Генеральный партнёр конкурса – компания "Автосеть". Продажа летних шин в Минске и всей Беларуси с любой формой оплаты.

В пору, когда коварный COVID резко сократил наши передвижения по миру, с приятной ностальгией вспоминаются былые поездки. Лично мне особенно запомнилась именно эта.

В сентябре 2019-го я совершил 10-дневный одиночный мотопробег по маршруту Минск – Львов – Винница – Черкассы – Полтавская область – Чернигов – Минск. Накрутил на колеса три с лишним тысячи километров. Могло быть и больше, если бы не сильные дожди в Карпатах, нарушившие мои планы. К счастью, мотоцикл ни разу не подвел, достойно выдержал испытание. Но обо всем по порядку.

Личный гид

Я давно мечтал побывать в одном из красивейших европейских городов, который неспроста называют маленьким Парижем. Забегая вперед, скажу, что Львов и впрямь очаровывает с первых минут. У него точно есть какая-то своя аура, незримая притягательная сила, которая кроется, может, в замечательной архитектуре, а может, в старинных улочках, покрытых брусчаткой. Правда, ездить по ней на мотоцикле не очень комфортно и не совсем безопасно – сцепление с дорогой непрочное. Поэтому я был очень осторожен.

В самом Львове я провел три отличных, наполненных экскурсиями дня. И всем, кто еще не был в граде Льва, советую съездить обязательно – не пожалеете. Конечно, когда откроют границы.

У меня был личный гид – дальний родственник, режиссер-оператор местной телерадиостудии, влюбленный в родной город и знающий в нем каждую тропинку. Он показал мне свой Львов, который, конечно, не так великолепен, как истоптанная туристами многих стран площадь Рынок или национальный памятник садово-паркового искусства Стрыйский парк, или Оперный театр, но в нем сконцентрирована та самая неуловимая аура города, его душа. Витает она и над Замковой горой, с которой город виден как на ладони.

Чтобы получить эти незабываемые впечатления в собственность, я оседлал свой "бэушный" эндуро и отправился в путь.

В краю замков

От Минска до Львова чуть больше 600 км, но я намеренно не гнал своих "мотолошадей", ехал со скоростью 70-80 км/ч. Часто останавливался, уходил с маршрута в сторону различных достопримечательностей, которые заранее запланировал посмотреть. Были и спонтанные решения. Посетил 5 наиболее известных и красивых замков Украины. Особенно впечатлил Свиржский, стоящий на холме в одноименном поселке недалеко от трассы Львов – Тернополь. Построили это архитектурное чудо, выполнявшее и оборонительную функцию, еще в XV веке польские шляхтичи Свиржские. Затем замок, как я узнал от экскурсовода, принадлежал графам Цетнерам, которые придали ему современный вид. Он неоднократно разрушался во время войн, но все время восставал из пепла. Кстати, здесь снимали фильм "Д'Артаньян и три мушкетера", в котором Свиржский замок сыграл роль бастиона Сен-Жермен, где мушкетеры трапезничали.

Еще один древний замок, Меджибожский, что в 30 км от Хмельницкого, хоть и находится в заброшенном состоянии, но привлекает к себе много туристов. В нем расположен музей памяти жертв голодомора 1932-1933 годов, после посещения которого на многое смотришь другими глазами и еще больше понимаешь ценность человеческой жизни.

Проезжая через небольшой город Тульчин, увидел величественный дворец и решил сделать остановку, чтобы поближе полюбоваться им. Оказалось, что это родовое имение графа Станислава Потоцкого, которое еще называют "Подольским Версалем". Пишут, что по красоте и роскоши он не уступал самым престижным дворцам Европы. Он и сегодня, спустя два с лишним столетия, впечатляет и по праву считается одной из лучших построек в стиле классицизма в Украине.

"Со своих денег не беру"

Про украинских "даишников" ходят анекдоты, но они уже устарели, так как после реформы МВД ГАИ упразднили, а ее функции перешли к патрульной полиции. Иногда я видел ее представителей по дороге, но так как ехал с разрешенной скоростью и ничего не нарушал, незапланированных остановок у меня не было. А местные жители, когда к ним обращался, охотно подсказывали, где лучше остановиться на ночлег, какие интересные достопримечательности по пути можно посмотреть.

На остановках и АЗС украинцы часто интересовались моим эндуро. И когда слышали, что он сделан в Минске, проявляли еще большее любопытство. Некоторых удивляло, что я вожу с собой канистры, ведь на АЗС всегда есть топливо. Хотя оно, к слову, в Украине дороже, чем у нас: литр бензина тогда стоил 26-27 гривен, что на тот момент было чуть больше доллара. Но на самом деле возил я не канистры… Когда люди узнавали, что это самодельные кофры для перевозки дорожных вещей, хвалили за смекалку.

Так непроизвольно завязывалось живое общение, и совершенно неважно было, на каком языке мы говорим о технических нюансах путешествия на колесах – русском, украинском или белорусском. В общем, чувствовал я себя почти как дома.

