Конкурс проводится при поддержке компании "Автосеть". Подробности о легковых шинах как нигде и дружелюбная поддержка

Шаг первый, неудачный. Покупка через компанию в Беларуси

К лету 2020 года в Америке припали цены, а у нас, так удачно сложилось, для электромобилей обнулили таможенные пошлины и отменили НДС. Все больше компаний в РБ начали предлагать помощь в подборе электромобилей на аукционах в США по фантастическим итоговым ценам в РБ. Речь шла о 6500 долларах за Nissan Leaf уже в Минске с доставкой и таможенной очисткой, некоторые компании писали, что в эту сумму входит еще и ремонт. То есть в конце весны у меня появилась уникальная возможность практически без доплаты обменять наш семейный Toyota Auris на Nissan Leaf первого поколения 2011-2012 года выпуска.

Nissan Leaf после 2013 года был бы предпочтительнее, он модернизирован: при той же емкости батареи 24 кВт мог проехать на одном заряде на 20-40 км дальше машины 2011-2012 г.в. Также в Nissan Leaf после 2013 года установлен более экономичный отопитель, сам автомобиль стал легче и избавился от выявленных за первые годы выпуска недостатков. Важным условием при поиске электромобиля было наличие в машине порта быстрой зарядки на тот случай, если придется проехать больше 100 км в один день.

В итоге я продал Toyota и обратился в одну из компаний по подбору автомобилей на американских аукционах. Ну и сам параллельно смотрел Leaf на этих же аукционах, находил неплохие лоты, которые должны были торговаться в ближайшее время, и ждал, что компания начнет предлагать мне эти и другие варианты. Но проходит неделя – со стороны компании тишина. Я звоню, спрашиваю, в чем проблема. Мне говорят, что Nissan Leaf за 6500 – это плохая идея. При этом идея не моя – это было их предложение. Менеджер продолжает: за 6500 сложно будет что-то найти что-то стоящее, поэтому нужно расширять бюджет, и тогда они найдут нужный мне лот быстрее, а машина во всех отношениях будет лучше.

Я, конечно, недоволен, с расширением бюджета уже не получится просто поменять Auris на Leaf, а хотелось сделать именно так. Ничего не поделаешь, Toyota продана, пути назад нет, расширяю бюджет. Смотрю на аукционах Leaf уже подороже, лотов стало гораздо больше, и, как мне кажется, за какие-то варианты можно было не только торговаться, но и выиграть. Вижу, по каким ценам уходят хорошие лоты, и не понимаю, почему мне не пишут из компании и не предлагают бороться за лоты. Снова задаю им вопрос, на что мне говорят, что и 7500$ тоже очень и очень мало для Nissan Leaf. Мол, ситуация на рынке непредсказуемо меняется, давайте лучше посмотрим в эти деньги, например, Chevrolet Spark EV...

Тем временем Америка привыкает работать в условиях пандемии, цены начинают возвращаться к своим предыдущим позициям. Каждый день все меньше интересных вариантов в мой выделенный для покупки бюджет. Настаиваю на том, чтобы продолжали искать Nissan Leaf до 7500, ну и они как бы ищут. Еще неделю мне настойчиво предлагают пару "адовых" Nissan Leaf с вырванными колесами, разбитым с трех сторон кузовом без стекол и говорят, что это машины в мой бюджет и что их ремонт будет стоить в Минске меньше 1000 долларов. Если нет, тогда снова уговаривают расширить бюджет. Сказать, что я разочарован, – не сказать ничего. Появляется мысль самому купить машину на аукционе – лучше лотерея, чем дальнейшая потеря времени с этой компанией. Расторгаю договор. Радует, что компания честно вернула мне деньги за неоказанную услугу.

Шаг второй. Торги на аукционе

Регистрируюсь на аукционе, начинаю торговаться. Всё сложно, но я втягиваюсь, несколько раз в последний момент мои ставки за достойные машины по хорошей цене перебивают. Ставки перебивают опытные торговцы из России, Украины, менеджеры из других стран, куда тогда активно "тянули" электромобили. Не отчаиваюсь, продолжаю поиски и параллельно ищу компанию, которая доставит автомобиль из Америки в Минск.

В итоге выхожу на компанию, где предлагают не только помощь в доставке, но и подобрать автомобиль по моим критериям в мои деньги, убеждая меня, что это будет даже несложно. Без договора менеджер присылает мне несколько вариантов, за которые можно торговаться уже прямо сегодня. Показывает несколько уже оплаченных машин, которые они купили и которые сейчас в пути. Цены приемлемые, состояние машин хорошее. Немного подумал – и без особого энтузиазма все-таки подписал договор.

