аттракционом "Перевернутый домик" – аналогичный есть у нас в Дукоре. Парк понравился, а вот домик – нет. Наш намного интереснее. Большая очередь, которую пришлось отстоять, чтобы попасть внутрь, не добавила приятных впечатлений.

При возвращении домой задержались на один день в Августове – хотели взглянуть на знаменитые каналы. Маленький город оставил приятное впечатление – тихое завершение нашей большой поездки. Вдоль каналов много кафе и ресторанов, отелей с видом на водную гладь, вечером чинно прогуливается публика, мимо проплывают небольшие прогулочные суда, с берега рыбаки закидывают удочки.

Обратный путь – чуть более 400 км – лежал через Привалку. Прошли границу, вообще нигде не задерживаясь, менее чем за 20 минут оба пункта пропуска, у белорусских пограничников автобокс, набитый снаряжением, интереса не вызвал.

Вердикт

За 17 дней наш Kia преодолел 5238 км. Мы проехали семь стран, сделали несколько тысяч снимков. Самым ярким впечатлением поездки была, конечно же, Норвегия – столько чувств у нас вызвала ее суровая и холодная красота! А ведь мы зацепили только краешек этой волшебной страны.

Пару слов о северных европейцах, какими их увидели мы. Безусловно создающие о себе приятное впечатление, эти люди знают простую красоту жизни: часто и с комфортом путешествуют, ведут до самой старости активный образ жизни, везде ездят большой и дружной семьей, включая маленьких детей и домашних любимцев. Именно поэтому основными автомобилями, встречающимися на дорогах, являются универсалы C- и D-класса. На крышах – багажники, приторочены велосипеды, имеются фаркопы для перевозки прицепов-дач.

В кемпингах многие места арендуются на длительный срок. Семьи обосновываются там с комфортом, ставят заборчики, устраивают клумбы, вывозят кучу летней мебели и даже телевизоры. Проводят дни возле воды, занимаясь своим многочисленным белоголовым потомством, вечером хлопочут у гриля. Свято соблюдается право окружающих на отдых и комфорт: в кемпингах очень тихо, все исключительно вежливы, все друг с другом здороваются, как в маленькой деревне.

Забота об окружающей среде там фактически вошла в моду: первый раз я видел такое разнообразие электромобилей. Именно это, на мой взгляд, является показателем успешности и прогрессивности.

В то же время европейцы любят и ценят старую технику, умеют ее реставрировать и с удовольствием разъезжают на ней по дорогам. Вот такого датчанина, владельца великолепного Morgan, мы встретили на заправке. И таких автомобилей у него два, он их восстанавливал своими руками.

На путешествие была потрачена довольно значительная для нас сумма. Бюджет поездки на 3 человека (в евро):

  • визы – 240,
  • паром Рига – Стокгольм – 252,
  • паром обратный – 125,
  • квартира в Гданьске – 130,
  • 6 ночевок в кемпингах – 150,
  • питание 17 дней – 400,
  • бензин – 350,
  • зеленая карта – 50.

Итого: 1697 евро.

Однако в полном соответствии с известной поговоркой, потратив эти деньги, мы стали только богаче – такую интересную и насыщенную жизнь вела наша семья эти две недели. Воспоминаний хватило надолго. В заключение хочу пожелать всем прекрасных поездок и ровных дорог. Путешествуйте с удовольствием!

P.S. Больше фото в небольшой видеоподборке о путешествии: 

Партнеры конкурса:

Компания WESTMOTORS – подбор и доставка без посредников автомобилей и техники из США, Европы, Канады и Китая.

Bir.by – умный поиск недвижимости по новостройкам города Минска.

Не забывайте оставлять свои "сердечки", если вам понравилась эта статья. Мы будет учитывать количество ваших лайков при определении победителя. Важный момент: считать их будем только за первые 7 дней, чтобы все опубликованные материалы были в равных условиях, ведь чей-то текст выйдет на месяц раньше, времени у него без подобных ограничений было бы гораздо больше.