На обратном пути в одном из сел Черкасской области попросился на ночлег. Хозяин дома оказался мотолюбителем со стажем, показал свою гордость – раритетную "Яву", на которой где он только не был. Проговорили весь вечер. А утром, когда я хотел расплатиться за гостеприимство, хозяин сказал, что со своих, то бишь байкеров, денег не берет. Приятно было такое услышать.

С собой я брал палатку и немного гречневой и рисовой крупы, из которых с помощью маленькой газовой горелки готовил каши, были также чай и кофе. Стоянку специально выбирал у реки или озера, чтобы смыть дорожную пыль, усталость и с удовольствием окунуться поутру. На свежем воздухе под звездным небом классно спится – намного лучше, чем в мотеле, где я провел только одну ночь.

Ради новых ощущений под Черниговом заночевал в…стогу сена. От случайного зверя забрался на его верхушку и углубился с головой. Получилась мягкая перина, а в придачу бескрайнее звездное небо.    

"Сатана" и не только

А еще в ходе своего мотопутешествия я побывал… под землей, на глубине нескольких десятков метров. Точнее, в бункере командного пункта некогда суперсекретной ракетной базы. На ее месте создан музей ракетных войск стратегического назначения, где за небольшие деньги все можно посмотреть, потрогать руками и даже нажать ту самую красную кнопку "Пуск", хотя на самом деле она серая. Это была часть ядерного щита СССР: посреди большого поля в шахтах, которые сейчас залиты бетоном, находилось 10 баллистических ракет, нацеленных на США.

Впечатлила сама ракета РС-20, прозванная натовцами "Сатаной". Ее длина 34 метра, весит 211 тонн. Тут же на смотровой площадке – слегка поржавевшие от времени некогда секретные "сороконожки" нашего Минского завода колесных тягачей. Немного грустно видеть былое величие бывшей супердержавы, в которой родились и полжизни прожили мои родители.

Еще одна достопримечательность, которую тоже не мог пропустить, – географический центр Украины. Он расположен в Черкасской области, посреди поля у села Марьяновка. Там установлен небольшой памятный знак. Не отказал себе в удовольствии сфотографироваться с ним.

Ориентировался я по навигатору, но после того как он привел меня к несуществующей дороге (ее просто распахали!), стал сверять маршрут с картой, да и у местных жителей не стеснялся спросить, как лучше проехать. Украинские дороги уже не такие "убитые": за их ремонт и модернизацию основательно взялись, в чем воочию убедился сам. Ехать по таким трассам одно удовольствие. К слову, как мне показалось, лихачей в западных областях заметно меньше, чем в центральной Украине.

Неприятный осадок, правда, остался от Винницы, крупного областного центра. Угораздило меня поехать через город! Хоть это и не был час пик, но заторы создавали сами водители: многие куда-то спешили, нервно сигналили, "подрезали" друг друга, особо не соблюдая ПДД. Может, я излишне категоричен, но все же советую транзитным авто- и мотопутешественникам объезжать Винницу стороной.

Неожиданная мина и сюрприз

Подъехав к Светловодску, небольшому городку в Кировоградской области, у моста через Днепр заметил длиннющую очередь из авто и мотоциклов, которая не двигалась. Как сказали, на дамбе работают саперы, которые приехали сюда после телефонного звонка неизвестного, предупредившего о заложенной мине. Спустя три часа выяснилось, что тревога оказалась ложной.

На обратном пути я проехал через Полтавщину, райцентр Лубны, где в детстве у бабушки проводил каждое лето. Сейчас там живет двоюродный брат Артур, тоже, к слову, заядлый авто- и мотолюбитель. Мое появление на закате дня стало для него сюрпризом: для этого свой мотопробег я специально от него "засекретил".

На въезде в Беларусь пограничников заинтересовал мой внешний вид. Укрываясь от утреннего дождя, надел камуфляж, по расцветке напоминающий бундесверовский. Из-за этого, как потом понял, был подвергнут более тщательному досмотру. Похоже, меня поначалу приняли за потенциального разведчика-диверсанта!

Нет худа без добра

Из-за ковидных ограничений этим летом я хочу так же неспешно, с остановками объехать Беларусь вдоль ее границы. Недавно узнал, что недалеко от древнего Полоцка есть "фамильный" поселок и озеро Солонец. Интересно, почему они так названы? Кто там живет, вдруг родственников отыщу? Может быть, попутно еще раз загляну в Островец, где недавно заработала белорусская АЭС.

Люблю путешествовать один. Когда ты свободен как ветер, сам решаешь, где и куда повернуть, остановиться на ночлег, что взять с собой и посмотреть в пути, как прокормиться. Так крепнет уверенность в себе, ведь рассчитывать на чью-то помощь не приходится. Я оседлал мотоцикл лишь в 23 года, но уже не представляю свою жизнь без него. Это для меня лучший отдых.

Партнеры конкурса:

Компания WESTMOTORS – подбор и доставка без посредников автомобилей и техники из США, Европы, Канады и Китая.

Bir.by – умный поиск недвижимости по новостройкам города Минска.