Эти две компании оказались как два разных мира. Менеджер второй шлет мне несколько вариантов в день, дает короткие комментарии по непонятным и странным лотам. Ни разу не просит расширить бюджет или изменить критерий поиска. Шлет только те варианты, которые подходят мне. Прошло всего чуть больше недели, когда в итоге он присылает мне несколько лотов, в их числе две машины, которые не на ходу.

Одна из них в очень хорошей комплектации SL, пробег для электромобиля большой, но батарея с емкостью в пределах 72-78 процентов и в целом очень хорошее состояние машины. По фото видно, что был небольшой удар в правое переднее крыло, пострадало только оно и бампер, зацепили, скорее всего, когда машина стояла на парковке. "Подушки" и остальная безопасность на месте, исправны. Чтобы оценить внутренние повреждения, на аукционе машину разобрали и все запчасти сложили внутрь, болтики также положили в пакетик. Подборщик говорит: раз машина не на ходу, то итоговая цена будет невысокой, конкурентов будет меньше, но брать или не брать – решать мне.

Смотрю фотографии аукциона: панель приборов включается, горит символ, что машина готова к движению, ошибка горит только по свету. Но горит она из-за того, что снята фара, больше ошибок нет. Год выпуска 2013-й – это именно тот модернизированный вариант, на который я даже не рассчитывал, здесь новый зарядный блок и выше запас хода. В итоге я понадеялся, что проблема в машине, из-за которой она не едет, механическая и что я сам справлюсь с ее устранением. Принимаю решение рискнуть, говорю, что готов торговаться. Через несколько часов менеджер присылает сообщение, что лот мы выиграли. На следующий день в банке оплачиваю покупку, перевожу деньги за машину, оплачиваю аукционный сбор и доставку до Минска. Получаю промежуточный финансовый отчет:

  • 250 долларов – подбор авто;
  • 3650 долларов – стоимость машины на аукционе;
  • 2323 – аукционный сбор, доставка в порт Лос-Анджелеса, затем в порт Клайпеды и Минск;
  • 475 долларов – утильсбор и таможенные услуги, в то время как растаможка и НДС отменены;
  • 6698 долларов – итого.

После того как машину доставили и растаможили, в компании мне бесплатно предложили эвакуатор от таможни до мастерской или дома, а также адрес их партнерской мастерской, где, я уверен, качественно могли бы отремонтировать мой автомобиль.

От эвакуатора можно было бы отказаться, потому что прямо на таможне я нашел и устранил причину, по которой Leaf был не на ходу. Перед тем как разобрать поврежденную часть автомобиля, мастера в Америке должны были снять напряжение с высоковольтной батареи. Напряжение снимается за счет демонтажа предохранительного устройства, которое установлено на тоннеле у ног задних пассажиров. Это устройство немного специфически фиксируется.

При беглом осмотре непонятно, как оно должно выезжать на салазках вверх. Рабочие сломали эти салазки, назад устройство уже не вставилось, а даже если бы и вставилось, то не зафиксировалось бы. Может, они и не пытались его вставить обратно, но в любом случае совершенно по-джентльменски признали автомобиль "не на ходу". Прямо на таможне я понял принцип работы этого устройства и, отогнув салазки, установил предохранительный элемент на место – машина поехала. Позже я восстановил эти салазки, и сейчас предохранительный элемент установлен как положено, а ошибок на панели и в блоках не обнаружено.

Шаг третий, братский. Кузовной ремонт

Изначально я хотел воспользоваться услугами партнерской мастерской, именно туда привез мою машину эвакуатор. Мастер на приемке осмотрел повреждения, сказал, что крыло нужно менять. Если все запчасти будут в наличии, то с учетом очереди ремонт займет 3-4 недели. Меня это расстроило: я потерял месяц на поиски машины, а потом два с половиной месяца ее ждал. Подходит время детям идти в школу, а в пригороде без второго автомобиля нам тяжело – работа в городе, спорт и внешкольные занятия там же. Поэтому я подумал, что в своей деревне сделаю ремонт быстрее, мастерских у нас хватает, – и отправился домой.

Как позже выяснилось, не так-то просто в нашей местности найти хорошего кузовщика. Те, кто помоложе, уехали. К тем, кто остался, большая очередь, перед ремонтом нужно ждать 2-3 недели, потом еще пару недель для работы. Чтобы не ждать минимум месяц, возникла даже мысль самому этим заняться: купить крыло, спаять бампер, собрать и покрасить, – опыта у меня в этом деле немного, получилось бы не идеально… Это в принципе меня и останавливало, хотелось сделать хорошо.

Я продолжал поиски и в итоге нашел мастерскую, в которой работают приехавшие к нам из южных республик парни. Работают на тех же точках, где работали до этого наши кузовщики. Парни создавали хорошее впечатление: трудятся официально, поток машин у них хороший, иногда проскакивают дорогие автомобили. Цену мастер назвал среднюю по рынку, но самое главное – на ремонт уйдет максимум неделя, крыло покупать не нужно, восстановят "родное". Все остальные детали – мы вместе посмотрели в багажнике – есть и в хорошем состоянии.

"День-два крыло потяну, день-два выведу плоскость, еще день на покраску, брат. Сегодня суббота, в следующую субботу заберешь, по-братски тебе сделаю", – совершенно искренне, смотря мне в глаза, уверенно сказал человек, напомнивший мне и внешне, и манерами дядю Рафика из советского детства. Он даже был в такой же робе и с закатанными рукавами клетчатой рубашки, как тот, что за вечер в гаражах с шутками и прибаутками перебирал мотор "жигулей" или "Волги".

Ну что же, мы подписали бумаги, я оставил машину, время пошло. Кстати про время: хорошо что я прописал сроки и неустойку за просрочку. На следующий день через щель в заборе увидел, что мастер зачистил небольшую царапину на двери. Еще через пару дней машина исчезла со двора, затем пару раз видел ее в раскрытых воротах мастерской. Прошла неделя, звоню.

"Делаю, брат, крыло шпатлюю, сутки сушу, снова шпатлюю. Чтобы было офигенно, брат! Нужно подождать немного, по-братски прошу. Помню про неустойку, но по-братски пойми, сделать о-ф-ф-фигенно хочу. В следующую субботу отдам, брат".

Ничего не поделаешь, придется ждать. Ладно, пусть две недели, думаю я, но если планирует делать "о-ф-ф-фигенно", пусть делает. Прошла еще неделя. Звонит мастер и говорит, что не хватает брызговика. Но он лежал в багажнике?! Нет, говорит, сто раз смотрел. Говорит: покупай универсальные брызговики, я поменяю оба, чтобы одинаковые были, и покрашу в цвет кузова. Еду на рынок, покупаю, приезжаю, захожу во двор – машина стоит всё еще без крыла и бампера, бампер лежит на стеллаже даже не запаянный.

Выказываю свое недовольство: "Отдал тебе только потому, что ты обещал сделать за неделю". Третья неделя пошла, мы с женой в две руки на разрыв "режем" Matiz, разбавляем поездки каршерингом, уже серьезно думаем над подменной или прокатной машиной. Говорю ему: раз обманул со сроками, давай мне свою машину. Он стоит, улыбается так же особенно, как дядя Рафик из моего советского детства. Говорит, что сам на "подмене" ездит, ну и дальше что-то там про арбузы, которые сейчас привезли и у кольцевой продают. Еще про погоду что-то, ну и в конце уже снисходительно: "В субботу отдам, брат".

Ладно, примеряю брызговики – и они совсем не такие, как "родные". Еду на рынок, меняю на более подходящие по радиусу крыла – они лучше смотрятся, но тоже не то. Менять их больше не на что, а "бэушных" брызговиков на "разборках" сейчас нет. Открываю багажник, чтобы их туда положить, – и вижу там "родной" брызговик. Нет слов, брат! В ответ "Рафик" улыбается, говорит, что осень в этом году хорошая.

Машина не собрана, и понятно, что и в следующую субботу он мне ее не отдаст. На следующей неделе вижу ее уже собранную и загрунтованную, осталось покрасить. На очередную претензию он изменил риторику и начал говорить, что не в субботу, а уже завтра отдаст. Еще неделю он говорил мне про завтра и в итоге все-таки в субботу, ровно через четыре недели, пригласил меня забрать машину. Я пришел и действительно о-ф-ф-фигел!

Машину сделали максимально плохо! Везде, где можно было "накосячить" при покраске, они "накосячили". Что можно было сделать плохо, сделали просто ужасно! Под краской видна шпаклевка, видны поры в ней, закрашены резинки, краска смотрится с 3D-эффектом: потекшее серебро создает эффект ребра там, где его нет, в нескольких местах есть потеки. Местами невооруженным глазом видно, что где-то не перекрыта старая краска. Про то, что не совсем попали в цвет, я уже не говорю, – это меньше из зол.

Красили три элемента – и все отличаются цветом. Фара шатается и закреплена всего на две точки из пяти. Там, где были вкручены болты 6 мм, прямо по резьбе вкрутили ржавые саморезы. Не установлены некоторые пластиковые элементы, потому что он не знает, как их устанавливать. Бампер прикручен к крылу мебельными саморезами, и они видны в щель между бампером и крылом.

Вопрос "как так?" он просто не понял. Он искренне рад, как ему кажется, своему успеху, судя по всему – это его лучшая "поделка". И он также искренне расстроен тем, что я выражаю недовольство. Сначала я подумал, что он так "отдохнул" на моей машине. Но рядом трехлетний BMW – ужас! Даже начинаю переживать за него, ведь человек, который приедет за BMW, возможно, не такой сдержанный от природы, как я. Как бы чего не вышло...

В общем, хорошо, что оговорили неустойку. Кстати, через пару недель после того, как я забрал машину, мастерская прекратила работу. Вот и думай, куда пропал этот мастер – домой уехал или не сложилось у них что-то с клиентами.

Шаг четвертый. Ремонт своими руками

В итоге дома мне пришлось разобрать весь перед и переделать, закрепить фару, выставить зазоры, купить пластиковые защелки, перерезать резьбу, заменить саморезы. После этого ремонта ситуация в стране очередной раз пугает. Все сложнее находить квалифицированных специалистов: к тем, кто еще достойно работает, огромные очереди, остальные уезжают. Какой сферы ни коснись, все чаще вместо "сделаем" слышишь: "Без гарантии можем попробовать".

Очередным печальным подтверждением тому была попытка отдать на переделку сетевой адаптер для электромобиля. Сам блок зарядки установлен в автомобиле, а внешний сетевой адаптер нужно адаптировать со 120 американских до наших 220 вольт. И это как в шутке Николая Фоменко: "Когда я получил водительские "права", стал осторожнее переходить дорогу". Так и у меня с адаптером.

Начинаю обзванивать компании, которые готовы были бы помочь с его переделкой. Год назад цена вопроса была от 100 и достигала 250 рублей. Это притом что за 370 рублей можно было купить уже новое устройство, рассчитанное на нашу сеть. Но дальше – больше: на украинских форумах пишут, что некоторые компании часто просто меняют вилку, не перепаивая детали внутри блока. Такой адаптер может достаточно долго проработать, месяц, год, но у всех рано или поздно сгорает электролит, а у кого-то взрываются варисторы, рассчитанные на американские 120 вольт.

Поэтому, обзванивая компании, я спрашивал, как конкретно они переделывают сетевой адаптер, что меняют кроме вилки. Чаще всего мне говорили: "Что надо, то и меняем". В одной мастерской честно сказали, что варисторы они выкусывают и новые не впаивают, что адаптер может работать и без них. В следующей мастерской мастер меня совершенно серьезно спросил: "Что такое варисторы, где они там стоят, как выглядят?" Надеюсь, он таким образом "троллил" надоедливого клиента, который не хочет просто так отдавать 250 рублей, иначе ситуация на рынке услуг действительно пугает. Именно после этого разговора я поехал на радиомаркет, купил вилку, нужные три детали и перепаял их сам. Цена вопроса – 2 доллара.

Итог

Leaf  2013 года выпуска с пробегом 118.000 километров с американского аукциона стоил мне ровно 7000 долларов. Машина эксплуатируется каждый день, техосмотр пройден, с первых же дней электромобиль затмил собой бензиновое авто и стал основным. Особенно впечатлил он зимой: перед выездом прогревает салон, руль и сиденья. Стекла чистить не нужно, не надо прогревать двигатель и КПП – приходишь и сразу начинаешь движение.

Радует отсутствие частых или затратных ТО. Уже не скажешь как раньше: меняю масло, фильтр, колодки. Колодки почти не стираются, фильтр только салонный, масло лишь в редукторе и всего 1,3 литра, обслуживанием машина совсем не отвлекает.

Также радуют эксплуатационные расходы: при наличии своей розетки с ночным тарифом, а это либо 12 копеек за один кВт/ч, либо 8 копеек за один кВт/ч для тех, у кого дома электроотопление, каждые 100 километров стоят 2 рубля 40 копеек или 1 рубль 60 копеек соответственно. За 14.000 километров, если в среднем считать по 20 кВт/ч на 100 километров, на энергию ушло примерно 330 рублей. Toyota Auris при этом же пробеге при расходе 7 литров на 100 км только бензина бы взяла 980 литров, стоило бы это 1900 рублей. Плюс каждые 10.000 километров нужно было сделать ТО примерно за 100-150 рублей.

Перед покупкой электромобиля меня пугали буквально все, а некоторые даже отговаривали, приводя какие-то выдуманные аргументы. Почти за год эксплуатации они не подтвердились. Сейчас говорят: "Да, все хорошо и классно сегодня с твоим электромобилем, но скоро "умрет" батарея, тогда и посмотрим…" Я лишь могу сказать, что прогресс идет вперед, не учитывая мнение тех, кто его не принимает. А вы либо идете в ногу с прогрессом, либо догоняете его, либо он проходит мимо вас.

Партнеры конкурса:

Компания WESTMOTORS – подбор и доставка без посредников автомобилей и техники из США, Европы, Канады и Китая.

Bir.by – умный поиск недвижимости по новостройкам города Минска